Что будет если поставить аккумулятор большей емкости

Актуально узнать, можно ли в автомобиле использовать аккумулятор большей ёмкости. Для этого необходимо понимать, что зависит от ёмкости АКБ. Популярными страхами является риск спалить стартер и столкнуться с постоянным недозарядом. Мифы, которые нужно развеять.
Содержание
  1. Что будет если поставить аккумулятор большей емкости
  2. Что будет, если установить в автомобиле аккумулятор большей ёмкости
  3. На что влияет ёмкость батареи
  4. Вероятность сгорания стартера
  5. Проблема недозаряда
  6. Для чего увеличивают АКБ
  7. Когда увеличивать ёмкость нельзя
  8. Что будет, если поставить в машину аккумулятор другой емкости
  9. Что зависит от емкости АКБ
  10. Что будет, если поставить аккумулятор другой емкости
  11. Как выбрать АКБ
  12. Аккумулятор с ёмкостью больше штатной: когда можно ставить и когда нельзя?
  13. Сгорит ли стартер?
  14. Будет ли недозаряд?
  15. Для чего нужна повышенная емкость?
  16. А когда нельзя поставить батарею повышенной емкости?
  17. Можно ли поставить аккумулятор большей емкости на автомобиль?
  18. Самые известные мифы об АКБ большей емкости
  19. Путаница с характеристиками АКБ
  20. Как работает АКБ в автомобиле?
  21. Развеиваем мифы об АКБ большей емкости
  22. Соответствие заявленной емкости или чего ожидать от большего аккумулятора?
  23. Развеиваем суеверия
  24. Как на практике?
  25. Принято решение поставить больший АКБ
  26. Нужна ли на самом деле повышенная емкость?

Что будет если поставить аккумулятор большей емкости

Что будет, если установить в автомобиле аккумулятор большей ёмкости

Большинство автомобилистов, которые заботятся о сохранности своего транспортного средства и хотят продлить срок его службы, всегда стараются придерживаться рекомендаций автопроизводителя.

Это касается и вопроса выбора аккумуляторной батареи. В техническом регламенте прописывается, какими именно характеристиками должна обладать АКБ. При этом ключевым параметром справедливо считается ёмкость.

Есть чёткие цифры, на которые опирается автовладелец. И нарушать их он не хочет. Но есть и другая категория автомобилистов, которые размышляют на тему отклонения от регламента. Они хотят вместо стандартной батареи установить устройство с большей ёмкостью. Их часто останавливают различные утверждения о том, что в таком случае начнут проявляться разного рода проблемы, вплоть до сгоревшего стартера. А это вещь очень дорогая в любой машине.

На что влияет ёмкость батареи

Действительно среди автомобилистов пользуется популярностью тема установки АКБ с ёмкостью, которая превышает регламентированные значения.

И тут скептики и люди, не разобравшись в этом вопросе, начинают пугать других автомобилистов возможным выходом из строя генератором, проблемами с недозарядом и прочими неисправностями.

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, для начала нужно разобраться в самой сути АКБ и её ёмкости.

Ёмкостью является вместительность батареи. Это показатель того, сколько заряда вмещается в АКБ. Измеряется в Ампер-часах.

Если простым языком, то ёмкость отображает силу тока, котору нужно приложить для заряда АКБ в течение часа. В машине батарея отвечает за подачу питания на стартер в момент пуска двигателя. Также участвует в работе электрооборудования, если двигатель не запущен.

На батареях, выпускаемых для легковых автомобилей, чаще всего можно встретить показатели ёмкости порядка 45, 50, 60, 75 Ам-ч. Именно это значение и отображает ёмкость.

В машинах АКБ имеют примерное постоянное напряжение, равное 12,7 В. А вот показатели ёмкости зависят от самого автомобиля, объёма двигателя и используемого в машине электрооборудования. Чем эти значения выше, тем батарея с большей ёмкостью потребуется для авто. На малолитражки обычно ставят АКБ на 45-50 Ам-ч. У моторов от 2,0 литров и более это уже 60-80 Ам-ч.

Система электропитания у всех автомобилей одинаковая. В неё входят:

  • аккумуляторная батарея;
  • генератор;
  • стартер;
  • бортовая сеть.

Теперь к вопросу о том, как изменение ёмкости влияет на автомобиль и его электросеть.

Для лучшего понимания представьте 2 ёмкости, наполняемые водой. Одна вмещает 80 литров, другая только 50. При этом наполняются они одним и тем же напором воды, с одинаковой скоростью. В итоге получается, что в ёмкость на 80 литров поместится больше воды, но тара на 50 литров наполнится быстрее. На наполнение 80-литровой ёмкости требуется больше времени, но она всё равно будет в итоге заполнена.

Если потребителей воды много, то именно 80-литровая ёмкость сумеет обеспечить их водой лучше, чем 50-литовый условный конкурент. Примерно так же ситуация обстоит и с аккумуляторными батареями, их ёмкостью.

