Для проблемного обучения характерно то что

Теорию о проблемном обучении первым изложил американский философ Джон Дьюи. В 1894 году этот учёный основал специальную школу в г. Чикаго. В ней классический план учёбы заменили играми и трудом. Учёный в своём методе преподавания опирался на инстинкты детей.
Содержание
  1. Для проблемного обучения характерно то что
  2. Технология проблемного обучения — функции, преимущества и недостатки метода
  3. История возникновения
  4. Определение и характеристика
  5. Главные понятия
  6. Условия реализации
  7. Классификация технологии
  8. Цели и концепция
  9. Методы обучения
  10. Технологическая схема
  11. Алгоритм решения
  12. Моделирование уроков
  13. Преимущества и недостатки
  14. Проблемное обучение как одно из направлений обучения
  15. Характеристики проблемного обучения
  16. Готовые работы на аналогичную тему
  17. История развития проблемного обучения в отечественной педагогике
  18. Этапы проблемного обучения
  19. Тест по методике проблемного обучения
  20. Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
  21. Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании
  22. Охрана труда
  23. Оставьте свой комментарий
  24. Подарочные сертификаты
  25. Проблемный метод обучения, как активный метод Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»
  26. Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насырова Д.М., Очилова М.Р., Кадырова З.Б.
  27. Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насырова Д.М., Очилова М.Р., Кадырова З.Б.
  28. Problem method, as an active method
  29. Текст научной работы на тему «Проблемный метод обучения, как активный метод»
  30. Сущность и особенности проблемного обучения

Для проблемного обучения характерно то что

Технология проблемного обучения — функции, преимущества и недостатки метода

История возникновения

Теорию о проблемном обучении первым изложил американский философ Джон Дьюи. В 1894 году этот учёный основал специальную школу в г. Чикаго. В ней классический план учёбы заменили играми и трудом. Учёный в своём методе преподавания опирался на инстинкты детей. То есть привычные занятия чтением, счётом и письмом проходили лишь тогда, когда ученики самостоятельно приходили к решению, что эти знания им необходимы.

Философ полагал, что существует четыре инстинкта:

  • социальный;
  • конструирования;
  • художественного выражения;
  • исследовательский.

Чтобы дети могли удовлетворить указанные инстинкты, им предоставлялись такие средства познания, как слова, произведения искусства и технические устройства. Учеников вовлекали в игровую и практическую деятельность.

В Советском Союзе уроки на основе идеи американского учителя были впервые проведены в 1923 году. Прежнюю систему обучения при этом объявили отжившей и заменили лабораторно-бригадной. В 1932 году Центральный комитет ВКП (б) объявил указанный способ преподавания прожектёрством и официально отменил.

Определение и характеристика

Современное проблемное обучение — это организация уроков, предполагающая создание учителем проблемных ситуаций, для решения которых учащимся необходимо провести активную самостоятельную работу. Такой процесс позволяет детям творчески овладеть профессиональными знаниями и умениями, развить мышление.

Проблемное обучение характеризуется как учебно-воспитательный процесс, который строится на полном взаимодействии преподавателя и обучающихся детей. Его цель в том, чтобы ученики не только усвоили готовый научный материал, но и сумели овладеть способами получения этой информации.

Такое обучение формирует и развивает интеллектуальную, мотивационную и эмоциональную сферы, а также индивидуальные способности. При этом основной упор делается на общее развитие ребёнка, а не на передачу ему научных выводов.

Главные понятия

Автор технологии проблемного образования выделял два главных понятия: учебная проблема и проблемная ситуация. Каждое из них имеет свои характерные черты.

Так, к признакам проблемы относятся:

  • Создание ситуации, которую необходимо решить.
  • Интерес учеников к вопросу и их готовность искать разнообразные пути для его решения.

Проблемная ситуация представляет собой один из видов взаимоотношений учителя и ученика, при которой у учащегося возникает психическое состояние, побуждающее его найти, изобрести или освоить новые знания и способы действия, необходимые для выполнения поставленного преподавателем задания. Она возникает в результате учебных или практических действий, которые содержат известные и неизвестные обучаемому ребёнку факторы.

