Как проверить диодный мост генератора мультиметром

Неисправности диодного моста и причины его выхода из строя, диагностика и проверка моста, способы ремонта.
Содержание
  1. Как проверить диодный мост генератора мультиметром
  2. Способы проверки диодного моста генератора
  3. Причины отказа диодного моста и его признаки
  4. Предварительные проверки
  5. Принцип и особенности определения исправности диодного моста
  6. Проверка мультиметром
  7. Проверка лампочкой
  8. Восстановление работоспособности моста
  9. Заключение
  10. Видео: Диодный мост. Проверка
  11. Как проверить диодный мост генератора мультиметром
  12. Принцип работы
  13. Признаки неисправности
  14. Проверка
  15. Демонтаж
  16. Эксплуатация
  17. Заключение
  18. Видео по теме
  19. Как проверить диодный мост генератора мультиметром
  20. Функции диодного моста
  21. Признаки неисправности
  22. Как проверить диодный мост генератора
  23. Проверка диодного моста на машине
  24. Проверка демонтированного выпрямительного блока
  25. Проверка снятого моста с помощью лампы
  26. Как проверить диодный мост генератора мультиметром
  27. Принцип работы генератора и диода
  28. Способ подключения диодного моста
  29. Этапы диагностики выпрямителя
  30. Предварительная проверка лампочкой
  31. Разборка устройства
  32. Метод прозвонки мультиметром
  33. Как проверить диодный мост генератора мультиметром
  34. Функции диодного моста
  35. Признаки неисправности
  36. Как проверить диодный мост генератора
  37. Проверка диодного моста на машине
  38. Проверка демонтированного выпрямительного блока
  39. Проверка снятого моста с помощью лампы

Как проверить диодный мост генератора мультиметром

Способы проверки диодного моста генератора

Бортовая электрическая сеть современных автомобилей функционирует на постоянном токе, а в качестве источника энергии для нее в движении используется генератор, который приводится в действие двигателем и преобразует в ток вращение вала.

Особенностью подобной схемы является то, что она создает переменное напряжение, для преобразования которого на выходе генератора устанавливается выпрямитель. Этот блок может иметь различную конструкцию, однако в современных автомобилях его реализуют исключительно по мостовой схеме, собираемой на полупроводниковых диодах.

Мост устанавливается с целью увеличения КПД преобразования и содержит несколько плеч, которые включаются в работу при разных полупериодах напряжения. Ток, снимаемый с выхода моста, имеет уже одно направление, но остается пульсирующим. Сглаживание осуществляется конденсатором. Если оно недостаточно, то уровень подавления пульсаций доводится до нужной величины дополнением конденсатора дросселем, т.е. установкой полноценного электрического фильтра.

Для устранения изменений напряжения, происходящих при вариациях частоты вращения вала двигателя или изменениях нагрузки, предусмотрен стабилизатор.
В результате через нагрузку протекает постоянный ток.

Причины отказа диодного моста и его признаки

Диодный мост генератора конструктивно выполнен в виде отдельного модуля. Образующие элементы в процессе текущей эксплуатации могут выйти из строя. Это происходит по следующим причинам:

  • попадание влаги на электрическую схему при мойке машины или двигателя;
  • проникновение грязи и масла внутрь корпуса генератора с нарушенной герметичностью (происходит при езде с высокой скоростью по грунтовым дорогам);
  • переполюсовка контактов аккумулятора во время “прикуривания” другого автомобиля.

Косвенные признаки отказа моста проявляются в том, что

  • напряжение на выходе генератора не превышает 13,5 В или стрелка амперметра находится в красном секторе;
  • падает мощность искры;
  • яркость света фар ощутимо меняется при изменениях числа оборотов двигателя;
  • уменьшается производительность вентилятора системы охлаждения;
  • стартер не развивает требуемого количества оборотов;
  • нарушается нормальное функционирование бортового кондиционера.

Предварительные проверки

Перечисленные выше явления — внешние проявления неисправностей. Например, автомобиль так ведет себя при выработавшем ресурс или неисправном аккумуляторе.
Первичная диагностика исправности осуществляется по соответствующей иконке дисплея бортового компьютера (стилизованный аккумулятор с клеммами), которая не светится или мигает при работающем двигателе. Ее отключение свидетельствует о том, что питание потребителей переведено с аккумулятора на генератор.

Восстановление нормального технического состояния электрооборудования автомобиля начинается с локализации места неисправности. С учетом этой особенности перед тестированием моста предварительно проверяется натяжение ремня генератора, исправность реле-регулятора, напряжение на аккумуляторной батарее и отсутствие оксидации клемм электрической цепи.

Принцип и особенности определения исправности диодного моста

Методы целенаправленного контроля исправности моста, применяемые на практике автолюбителями, основаны на том, что ток через исправный полупроводниковый диод протекает только в одном направлении. При переполюсовке испытательного напряжения исправный диод демонстрирует большую разницу сопротивлений. Поэтому отказавший элемент легко обнаруживается прозвонкой, которая осуществляется мультиметром или лампочкой. Прозвонка хороша тем, что обнаруживает как пробитый (короткое замыкание), так и выгоревший (обрыв) диод.

Отдельные тонкости выполнения процедуры прозвонки позволяют учесть факт того, что мост собирается из нескольких диодов.
Наиболее точно тестирование исправности моста производится на столе, т.е. в случае его демонтажа с корпуса генератора. В тех ситуациях, когда можно полностью отключить этот блок от остальных компонентов схемы отсоединением проводов и регулятора, измерения допустимо проводить прямо на генераторе, но они не столь удобны.