Тут важно понимать ещё один момент. АКБ заряжается за счёт генератора, когда мотор запущен. Это позволяет сохранить заряд для последующего повторного запуска ДВС после его остановки. Если машина движется короткими перебежками, АКБ может не успеть зарядиться.

Если установить АКБ большей ёмкости, на подзарядку аккумулятора будет уходить больше времени.

Но накопленного тока хватит для выполнения более обширного списка задач, что может стать ключевым фактором в период зимней эксплуатации автомобиля.

Если говорить об установке АКБ с меньшими параметрами по ёмкости, то здесь бытует иное мнение. Якобы батарея перезарядится, и электролит начнёт кипеть. Это не соответствует действительности. Особенно применительно к современным машинам. В них используются датчики, которые следят за уровнем заряда. Как только он достигнет нужного значения, питание от генератора перестаёт поступать на АКБ.

Вероятность сгорания стартера

Одним из главных страхов в отношении того, можно ли использовать на машине аккумулятор большей ёмкости, нежели указано в регламенте и технической документации, является риск спалить стартер.

Тут важно понять одну простую истину, которая во многом и ответит на вопрос о вероятности выхода из строя стартера.

Батарея не подаёт на стартер ток, используя всю свою мощность. Это стартер забирает у АКБ столько заряда, сколько необходимо для запуска двигателя.

Это к вопросу о том, может ли установка АКБ большой ёмкости привести к перегоранию этого узла. Нет, не может.

Стартер будет брать одинаковое количество заряда от любой батареи, вне зависимости от того, какую она имеет ёмкость. Хоть минимальные 40 Ам-ч, хоть 80.

Проблема недозаряда

Ещё один момент, непосредственно связанный с тем, можно ли ставить на машину АКБ большей, нежели регламентированная, ёмкости. Автомобилисты считают, что будет происходить постоянный недозаряд.

Существует популярный миф, согласно которому установка большей батареи ведёт к тому, что генератор с ней не справляется и АКБ будет находиться в состоянии постоянного недозаряда. Это заблуждение, в котором следует разобраться.

Тут всё связано с потребителями. Попробуем ответить на вопрос, можно ли ставить себе в авто аккумулятор с большей ёмкостью, нежели указано в технической документации. Повышение мощности на недозаряд повлиять не может.

В машине есть электропотребители. Причём их аппетит неизменный и постоянный. Стартер не будет брать больше, чем ему нужно. Предположим, что заряд в АКБ полный. Из него условные 10 единиц забрал стартер, чтобы запустить двигатель. Если брать в качестве примера воду, то их ёмкости 80 литров потребуется забрать 10 литров, так и из ёмкости на 40 литров будет отбираться тот же объём в 10 литров. Но генератор быстро восполнит эти единицы за время поездки. И тут не играет принципиальной роли то, какой объём (ёмкость) у аккумулятора. Всё равно возвращать нужно один и тот же объём заряда.

В итоге можно сказать, что в автомобиль поставить себе аккумулятор большей, нежели рекомендует производитель, ёмкости допускается. Никакой катастрофы из-за этого точно не произойдёт.

Для чего увеличивают АКБ

Не всем автомобилистам понятно, зачем именно другие водители ставят под капот иные АКБ, с улучшенными характеристиками.

Если говорить про оптимальные условия работы автомобиля, то увеличение ёмкости АКБ вовсе не требуется. Это актуально, когда генератор работает хорошо, с проводкой нет никаких проблем, поездки на машине регулярные, чтобы восполнять вовремя заряд в аккумуляторе. При таких условиях водитель может годами не обращать внимания на батарею.

Но поскольку далеко не всегда удаётся создать идеальные условия, приходится решать некоторые возникающие проблемы. В случае с городскими жителями, когда машина 99% времени эксплуатируется в черте города, АКБ находится в стабильном состоянии недозаряда. Ведь сначала двигатель запускается, затем преодолевается небольшая дистанция, и машина застревает в пробке. Либо до работы всего несколько километров.

Эффективность генератора на холостых оборотах намного ниже, чем при движении. Из-за этого АКБ заряжается медленнее.

Добавьте сюда работающий кондиционер, подсветку, музыку, массаж кресел, так на аккумулятор и вовсе не будет поступать зарядный ток.

В итоге заряд может восполняться в меньшем объёме, нежели он был затрачен. Если ситуация повторяется изо дня в день, в скором времени можно столкнуться с полным разрядом.

Решением такой ситуации может стать зарядка АКБ с помощью специального зарядного устройства либо выезд за город, позволяющий разогнаться хотя бы до 80-100 км/ч и без остановок проехать дистанцию на 30-50 км. Тогда генератор успеет зарядить АКБ до конца.

Увеличивая ёмкость батареи, городской житель лишь отсрочит разряд. То есть уровень заряда такой АКБ упадёт немного позже, нежели у батареи меньшей ёмкости. Но порой даже такое преимущество имеет огромное значение. Чем больше у автомобилиста времени, пока АКБ держит заряд, тем больше вероятность получить возможность выехать на трассу или съездить за это время в дальнюю поездку. А затем снова в город, и ещё неделями или месяцами проблема разряда может не беспокоить.