Подобная ситуация характеризуется наступлением у ученика состояния интеллектуального затруднения, вызывающего у него желание выйти из возникшего затруднения. Это положение обычно возникает в случаях, когда у задачи с ограниченной первоначальной информацией существует несколько вариантов решения.

Условия реализации

Для того чтобы применять подобную модель обучения детей, нужно учитывать условия её реализации. К таковым относятся:

  • Отбор наиболее актуальных и существенных задач.
  • Выявление нюансов этого обучения в разных видах учебной работы.
  • Формирование подходящей системы преподавания.
  • Изготовление учебников и пособий, методических рекомендаций.
  • Индивидуальный подход к каждому ученику и высокий уровень преподавательских способностей, которые помогут ребёнку развить активную познавательную деятельность.

Классификация технологии

Подобно другим научным дисциплинам проблемное обучение классифицируется по разным признакам. Так, по форме применения оно является общепедагогическим. Его тип управления — система малых групп. По способу взаимодействия с учащимся этот вид образования классифицируется, как свободное воспитание, в котором преобладает проблемный метод. Проходить обучение по нему могут все категории детей, то есть по этому типу учёба является массовой.

Кроме того, технология подразделяется на следующие виды:

  • Главный аспект развития ребёнка — биогенная, социогенная, психогенная.
  • Способ усвоения знаний — ассоциативно-рефлекторная, бихевиористская.
  • Направленность структуры личности учащегося — соединение знаний, умений, навыков или способы умственных действий.
  • Организация работы — групповая, академически-клубная.
  • Философская идея — прагматически-приспосабливающаяся.
  • Модернизационное направление — повышение активности и интенсивности деятельности учеников.

Отдельно можно выделить классификацию технологии по характеру содержания. По указанному критерию выделяют такие формы преподавания, как:

  • обучающая;
  • светская;
  • общеобразовательная;
  • гуманистически-технократическая;
  • проникающая.

Цели и концепция

Проблемная технология ориентирована на достижение трёх основных целей. К ним относятся следующие:

  • Приобретение ребёнком знаний, умений и навыков.
  • Усвоение учащимся различных методов самостоятельной деятельности.
  • Развитие у обучаемого способностей к познанию окружающего мира и творчеству.

Концептуальные взгляды проблемного преподавания были изложены его основателем Джоном Дьюи. Учёный сформулировал следующие положения:

  • Каждый ребёнок во время развития индивидуально повторяет путь к познанию, пройденный человечеством ранее.
  • Усвоение получаемых от преподавателя знаний происходит спонтанно, как-либо управлять этим процессом невозможно.
  • Ученик усваивает знания и навыки не за счёт органов чувств, например, слушая преподавателя, а в результате удовлетворения естественной потребности в них.

Философ полагал, что такая концепция непременно приведёт к достижению положительного результата. Но для этого преподавателям необходимо создать для учеников наиболее благоприятные условия обучения:

  • Учебный материал должен удивлять детей и вызывать у них любопытство.
  • Задачи следует ставить так, чтобы их было интересно решать.
  • Обучение должно быть связано с жизнью учащихся, их играми или трудовой деятельностью.

В свою работу учителям рекомендуется включать специальные игровые процессы. Для этого подойдут такие виды игр, как:

  • операционные;
  • психодрама;
  • имитационные;
  • социодрама;
  • деловые;
  • исполнение ролей.

Методы обучения

Существует несколько приёмов обучения, основанных на создании проблемы, которая контролируется педагогом. Их делят на три основных вида:

  • Частично-поисковый. Используется в случаях, когда созданная ситуация разрешается учениками под руководством преподавателя. Наставник может при необходимости давать учащимся подсказки, способствующие решению проблемы, но основную часть работы дети должны выполнять самостоятельно. Самым наглядным примером этого способа является эвристическая беседа.
  • Поисковый. Для такого метода характерно то, что после постановки задачи учитель не вмешивается в процесс её разгадки. Дети абсолютно самостоятельно находят пути решения, таким образом осваивая творческий подход. Этот способ обучения наиболее целесообразен при обобщающих уроках.
  • Исследовательский. При использовании такого метода обучаемые самостоятельно выдвигают проблемы, а также открывают и усваивают новый материал, способствующий их решению. Задача преподавателя заключается в том, чтобы помочь учащимся поставить задачу и затем поощрять их активность к познанию. Рекомендуется применять этот способ в старших классах.