Когда увеличивать ёмкость нельзя

Вы уже знаете, можно ли брать для своего автомобиля аккумулятор большей ёмкости и что это даст на практике. Смысл в таком изменении действительно есть, когда потребителей много, а выезжать за город удаётся не так часто, чтобы как следует разогнать генератор.

Но есть ситуации, когда вносить такие изменения нельзя.

Следует понять, почему нельзя в машине ставить аккумулятор с большей характеристикой ёмкости.

Можно выделить 2 основные причины.

  1. Физические ограничения. Подкапотное пространство современного авто заполнено максимально компактно. Конструктивно многие машины рассчитаны на применение батарей определённых габаритов. Если блок окажется больше посадочного места, или выше, он может не поместиться, упереться в капот и пр. Производители АКБ придерживаются определённых стандартов. Чем больше ёмкость, тем более крупные размеры будет иметь батарея. Под посадочное место некоторых авто найти АКБ с улучшенными характеристиками сложно. Максимум увеличение составит 5-10 Ам-ч. А это не так много.
  2. Программные ограничения. Речь идёт о подавляющем большинстве современных автомобилей. Если раньше блок АКБ был самостоятельным, то теперь зарядом управляет электроника, мозги вашего автомобиля. Поставив на авто новый аккумулятор меньшей или большей ёмкости, но сохранив старую программу управления зарядом, никакого эффекта замена не даст. Более того, работа электросистемы может быть нарушена. Ведь компьютер считает, что АКБ имеет 45 Ам-ч, а в действительности там может стоять уже 60 Ам-ч. Это не позволит компьютеру точно отображать текущий заряд. Думая, что в батарее заряда меньше, чем на самом деле, некоторые потребители могут принудительно отключаться. Здесь не обойтись без вмешательства в мозги машины. А это можно сделать только у специалистов, за отдельную плату.
Читайте также  Датчик скорости нива шевроле где находится

Ставить другую батарею или нет, дело личного каждого. Да, в определённых ситуациях это верное решение. Но только при условии, что батарея была прописана систему вашего автомобиля.

Обязательно хотя бы раз в месяц рекомендуется выезжать за город, разгоняться до 90-100 км/ч, не нарушая при этом правила, и давать двигателю с генератором как следует поработать. Это полезно для АКБ, генератора, самого двигателя, топливной системы.

Что будет, если поставить в машину аккумулятор другой емкости

Многие автолюбители задумывались над тем, можно ли использовать в автомобиле аккумулятор емкостью, которая отличается от рекомендуемой производителем. Но что будет, если все таки поставить такую батарею? Существует мнение, что если поставить АКБ меньшей ёмкости, то он может перегреваться и закипеть во время работы. А если использовать большей, то батарея будет все время не до конца заряжена. И это приведет к быстрой поломке.

Что зависит от емкости АКБ

Емкость аккумулятора – это его вместительность, то есть то, сколько заряда может вместить себя батарея. Этот параметр измеряется в ампер-час. Если сказать простым языком, то емкость показывает, какую силу тока надо приложить, чтобы разрядить АКБ за один час. В автомобиле аккумулятор необходим для питания стартера, благодаря которому заводится двигатель. Так же энергия используется при работе электроприборов.

Напряжение у автомобильных аккумуляторов примерно постоянно – 12,7В. А вот емкость зависит от функционала машины, объема двигателя. Если автомобиль оснащен большим количеством электроники и имеет двигатель 2.0- 3,5 литра, то и батарея должна быть ёмкостью 60 – 75 Ам*ч. А малолитражке, с объемом двигателя 1,2 – 1,5 литра, хватит АКБ 45 Ам*ч.

В каждой машине есть сеть электропитания. Она включает в себя: аккумулятор, от которого энергия поступает к генератору, стартер, бортовую сеть.

Бортовая сеть использует очень мало энергии. Если нет, конечно, дополнительного энергоемкого оборудования. Стартер работает только при запуске двигателя. В среднем ему нужно 1-2 Ампер энергии. В холодный период года эта цифра возрастает. После запуска двигателя, генератор должен восполнить потерю тока АКБ.

У генератора тоже есть характеристики. Это мощность. Она может быть 40, 70, 80 А и так далее. Эта характеристика говорит о максимальном токе, который может дать генератор в час. Но ток, необходимый для подзарядки батареи, в несколько раз меньше.

Что будет, если поставить аккумулятор другой емкости

Так что же будет, если в машину поставить аккумулятор большей ёмкости? Батарея будет просто дольше заряжаться. Но, следовательно, и тока ей хватит на большее время, что особенно важно в холодный период года. Так как нужна энергия не только, для того чтобы крутить поршни, но и для более густого моторного масла.

Считается, что если поставить аккумулятор меньшей ёмкости, чем заявлено производителем, то во время зарядки батарея может перегреться и закипеть. Но это не так. Все современные автомобили компьютеризированы. И как только заряд в дойдет до нужных цифр, питание от генератора перестанет поступать на батарею.

Как выбрать АКБ

При выборе аккумулятора нужно учитывать:

  • Мощность генератора.
  • Электрооборудование автомобиля. Так как от количества электроники зависит количество потребляемой энергии бортовой сетью.
  • Размеры машины. Чем больше емкость аккумулятора, тем больше его габариты. И в малолитражку батарея с емкостью 75Ам *ч просто не поместится.
  • Климатические условия. В морозы для запуска двигателя необходимо большее количество энергии, поэтому и аккумулятор желательно брать более емкий.
  • Расстояния, на которые вы будете ездить. При недолгих поездках, аккумулятор с большой емкостью не будет полностью заряжаться. Так что нет смысла покупать «большую» батарею.

Если вы решили поставить АКБ иной мощности, то ничего страшного не произойдет. Главное, чтобы аккумулятор поместился в штатное место машины.

Аккумулятор с ёмкостью больше штатной: когда можно ставить и когда нельзя?

Пришли холода и первые ночные заморозки – а, значит, стоит ждать неприятных сюрпризов от стареньких аккумуляторов, которые теплым летом еще кое-как справлялись со своими задачами. Автовладельцы отправляются в магазин за новыми батареями, и многим приходит в голову мысль: а может быть, взять емкость побольше прежней?

Даже в наши просвещенные времена в народе живет и не думает умирать популярный гаражный миф, согласно которому установка аккумулятора с емкостью, выше паспортной, считается опасной. Дескать, стартер сгорит, а генератор надорвется, ибо электросистема автомобиля «рассчитана на аккумулятор определенной емкости».

Однако на самом деле емкость аккумулятора может быть любой!

Можно в два раза больше, можно в три. В пять. В десять. Сколько влезет. Лишь бы не меньше штатной. Если взбредет в голову такая блажь, можно поставить в багажник Daewoo Matiz «грузовой» аккумулятор на 12 вольт/225 ампер-часов, массой около 60 килограммов, и вывести толстые провода от него в моторный отсек. И даже в таком случае никаких проблем в электросети автомобиля не возникнет – ни со стартером, ни с генератором. Стартер будет исправно крутить, точно так же, как и с родным матизовским АКБ емкостью 35 ампер-часов. А генератор – заряжать.

Почему так? Все очень просто!

Сгорит ли стартер?

Сперва об «опасности сжечь стартер». Выразимся не совсем технически, но понятно – не батарея дает стартеру ток изо всех своих сил, а стартер берет его у батареи – столько, сколько ему нужно.

Обладая постоянным собственным сопротивлением, он берет от аккумулятора ток, согласно классическому закону Ома – напряжение батареи делится на сопротивление стартера. И если, скажем, стартер того же Матиза потребляет ток 100 ампер (условно) от родной 12-вольтовой батареи емкостью 35 ампер-часов и размером с пакет молока, то те же 100 ампер (а не двести, не триста и т.п.) он возьмет и от огромной 60-килограммовой 225-амперчасной батареи, вытащенной гипотетически из какого-нибудь грузовика (при условии, что она тоже 12-вольтовая, разумеется).

Будет ли недозаряд?

Теперь об «опасности недозаряда». В рамках того же популярного мифа многие считают, что если штатный аккумулятор автомобиля заряжается генератором исправно, то с увеличенной емкостью батарея будет всегда недозаряженной. И это тоже категорически не так!

Стартер (как и любые прочие электропотребители автомобиля) обладает постоянными и неизменными характеристиками «аппетита» — перейдем уж полностью на кулинарную терминологию для простоты. И если представить количество энергии в полностью заряженном аккумуляторе, как некий объем воды, то для запуска двигателя стартер «выпьет» из батареи, скажем, один «литр». А генератор этот «литр» восполнит минут за десять поездки. И нет никакой разницы – откуда этот «литр» будет взят и куда возвращен – из емкости объемом 35 «литров» или из емкости 225 «литров»!

Для чего нужна повышенная емкость?

А, собственно, в идеальных условиях она и… не нужна! Если генератор и электропроводка автомобиля исправны, а поездки регулярно восполняют затраченный стартером объем энергии, то можно годами ездить, вообще не интересуясь состоянием аккумулятора – как будто его нет.

Но это идеальная ситуация, в жизни встречающаяся редко. На деле батареи в машинах большинства жителей городов всегда находятся в состоянии небольшого перманентного недозаряда. Завели машину (отняли часть запаса энергии батареи), поехали, встали в пробку. На холостых оборотах работа генератора малоэффективна, а если включить свет, печку, разные обогревы и прочее, то аккумулятор вообще перестает пополняться.

В итоге, если вернуться к литрам воды, изображающим энергетическое содержимое аккумулятора, то за поездку был затрачен, скажем, «литр», а возвращено 0,7. И так каждый день. Если ничего не предпринимать (а нужна либо зарядка аккумулятора внешним зарядным устройством, либо хотя бы хорошая дальняя поездка с ветерком и без пробок), то через какое-то время в один далеко не прекрасный день вы просто не заведете мотор.