Технологическая схема

Преподаватель создаёт проблему и направляет учеников на её решение. Сложность управления этим видом обучения состоит в том, что проблемная ситуация должна быть индивидуальной, а потому представитель педагогического коллектива должен применять дифференцированный подход к каждому ученику.

Алгоритм решения

Преодоление любой проблемы представляет собой последовательность определённых действий. Так, для решения задачи, поставленной в рамках обучения, детям нужно пройти четыре этапа:

  1. Осознание учениками проблемы, вскрытие заложенных в ней противоречий. Для этого им необходимо найти несоответствия в цепочке причинно-следственных связей. Помочь в решении такого вопроса может выдвижение соответствующей гипотезы.
  2. Формулирование гипотезы.
  3. Доказательство гипотезы. Для выполнения этого этапа ученикам нужно предоставить новое изложение задания или вопроса.
  4. Решение поставленной задачи завершается общим выводом. В нём углубляются изученные детьми причинно-следственные связи, а также раскрываются новые характеристики объекта или явления, которое познаётся.

Моделирование уроков

Моделируя урок, построенный в соответствии с нормами проблемной технологии, необходимо обратить внимание на то, что детям потребуется самостоятельно выполнить определённое количество заданий на каждом этапе урока.

У всех подобных заданий должна быть общая дидактическая цель, а также взаимосвязанный учебный материал.

Указанную цель необходимо формировать согласно процессу обучения. Для этого подбираются задания, соответствующие следующим характеристикам:

  1. Актуализация знаний и навыков учащихся.
  2. Осознание и осмысление информации, полученной на уроке.
  3. Закрепление и систематизированное усвоение знаний.
  4. Применение усвоенных знаний и умений для решения новой задачи.
  5. Проверка уровня усвоения учебной информации.

Преимущества и недостатки

Основанная Джоном Дьюи форма обучения довольно широко применяется как в школах, так и при изучении отдельных дисциплин. Дети, получающие знания по такой программе, учатся находить причины различных явлений и событий, выявлять их признаки, устанавливать следственные связи. Поэтому к преимуществам технологии проблемного обучения следует относить:

  • Стимулирование развития у учеников внимательности и наблюдательности.
  • Повышенный уровень мыслительных процессов.
  • Активизация познавательной деятельности.
  • Развитие таких качеств, как самостоятельность, критичность, инициативность.
  • Обеспечение надёжного закрепления приобретаемых знаний, обусловленное самостоятельной работой по их получению.
Читайте также  Как снять вакуумный усилитель на ваз 2110

Несмотря на ряд безусловных достоинств обучения, основанного на постановке проблем, специалисты отмечают и некоторые недостатки указанного метода. К таковым относят следующие ограничения:

  • Дети испытывают затруднения во время учебы, а потому на понимание поставленной проблемы и поиски путей её решения они затрачивают намного больше времени, чем при традиционном получении знаний.
  • Разработка схемы обучения, а также подготовка специальной литературы требует от учителя педагогических навыков и значительного количества времени.

Проблемность, как один из видов педагогики, впервые была использована американским учителем Джоном Дьюи.

При применении проблемной технологии преподавания основной функцией учителя становится правильная постановка задачи, которую учащиеся должны будут решить. Лишь в этом случае дети смогут самостоятельно освоить учебный материал.

Проблемное обучение как одно из направлений обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Характеристики проблемного обучения

Проблемное обучение – это современная технология образования или подход к организации учебно-воспитательного процесса, основанный на постановке проблемной ситуации, требующей от учащихся ее самостоятельного решения.

Использование данного типа обучения нацелено на развитие познавательной активности учащихся и навыков самостоятельной деятельности. Учащимся не дается информация в готовом виде. Знания им необходимо добывать, используя для этого свой опыт деятельности, творческий потенциал, ранее усвоенные знания.