А с батареей увеличенной емкости? Тоже не заведете! Но только случится это позднее. На неделю. На две. Или на месяц. В зависимости от объема емкости сверх нормы и многих других факторов. Срок прибавки не спрогнозировать. Но этот временной «бонус» может очень здорово помочь – возможно, в течение него, к примеру, выдастся дальняя поездка. Или вовсе весна наступит…

А когда нельзя поставить батарею повышенной емкости?

Препятствия часто могут быть чисто геометрические. Это на Волге или старом УАЗе под капотом был запас свободного места на вдвое большую батарею, а на многих современных машинах место под аккумулятор ограничено весьма жестко – влезает аккумулятор со строго определенными габаритами длины, ширины и высоты, и все. И в этих параметрах вам, скорее всего, удастся купить только батарею той же емкости, что и была. Ну, максимум на пять ампер-часов больше…

Читайте также  Почему не работает прерывистый режим дворников

Совсем другая история — когда батарею увеличенной емкости поставить физически возможно, но «просто взять и заменить» нельзя – после замены требуется внести изменения в настройки системы управления двигателем! «Что за бред?!» – спросил бы технически грамотный автовладелец лет, эдак, десять-пятнадцать назад. И был бы прав – это действительно звучит как бред, ибо раньше система зарядки аккумулятора от генератора была полностью самодостаточной и автономной, и «мозги» автомобиля не вмешивались в этот процесс. На бюджетных машинах в массе своей так, в общем-то, и осталось, но в современных авто от среднего класса и выше процесс зарядки батареи все чаще комплексно контролирует умная электроника, «менеджер бортовой электросети».

Работает это так: на проводе, идущем от аккумулятора к генератору, стоит датчик силы и направления тока, по которому «мозги» определяют количество энергии, идущее от аккумулятора (разряд) и обратно (заряд). А поскольку в память управляющей программы занесено значение штатной емкости батареи, она всегда в режиме реального времени знает, до какой степени реально наполнен аккумулятор.

Знание состояния аккумулятора важно на автомобиле с развитой электрикой и электроникой – с опцией «старт-стоп» и прочими сервисами. К примеру, система может отследить существенное снижение уровня заряда батареи из-за длительного движения в пробках с множеством включенных мощных электропотребителей, и в какой-то момент по своему разумению отключить часть из них принудительно. Обычно что-то необязательное, типа обогрева заднего стекла или сидений. Восстание машин? Нет, забота! Чтобы вы завтра наутро завели мотор, а не бегали с проводами в поисках прикуривальщика…

Также система может снизить напряжение в бортсети, подав команду на генератор, если аккумулятор полностью заряжен, дабы уменьшить выкипание воды из электролита и продлить батарее жизнь. Есть еще много разных ситуаций, в которых задействован «менеджер электричества», но основа его корректной работы – знание реальной емкости батареи.

Если вы просто поставите АКБ увеличенной емкости, весь контроль потоков энергии к батарее и от нее пойдет насмарку, ибо рассчитываться все будет исходя из иной начальной емкости, неверной. Поэтому эти данные нужно запрограммировать в систему – вот только, к сожалению, для этого обычно требуется дилерский софт и диагностическое оборудование. Конечно, если вы где-то в глуши, вдали от официального сервиса были вынуждены купить и самостоятельно поставить батарею иной емкости, нежели была, ничего страшного прямо сразу не случится – вы заведете мотор, поедете, и все системы управления, комфорта и безопасности будут исправно работать. Но заехать в ближайшее время к дилеру и «прописать» в системе новую батарею все же стоит.

Можно ли поставить аккумулятор большей емкости на автомобиль?

Вокруг темы – можно ли поставить аккумулятор большей емкости – гуляет очень много мифов и заблуждений. Большинство из них возникли на почве отсутствия базовых знаний и путаницы в понятиях, а потому абсолютно абсурдны. Некоторые могут иметь место быть, но только при определенном стечении обстоятельств. Цель данного материала – разложить все по полочкам, развеять абсурдные мифы, и подтвердить справедливые утверждения.

Самые известные мифы об АКБ большей емкости

Начнем с перечисления самых популярных ответов на вопрос – что будет, если поставить аккумулятор большей емкости:

  • АКБ большей емкости не будет успевать подзаряжаться от штатного генератора, и со временем гарантированно сядет полностью.
  • Во время заряда АКБ большей емкости будет потреблять такой большой ток, что сгорит выпрямитель или реле-регулятор.
  • На АКБ большей емкости указан большой пусковой ток, из-за которого непременно может сгореть стартер.
  • Если на генераторе написано, например, 50 А, то АКБ емкостью больше 50 А*ч ставить ни в коем случае нельзя, так как он ее не «потянет».
  • АКБ большей емкости придется постоянно подзаряжать от стационарного зарядного устройства.
  • АКБ большей емкости всегда имеет большие габариты, а потому не влезет на штатное место под капотом.
  • АКБ тем дороже, чем больше у нее емкость.

На всякий случай добавим сюда еще один миф, который гласит, что АКБ меньшей емкости, чем положено, будет постоянно «закипать». Ниже развеем и это заблуждение, поскольку оно всегда сопутствует рассматриваемую тему.

Абсолютно все вышеперечисленные мифы и заблуждения возникают по двум причинам. Во-первых, из-за путаницы с характеристиками автомобильных аккумуляторов. Во-вторых, из-за непонимания процессов, которые происходят в связке генератор-АКБ. А потому глупо надеяться развеять эти мифы, не разобравшись с этими, на самом деле элементарными, вещами.

Путаница с характеристиками АКБ

Любой автомобильный аккумулятор, независимо от технологии (кальций, гель и так далее) имеет один и тот же набор характеристик:

  1. Номинальное напряжение.
  2. Емкость.
  3. Максимальный пусковой ток.

Номинальным напряжением батареи легкового авто принято считать показатель в 12 В. При этом, для любой АКБ существует еще, как минимум, три понятия напряжения. Это напряжение в состоянии покоя (до 12,7 В), во время заряда (13,8-14,5 В), и сразу после зарядки (больше 13 В).

Емкостью батареи называется количество энергии, которое в ней запасено. Измеряется в А*ч (ампер-часах). Означает, что АКБ емкостью, например, 60 А*ч сможет обеспечить энергией нагрузку в 1 А в течение 60 часов. Эта же батарея в теории сможет питать нагрузку в 2 А в течение 30 часов, и так далее. Соответственно, если в автомобиль вместо штатной АКБ установить аккумулятор большей емкости, то та же самая нагрузка сможет проработать в автономном режиме дольше.

Так, если вместо АКБ емкостью 60 А*ч установить модель на 70 А*ч, то нагрузка в 1 А сможет проработать 70 часов вместо 60. Это означает, что при заглушенном двигателе можно будет дольше слушать музыку, оставлять авто со включенными габаритами, ставить на сигнализацию на гораздо большие сроки и так далее.

Максимальный пусковой ток – это ток, который в состоянии кратковременно выдать батарея. В автомобиле единственным потребителем тока такой величины является только стартер.

Как работает АКБ в автомобиле?

Теперь кратко рассмотрим, как АКБ работает в автомобиле в связке с генератором, стартером и другими потребителями. Это также понадобится нам для развеивания перечисленных выше мифов и утверждений.

Если объяснять максимально упрощенно, то установленная в автомобиле аккумуляторная батарея работает всего в двух режимах:

  1. Разряд.
  2. Заряд.

Первый режим можно наблюдать при заглушенном двигателе и в момент его запуска. Когда двигатель не заведен, энергия из батареи расходуется на работу различных потребителей – магнитолы, охранной системы, включенных габаритных огней и так далее. Даже если на современном автомобиле все это выключить, то некоторые приборы все равно будут потреблять ток от 20 мА до 150 мА. Это означает, что за 10 часов стоянки из батареи может «уйти» до 1,5 А*ч запасенной энергии.

Во время запуска двигателя потребителем тока становится стартер. Этот прибор потребляет в среднем около 400 А в течение нескольких секунд. Здесь важно понимать, что стартер потребляет не столько, сколько сможет выдать АКБ, а столько, сколько ему нужно. Если же столько, сколько ему нужно, батарея выдать не сможет, двигатель не заведется.

Для лучшего понимания рассчитаем, сколько энергии в ампер-часах успеет вытянуть стартер из батареи за те несколько секунд, в течение которых будет работать. Допустим, в процессе запуска двигателя он потреблял ток в 400 А в течение 5 секунд. Переведем секунды в часы. 5 секунд – это примерно 0, 00139 часов. При указанной силе тока стартер за это время «вытянет» из АКБ около 0,5 А*ч (перемножаем силу тока в амперах на время в часах).

После того, как двигатель запущен, батарея переходит в режим заряда. В первые секунды (поскольку она подсела перед этим и имеет меньшее внутреннее сопротивление) ток заряда составляет несколько ампер. Затем ток заряда составляет меньше одного ампера, и так до того времени, пока батарея не зарядится.

Многие скажут, что это все слишком упрощено, и на самом деле все сложнее. И будут правы. Но для развеивания наших мифов и этой информации будет вполне достаточно. А где потребуется углубиться в процессы работы АКБ, там это будет сделано.

Развеиваем мифы об АКБ большей емкости

В такой последовательности, в какой были перечислены мифы выше, и пойдем.

Постоянный недозаряд АКБ большей емкости. Из представленных выше цифр можно понять, что АКБ во время простоя и запуска двигателя теряет не так уж много энергии. Всего каких-то жалких пару ампер-часов при емкости в 60-70 А*ч. А потому, вроде бы, причин для того, что генератор не успеет восстановить ее, нет.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда батарея разряжена не на пару ампер-часов, а почти полностью. Зарядится ли она в таком случае, если будет большей емкостью, чем «положено». Ответ – да. Конечно же зарядится. Но для этого понадобится больше времени.