Сущность проблемного обучения можно обозначит следующими параметрами:

  1. Создание условий для учащегося, активизирующих его творческий потенциал, требующих проявления его творческой активности.
  2. Достижение наибольшего развивающего эффекта от учебного процесса.
  3. Представление учебного материала в виде личностно-значимой проблемы, которую учащийся принимает в силу ее важности для него.

В основе технологии проблемного обучения лежит постановка проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – это задача, содержащее некое противоречие, которое необходимо разрешить путем поиска недостающей информации, выбора оптимального метода решения. Данная ситуация отражает какое-то затруднение, возникающее в процессе образовательной деятельности и, требующее незамедлительного устранения для обеспечения его нормального хода.

Рисунок 1. Технология проблемного обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основными характеристиками проблемного обучения являются:

  1. Знания даются учащимся через решения разнообразных проблем теоретического и практического характера;
  2. Развитие высокого уровня самостоятельности учащегося и проявление его инициативности в решение проблемы;
  3. Решение проблемы реализуется разными темпами и способами. Все зависит от индивидуальных особенностей конкретного учащегося и уровня его интеллектуального развития;
  4. Повышение мотивации к познанию, за счет развития интереса учащихся к решению проблемных ситуаций;
  5. Снижение контроля за учебным процессом, за счет мотивированности и активности учащихся;
  6. Возможности применения учащимися своих знаний в новых ситуациях, что активизирует творческую направленность деятельности;
  7. Повышение качества и эффективности образовательного процесса.

Готовые работы на аналогичную тему

Эти характеристики обуславливают использование технологии проблемного обучения в качестве направления организации образовательной деятельности.

История развития проблемного обучения в отечественной педагогике

Развитие технологии проблемного обучения началось в XX столетии. До этого времени в отечественной педагогике практически не наблюдалось использования приемов проблемного обучения.

В развитии проблемного обучения можно выделить следующие этапы:

  1. Начало XX столетия. В этот период происходит развитие отдельных приемов проблемного обучения. Однако, их практическое применение практически не осуществляется. Проблемность в образовательном процессе близка к нулю.
  2. 20-30-е годы XX столетия. Происходит развитие исследовательского метода в обучении. В образовательный процесс внедряются некоторые методы исследования, которые способствуют повышению уровня проблемности в обучении.
  3. Период с 30-х по 50-е года XX столетия. Он связан с периодом ВОВ, что отложило свой отпечаток на развитии системы образования и педагогической науки. Проблемность в обучении снова теряет свою значимость. Уровень ее развития опять возвращается к нулевой отметке. Система образования основывается на использовании объяснительно-иллюстративного подхода.
  4. 60-80-е годы XX столетия. Они связаны с развитием новых теорий и концепций проблемного обучения. Данный вид обучения становится итогом развития теории развивающего обучения. Технология проблемного обучения формируется с целью повышения качества и эффективности образовательного процесса, придания исследовательской направленности учебной деятельности.
  5. 90-е годы XX столетия. Происходит принятие новой образовательной системы, которая исключает опору на проблемное обучение. Объяснительно-иллюстративный подход занимает, вновь, ведущую позицию. Проблемное обучение, его отдельные приемы и методы используются в преподавании отдельных учебных дисциплин.
  6. XXI век. Примерно с 2010 года начинается активное внедрение технологии проблемного обучения в образовательную практику. Проблемное обучение получает новый вид: оно становится продолжением ценностного направления образовательной деятельности.

По сути, проблемное обучение в отечественной педагогике как целостная теория было сформулировано только в 60-е годы XX века. До этого времени, все аспекты проблемности в образования были только предпосылками формирования теории проблемного обучения.