Запомните раз и навсегда: не успеть зарядиться АКБ может только тогда, когда:

  • Двигатель (и генератор) проработал слишком мало времени. Так, при кратковременных поездках не будет успевать заряжаться даже штатная АКБ с емкостью, «как написано в книжке».
  • На улице отрицательная температура, при которой батарея любой емкости начинает принимать заряд далеко не сразу после запуска двигателя.
  • В цепи генератор – выпрямитель – реле-регулятор есть неполадки.

АКБ большей емкости во время заряда будет потреблять чрезмерно большой ток. Это заблуждение. К такому выводу приходят те, кто думает, что сила тока заряда АКБ прямо пропорционально зависит от ее емкости. На самом деле сила тока заряда зависит от текущего внутреннего сопротивления батареи. А оно зависит, в свою очередь, от степени ее заряженности.

Читайте также  Почему дергается машина ваз 2110

Так, чем сильнее разряжена батарея, тем ее внутреннее сопротивление меньше. Соответственно (по закону ома), она может пропускать через себя больший ток. Однако это работает абсолютно одинаково как в батарее на 60 А*ч, так и на 90 А*ч, и в любой другой. То есть, если взять две такие батареи, и сделать так, чтобы в обеих осталось энергии по 50 А*ч, а потом заряжать их одинаковыми зарядными системами, то ток заряда будет примерно одинаковым. Только вторую батарею заряжать придется дольше.

АКБ большей емкости выдает больший пусковой ток, из-за чего может сгореть стартер. 100-процентный миф. Потребляемый стартером ток не зависит от того, какой максимум способна выдать АКБ. Как уже было сказано выше, он потребляет столько, сколько ему надо. Это, в принципе, справедливо для любого прибора. То есть, если на аккумуляторе написано, что его пусковой ток составляет 600 А, это вовсе не означает, что через ваш стартер пойдет именно такой ток. Такая надпись обозначает, что если стартеру нужны эти 600 А, то данная АКБ их способна обеспечить. Если же для работы ему надо всего 300 А, то ровно столько он и возьмет из батареи, что бы не было на ней написано.

Если на генераторе написано 50 А, то АКБ емкостью больше 50 А*ч ставить нельзя. Якобы такой генератор не сможет зарядить батарею, и так далее. На самом деле нет никакой связи между этими двумя параметрами. То, что написано на генераторе – это всего лишь максимальный ток, который он способен вырабатывать в момент времени. Этот ток распределяется между всеми работающими потребителями – системой зажигания, освещением и так далее. Из этих 50 А на аккумулятор уходит не более нескольких ампер. А то и доли ампера.

АКБ большей емкости придется постоянно заряжать вручную. Этот миф является продолжением первого рассмотренного здесь заблуждения. Однако, как уже было сказано, если аккумулятор на вашем автомобиле не успевает заряжаться от генератора, то виной тому не его емкость, а другие причины. Если система заряда работает нормально, и вы не эксплуатируете автомобиль только для очень коротких поездок, то подобных проблем не будет.

Чтобы окончательно развеять этот миф, можно провести следующий эксперимент. Возьмем два аккумулятора емкостью 60 А*ч и 90 А*ч в полностью исправном и заряженном состоянии. То есть изначально в первом запасено 60 А*ч энергии, а во втором – 90 А*ч. Теперь подключим к этим АКБ на одно и то же время одинаковую нагрузку. К примеру, лампочку, потребляющую ток в 3 ампера на один час. Что произойдет с АКБ? Как изменится их состояние?

А изменится то, что в первой АКБ после эксперимента останется энергии в количестве 57 А*ч, а во второй – 87 А*ч. Сколько теперь надо ампер-часов, чтобы восстановить (зарядить) наши аккумуляторы? Что для первой, что для второй надо 3 ампер-часа. Так почему же тогда АКБ большей емкости будет не успевать заряжаться на автомобиле?

АКБ большей емкости всегда больше по размерам, а потому просто не влезет на свое место. Этот миф неоднозначный. Теоретически, конечно, чем большей емкости АКБ, тем она должна иметь большие габариты. Однако не всегда. С развитием технологий производителям удается «запихать» все больше «ампер-часов» в корпусе одного и того же размера. Кроме того, ничего не мешает установить АКБ не на штатное место, а например, где-нибудь в багажном отсеке, где места достаточно.

Чем больше емкость АКБ, тем она дороже. Это тоже не так. Вернее, не всегда так. Сегодня вполне реально найти несколько аккумуляторов с одинаково большой емкостью по совершенно разной цене. Если не гнаться за известным брендом, который на 30% увеличивает ценники, то АКБ большей емкости можно купить даже дешевле, чем рекомендуемый производителем вариант.

Ну и, в завершение, пару слов о закипании АКБ меньшей емкости. Чтобы доказать, что это не более, чем просто миф, достаточно объяснить, при каких обстоятельствах «кипит» АКБ. А кипит аккумулятор тогда, когда через него продолжают пропускать ток после того, как он полностью зарядился. Такое происходит исключительно при неисправном реле-регуляторе, неспособном своевременно отключать заряд от генератора. Такая поломка будет причиной закипания любого аккумулятора, независимо от его емкости.

Итоги

По итогу получается, что нет абсолютно никаких обоснованных причин отказываться от покупки аккумулятора с большей емкостью. Это не только безопасно, но и в некоторой степени выгодно. Так, АКБ большей емкости повысит шансы успешного запуска двигателя в морозы, позволит дольше слушать музыку во время стоянки. Актуальной такая покупка будет для тех, кто проживает в северных регионах нашей страны, либо надолго оставляет автомобиль с включенной сигнализацией.

Соответствие заявленной емкости или чего ожидать от большего аккумулятора?

  1. Развеиваем суеверия
  2. Как на практике?
  3. Принято решение поставить больший АКБ
  4. Нужна ли на самом деле повышенная емкость?

Ходит много мифов про несовпадение аккумуляторной емкости: можно ли устанавливать больший вариант, чем заявленный. Не одно поколение автомобилистов пугает этот вопрос. Действительно ли можно поставить меньший или больший агрегат и что будет? Сразу можно сказать, ничего ужасного не произойдет. Единственный момент, чтобы они поместились в штатное место автомобиля.

Развеиваем суеверия

Суждения интернет-знатоков о том, что батарея долго не протянет, можно забросить куда подальше. Такие запугивания неопытных водителей ничего не значат. Пущенная в массы такая страшилка свидетельствует о незнании человека базовых азов об электрических механизмах авто, да и скорей всего разумным такое не назовешь.

Чтобы прогнать пелену технических предрассудков и убрать затмение в отношениях со своим аккумулятором, нужно уяснить важные моменты. Знайте, автомобильный генератор безразличен к числу аккумуляторных ампер-часов, с которым ему приходится вместе функционировать. Устройство агрегата основано на «реакции» только на идущий параметр потребления электроэнергии электрической сети транспортного средства.

Когда потребление будет низким, будет вырабатываться одинаковое количество энергии. В случае с высоким показателем, генератор начнет питать бортовую сеть большим объемом.

Как на практике?

Допустим мы поставили большую батарею, имеющую одинаковое напряжение с генератором. Можно наблюдать такую картину: она всего лишь дольше заряжается, пусть не совсем, но дольше. Также стоит учитывать, что будет и разряжение быстрее. Зимой это актуально, больший запас аппарата сохранится дольше «холодных» запусков.

Многим известно, что вырабатываемая энергия приравнивается к уровню потребления. Оно не может быть меньше или больше. Безобидность установки на машину АКБ большей емкости, чем рекомендовано заводской комплектацией подтверждается некоторыми исследованиями. Понятно, что по истечении времени, после интенсивной эксплуатации, любой аккумулятор утрачивает изначальную емкость. Получается, что на автомобиле установлен «неправильный» агрегат. При этом не закипает при зарядке. Если верить «аккумуляторному мифу», это должно произойти.

В качестве еще одного примера можно вспомнить патрульные машины. Известно, что они обязательно оснащаются дополнительной батареей. Таким образом подпитываются мигалки, различная служебная техника. Кстати, никто из водителей не замечал стремительного выхода из строя аккумуляторов из-за недозаряда.

Принято решение поставить больший АКБ

Покупая новое изделие, рекомендуется обращать внимание на несколько моментов. Помимо параметра емкости, важно пусковое напряжение. Представив, что в японском автомобиле был установлен штатный прибор 45Ач ТХП 410А. Что говорит о стартерной мощности примерно 1кВт, при этом двигатель не имеет большого момента сопротивления во время старта. Такая машина понятно, не всегда может быстро завестись при морозе. Поэтому, учитывая климатические особенности, лучше отдавать предпочтение батарее с большей емкостью, например, в 60Ач. Это улучшит работу мотора, увеличится момент на валу стартера, что просто необходимо в зимний период.

Нужна ли на самом деле повышенная емкость?

Собственно говоря, по нормальному – она не нужна! Когда электрическая проводка и генератор в исправном состоянии, регулярное передвижение восполняет энергетический объем, затраченный стартером, ездите себе хоть годами. Можно даже не заглядывать в аккумулятор, забыв о нем.

Только такая идеально гладкая ситуация встречается редко по жизни. В реалиях большинство батарей при ежедневной эксплуатации приобретает незначительный недозаряд. Завелось авто – часть энергии ушло. Потом поехали дальше, случилось остановиться в пробке. Холостая оборачиваемость функциональности генератора будет малоэффективной. Если учитывать, что свет включен, работает на обогрев печка, тогда наполнение аккумулятора вообще прекратится.

Складывается следующее мнение: меньший по сравнению со штатным агрегат зарядится быстрее, чем установленный заводом-производителем. Если поставить батарею с большей емкостью, произойдет максимальный заряд немного позже штатного варианта. Это и все: катастрофа не случится под капотом из-за установки неподходящего габаритами аккумулятора. Действительно, емкость аккумулятора допустима любая. Так что ставьте, какой вздумается, никаких проблем не возникнет.

Оцените статью
Добавить комментарий