Этапы проблемного обучения

Проблемное обучение, как способ организации образовательной деятельности, отдельного учебного занятия реализуется в несколько этапов:

  1. Постановка проблемы. Для начала необходимо выдвинуть проблему, которая требует решения для достижения определенной цели и задач в образовании. Проблемные ситуации имеют разный характер и отличаются по степени новизны для учащихся, по уровню требуемых интеллектуальных усилий, степени самостоятельности решения, личностным смыслам и ориентирам и т.д.
  2. Выдвижение гипотез. На этом этапе, учащиеся предлагают свои варианты решения проблемной ситуации. Если работа носит групповой или коллективный характер, то выбирается наиболее оптимальный путь решения из всех предложенных.
  3. Составления плана по решению проблемы и выбор методов и инструментов для этого.
  4. Решение проблемы. Этап решения проблемы требует активизации творческого потенциала учащихся, проявления их инициативы и познавательной активности, субъектной позиции. Педагог только направляет деятельность учащихся, избегая оценочных суждений.
  5. Определение способов контроля и проверки правильности решения проблемы. Необходимо проверить, удалось ли подтвердить гипотезу или она оказалась неверной, правильно ли была решена поставленная задача, удалось ли достичь цели учебного занятия.

Рисунок 2. Проблемное обучение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Тест по методике проблемного обучения

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «АмГПГУ»)

Институт педагогики и психологии

кафедра педагогики и профессионального образования

по дисциплине «Методика преподавания математики»

ТЕМА: «МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Выполнила: Ткаченко М. А.

студентка 4 курса ИПиП

направления подготовки 44.03.05

(с двумя профилями подготовки),

профили подготовки «Начальное

образование» и «Иностранный язык»

Комсомольск-на-Амуре, 2020 г.

Задание 1. Что обеспечивает проблемное занятие?

а) творческое формирование навыков;

б) творческое формирование умений;

в) творческое усвоение знаний;

г) творческое усвоение цели и задач.

Задание 2. Что значит поставить учебную проблему?

а) помочь учащимся сформулировать тему занятия;

б) задать группе вопрос;

в) назвать тему занятия;

г) сформулировать цель урока.

Задание 3. Что представляет собой побуждающий диалог?

а) систему посильных учащемуся заданий, ведущих к знанию;

б) отдельные вопросы, стимулирующие мысль обучающегося;

в) подводящий от или без проблемы диалог;

г) сообщение готового знания.

Задание 4. Для проблемного обучения характерно то, что:

а) учащиеся усваивают знания в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности;

б) учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности;

в) обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемых новых понятий и способов действий;

г) оно позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук.

Задание 5. Смысл проблемного урока заключается:

а) в систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением ими готовых выводов науки;

б) в создании под руководством учителя проблемных ситуаций;

в) выдвижение предположений и обоснование гипотезы по решению учебной проблемы

г) в создании учителем проблемных ситуаций и их решением учащимися совместно с учителем.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Ткаченко Маргарита АлександровнаНаписать 2609 30.05.2020

Номер материала: ДБ-1190382

  • Другое
  • Тесты
    30.05.2020 0
    30.05.2020 0
    30.05.2020 0
    30.05.2020 0
    30.05.2020 0
    30.05.2020 0
    30.05.2020 0
    30.05.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения примет методические рекомендации по усилению контроля родителей за горячим питанием

Время чтения: 3 минуты

Путин предложил объявить Год педагога

Время чтения: 1 минута

Большинство родителей не знает о возможностях контроля питания в российских школах

Время чтения: 2 минуты

В Роспотребнадзоре уточнили требование по ношению масок учителями

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения поддержало отказ от формулировки «оказание услуг» в образовании

Время чтения: 2 минуты

В регионах РФ появятся цифровые инструменты контроля за школьным питанием

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Читайте также  Как переделать печку на ваз 2110

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Проблемный метод обучения, как активный метод Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насырова Д.М., Очилова М.Р., Кадырова З.Б.

В данной статье проанализирован проблемный метод как один из основных методов преподавания иностранных языков.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насырова Д.М., Очилова М.Р., Кадырова З.Б.

Problem method, as an active method

In this article the problem method as one of the main methods of teaching foreign languages is analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблемный метод обучения, как активный метод»

ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ, КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД13 Д. М. Насырова, М. Р. Очилова, З. Б. Кадырова. Бухарский государственный университет (Бухара,, Узбекистан)

Резюме: В данной статье проанализирован проблемный метод как один из основных методов преподавания иностранных языков.

Ключевые слова, современные методы, проблемный метод, активный метод, проблемная ситуация, методический прием.

Использование современных методов обучения является основой при организации самостоятельной работы учащихся, как на уроке, так и вне его. Одним из таких методов можно считать проблемный метод обучения.

Во многих работах проблемный метод обучения рассматривается как средство активизации учения, повышения эффективности обучения определенной конкретной дисциплине.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их раз решению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысли тельных способностей [4, ^136].

Для проблемного метода обучения характерно то, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила и инструкции, следуя которым, обучаемый мог бы высказаться гарантированно правильно. Весь смысл метода заключается в стимулировании поисковой деятельности обучаемого. Подобный подход обусловлен современной ориентацией образования на воспитание творческой личности и на закономерности развития этой личности, человеческой психики, в частности, мышления и интереса, формируемых именно в проблемных ситуациях.

Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходит успешнее, если учитель не декларирует, а постоянно рассуждает, полемизирует с представителями других точек зрения, вовлекает учащихся в активный процесс доказательства, обоснования, если предлагаемые задания требуют поисковой деятельности. Такие уроки превращаются в диалог, совместные размышления, исследовательскую работу. Познаваемое не преподно-

13 Статью рекомендует к публикации: Мухиддин Мухамматович Бафаев (Бухара, Узбекистан). Рецензент -Биляна Тодорова — к. филолог н., член редколлегии серии «Филологические науки» (Благоевград, Болгария).

сится в готовом виде, оно служит предметом исканий, оно создается, конструируется с участием обучаемых. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся представляет собой один из компонентов сложной системы учебно-воспитательного процесса, по-своему работающего на всестороннее развитие личности школьника [4, ^136-137].

Проблемный метод обучения относится к активным методам. Он соответствует современной психолого-педагогической теории и практике, в которой наиболее последователь, но реализуется принцип про-блемности, предполагающий использование объективной противоречивости изучаемого и организацию на этой основе поиска знаний, применения способов педагогического руководства, позволяющих управлять интеллектуальной деятельностью и развитием обучаемых (развитием потребностей и интересов, мышления и других сфер личности) [1, ^68].

Проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, формировании у ученика творческих способностей, инициативности и самостоятельности мышления, активной жизненной позиции.

В современной теории проблемного метода обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание же психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для учеников, т.е. проблемная ситуация должна быть посильной для учеников.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создает проблемную ситуацию и направляет учащихся на ее решение, организуя поиск этого решения. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации — акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода [4, ^139-140].

Конкретным способом выражения проблемы служат познавательные задачи и вопросы. Поэтому анализ проблемной ситуации, выявление ее связей, отношений, закрепленных в языке, выражается

в виде задач. Сформулированная задача создает внешние условия для осознания проблемной ситуации. Мышление начинается с проблемной ситуации, с ее осознания и принятия, поэтому, чтобы пробудить ситуацию мыслитель ной активности, например, при чтении, нужно ее увидеть как систему задач, т.е. скрытых проблемных ситуаций. Учащиеся, которые видят задачи и отраженные в них проблемные ситуации в тексте, воспринимают информацию как ответы на вопросы, которые у них возникли при восприятии текста. Эти вопросы включают механизм их мыслительной активности, поэтому усвоение даже готовых заданий является для них эффективным и в плане функциональности этих заданий, т.е. усвоение и развитие осуществляется у таких учеников одновременно.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблемная ситуация стала центральным понятием проблемного обучения [4, с.140-141].

В дидактическом плане можно говорить о проблемной ситуации, как о такой ситуации, в которой обучаемый не может выполнить известным ему способом поставленного перед ним задания. Учащемуся приходится находить новый способ его выполнения. Задания же, при помощи которых создается проблемная ситуация, следует называть, соответственно, проблемными.

Решение проблемной ситуации, согласно В. Оконю, состоит из трех этапов: постановка проблемы, решение данной проблемы, проверка решения.

И. А. Лернер выделяет 5 следующих этапов:

1) осознание проблемы, способ решения которой неизвестен;

2) расчленение задачи на данное и искомое (осознание вопроса и имеющихся данных);

3) выявление зависимости между данными и вопросом;

4) осуществление решения; 5) проверка решения [4, с. 143].

Примерно такой же путь решения проблемной ситуации намечает

и А. М. Матюшкин, правда, он разбивает его на 4 этапа: 1) использование известных способов решения — этап «закрытого решения проблемы»; 2) возникновение проблемной ситуации и расширение области поиска новых способов решения — этап «открытого решения проблемы» и нахождение нового решения; 3) реализация найденного принципа; 4) проверка правильности принятого решения [4, с. 144].

Методические приемы, которыми пользуется учитель для создания проблемных ситуаций, включают следующие:

1) учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

2) сталкивает противоречия практической деятельности;

3) излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

4) предлагает классу рассмотреть проблему с различных позиций (например, юриста, финансиста, педагога, психолога и т.д.);

5) побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять различные факты;

6) ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения и т.д.);

7) определяет проблемные теоретические и практические задания;

8) ставит проблемные [1, ^ 69]. Существует 4 уровня проблемности в обучении:

1. Учитель сам ставит проблему и сам решает ее при активном слушании и обсуждении учащихся.

2. Учитель ставит проблему, учащиеся самостоятельно или под руководством учителя решают ее. Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышления.

3. Ученик ставит проблему, учитель помогает в ее решении.

4. Ученик ставит проблему, предлагает возможные решения, проверяет эти возможные решения, исходя из данных, делает выводы, применяет выводы к новым данным и делает собственные обобщения, т.е. ученик сам решает проблему.

Преимуществами проблемного метода обучения являются следующие моменты: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебному труду; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения. [4, ^ 146].

К недостаткам проблемного метода следует отнести: слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей; недостаточный уровень языковой подготовки в от дельных группах; нехватка времени на тщательное изучение той или иной темы; непривычность подобной формы работы; трудность вовлечения учащихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение; риск трансформации дискуссии в спор между отдельными учащимися [4, ^ 146].

Таким образом, перспективность проблемного метода заключается в том, что его использование способствует развитию самостоятельности учащихся, включению их в поисковую и исследовательскую деятельность, формированию познавательного интереса, развитию творческой активности учащихся, поисковых навыков и умений. Он открывает возможности творческого сотрудничества учителя и уче-

Читайте также  Реле стартера дэу нексия где находится

ника, способствует более глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности.

1. Банникова, Л. С. Методика преподавания иностранных языков и технические средства обучения: Курс лекций для студентов 4 курса специальности 1-02 03 06 01 — «Английский язык», специальности 1-02 03 06 02 — «Немецкий язык». В трех частях. Часть I. / Л. С. Банникова. — Мин-во обр. РБ. — Гомель: УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2006. — 82 с.

2. Витлин, Ж. Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в XX веке / Ж. Л. Витлин // Иностранные языки в школе. — 2001. — № 2. — С. 23-29.

3. Демьяненко, М. Я. Основы общей методики обучения иностранным языкам: теоретический курс / М.Я. Демьяненко, К.А. Лазарен-ко, С.В. Мельник. — Киев: Вища школа, 1984. — 280 с.

4. Конышева, А. В. Английский язык. Современные методы обучения / А. В. Конышева. — Минск: ТетраСистемс, 2007. — 352 с.

5. Леонтьев, А. А. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / А. А. Леонтьев. — М.: Русский язык, 1991. — 338 с.

6. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2. — С. 3-10.

Nasyrova D. M, Ochlova M. R, Kadyrova Z. B. Problemnyj metod, как aktivnyj metod /D. M. Nasyrova, M. R. Ochlova, Z. B. Kadyrova к/ Nauka. Mysl’. — 2 014. — № 6.

Abstract. In this article the problem method as one of the main methods of teaching foreign languages is analyzed.

Keywords: modern methods, problem method, active method, problem situation, methodical reception.

Сведения об авторах

Дилфуза Мустафаевна Насырова, Мехринисо Разаковна Очилова, Зайнаб Бакаевна Кадыырова — преподаватели кафедры иностранных языков Бухарского государственного университета (Бухара, Узбекистан).

© Д . М. Насырова, М. Р. Очилова, З. Б. Кадырова 2014.

© «Наука. Мысль: электронный периодический журнал», 2014.

Сущность и особенности проблемного обучения

Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение.

В чем сущность проблемного обучения? Его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую систему.

Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления.

Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения — сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

Особенность проблемного обучения заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления. С этой точки зрения, процесс учения должен моделировать процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества.

Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.

В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии:

процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;

проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;

условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;

закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

При проблемном обучении учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации — акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Если при традиционном обучении учитель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

Рассмотрим пример. Учащиеся 6-го класса не знакомы с понятием о видах глагола. Все другие грамматические признаки глагола (число, время, переходность и т.д.) им известны. Учительница обращает внимание учащихся на доску, где разноцветными мелками в два столбика написаны глаголы:

При первом же знакомстве с этими глаголами учащиеся видят несоответствия между видовыми парами.

Вопрос. По какому грамматическому признаку различаются глаголы первого и второго столбиков?

Формулировка проблемы уточняет характер затруднения учащихся, возникшего при столкновении с проблемой. Попытки учащихся объяснить различие глаголов на основе актуализации ранее усвоенных знаний не достигают цели. В дальнейшем связь между элементами данных и цели достигается путем анализа и объяснения данных, т.е. анализируется фактический языковой (грамматический) материал, содержащийся в примерах. Цель (понятие о видах глагола) постепенно раскрывается в ходе решения проблемы.

Как показали ряд исследований, между поисковой деятельностью человека и его здоровьем (физическим, психическим) есть тесная взаимосвязь.

Люди со слабо развитой потребностью в поиске живут менее напряженной жизнью, их поисковая активность выражается только конкретными вешними ситуациями, когда не удается на основе хорошо отработанных форм поведения удовлетворить другие потребности, как биологические, — например, потребность в безопасности и в хлебе насущном, так и социальные, — например, потребность в престиже. Если же все основные желания удовлетворены, можно как будто жить расслаблено и спокойно, ни к чему особенно не стремясь и, следовательно, не подвергаясь риску поражения и ущемления. Отказ от поиска, если поиск не является внутренней насущной потребностью, дается безболезненно и спокойно. Однако это благополучие мнимое и условное. Оно возможно только в идеальных условиях полного комфорта. Наш динамичный мир такие условия никому не предоставляет — и это вполне закономерно, ибо накопление в обществе лиц с низкой поисковой активностью неминуемо привело бы к общественному регрессу. А в мире, где постоянно возникает необходимость в поиске хотя бы для удовлетворения первичных потребностей, отсутствие стремления к поиску как таковому делает существование мучительным, ибо постоянно приходится совершать усилие над собой. Поиск, не принося переживания естественности и удовлетворения, становится неприятной необходимостью для людей с низкой потребностью в поиске и, разумеется, гораздо хуже удается им, чем у людей с высокой потребностью в нем. К тому же человек с низкой активностью хуже подготовлен к столкновениям с жизненными трудностями и быстрее отказывается от поиска выхода из сложных ситуаций. И хотя этот отказ субъективно переживается им не так тяжело, но объективно сопротивляемость организма все равно снижается. В одной из стран была прослежена на протяжении ряда лет судьба людей, в характере и поведении которых преобладало чувство апатии, безразличия к жизни, людей с низкой активностью. Оказалось, что они в среднем умирают в более раннем возрасте, чем люди исходно активные. И погибают они от причин, которые не являются фатальными для других. Вспомним Илью Обломова, человека с чрезвычайно низкой потребностью в поиске (с детства эта потребность у него не развивалась, ибо все давалось в готовом виде). Он был вполне доволен жизнью, вернее, своей полной отгороженностью от жизни, и скончался в довольно молодом возрасте по непонятной причине.

Постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются. Так что низкая потребность в поиске не только делает жизнь пресной и бесполезной, но и не гарантирует здоровья и долголетия.

Оцените статью
Добавить комментарий