Проверка мультиметром

Мультиметр переключается в режим измерения сопротивления (диапазон 1 – 2 кОм) или прозвонки со звуковым сигналом. Перед началом работы касанием контактов щупов друг друга контролируется выбор нужного режима (показания 0 кОм или звуковой сигнал, соответственно).
Диоды моста делятся на две разновидности, условно называемые положительными и отрицательными. Положительные диоды имеют корпус красного цвета, а отрицательные – черного. Проверке подлежат все диоды индивидуально.
В процессе проверки щупами мультиметра дотрагиваются до выходов диода и фиксируют результат, затем щупы меняются местами. Для исправного диода сопротивление должно находиться в интервале 400 — 800 Ом в одном положении щупов и становиться равным бесконечности для данного диапазона в другом (наличие зуммера в первом случае и его отсутствие во втором).
При иной комбинации результатов прозвонки (малое + малое или большое + большое сопротивление по индикатору или звук + звук, нет звука + нет звука) диод считается вышедшим из строя.

Проверка лампочкой

Для реализации этого метода необходима 12-вольтовая лампочка малой мощности и три провода длиной 1 метр. Два из них используются для формирования индикаторного шнура. Для этого они предварительно подключаются к контактам лампочки, которая в результате этого оказывается в их разрыве. Третий провод соединяет один из контактов аккумулятора с мостом.

Для проверки схемы корпус моста соединяется с минусом аккумулятора третьим проводом. Затем один из концов индикаторного шнура соединяется с минусовой клеммой моста, а второй конец подключается к контакту 30 моста. Загорание лампочки — признак пробоя моста, а отсутствие говорит о обрыве.

Для проверки отрицательных диодов минус аккумулятора подается на корпус моста. Плюс аккумулятора индикаторным шнуром соединяется с крепежным винтом моста. Загорание лампы говорит о пробое, отсутствие — об обрыве.
Тестирование положительных диодов начинается с подачи плюса аккумулятора на клемму 30, а минус через индикаторный шнур подключается к крепежному винту моста. В случае исправности диодов лампа не зажигается.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Восстановление работоспособности моста

Диодный мост имеет сравнительно простую конструкцию и содержит небольшое количество компонентов, среди которых нет моточных изделий. Эта позволяет выполнить его ремонт заменой отказавших диодов, которые выпаиваются из схемы и заменяются на исправные.

Ремонт выполняется при отказе одного – двух элементов. Детали на замену приобретаются в магазине автомобильных запчастей по номеру из каталога.
При отсутствии нужного диода на складе подбираете аналог по требуемым параметрам с учетом посадочных мест и габаритов. При отсутствии нужного уровня профессиональной квалификации в области электротехники предварительно целесообразно обратиться за советом к опытному консультанту, а при наличии специальных знаний можно самостоятельно подобрать нужный компонент.
При отказе нескольких диодов дешевле и быстрее заменить мост целиком.

Заключение

Точная диагностика исправности диодного моста автомобильного аккумулятора не относится к технически сложным процедурам. Работа осуществляется с помощью простейших технических средств (лампочка и три провода, бытовой мультиметр) и проводится в условиях гаража автолюбителем с минимальным опытом. Процесс проверки не отнимает много времени автовладельца, а ее выполнение позволит обойтись без визита на станцию технического обслуживания и в ряде случаев дает возможность обосновано отказаться от покупки нового моста или даже генератора в сборе. Знание методики и особенностей диагностики снижает расходы на ремонт.

Видео: Диодный мост. Проверка

Как проверить диодный мост генератора мультиметром

За обеспечение автомобиля током постоянного напряжения отвечает генератор. Он необходим для работы двигателя и вспомогательных систем, зарядки аккумуляторной батареи. Причиной выхода из строя этого механизма может стать электрический пробой диодного моста. В статье дана подробная информация как проверить диодный мост мультиметром, признаки неисправности этой детали, принцип работы.

Принцип работы

Диодный мост генератора автомобиля ВАЗ практически ничем не отличается от подобных элементов других машин. Он состоит из 2 пластин подковообразной формы, с отверстиями под диоды. Полупроводников в схеме 6. Они подключены в порядке чередования. Пластины часто изготовлены из алюминия, они являются элементами крепления диодов, а также являются их контактной цепью.

Читайте также  Что делать если залегли кольца в двигателе

Мост состоит и полупроводниковых диодов. Диодом является полупроводниковый элемент. Принцип его работы основан на пропускании электрического напряжения только, с одной стороны. Вторая сторона постоянно закрыта. На генераторе таких диодов 6 и собраны они в мост. Переменный ток от генератора представляет собой волну. Задача диодного моста выровнять эту волну, преобразовав в постоянное напряжение.

Происходит это следующим образом:

  1. Во время прохождения фазного напряжения или положительной полуволны от генератора, оно попадает на диоды 1, 3, 5. Эти полупроводники пропускают ток через себя.
  2. В это время элементы 2, 4, 6 находятся в закрытом состоянии.
  3. После значение переменного тока меняется, оно становится отрицательной полу волной и проходит по элементам 2, 4, 6.
  4. При этом диоды 1, 3, 5 закрыты.
  5. Именно отрицательная волна при прохождении 3 диодов становиться положительной.

В результате электрическая волна теряет отрицательное значение и становится током постоянного напряжения.

Признаки неисправности

Работа генератора очень важна для автомобиля. Выход из строя этого механизма можно определить по ряду признаков. К ним относится:

  1. При выгорании диодного моста, генератор перестает заряжать аккумуляторную батарею.
  2. Постоянное напряжение генератора приводит к кипению электролита батареи.
  3. В ночное время фары не горят в полную силу.
  4. Во время пуска двигателя с трудом проворачивается стартер.
  5. В полную силу не работает отопительная система или кондиционер.
  6. Аудиосистема работает с большими искажениями.

Основной причиной выгорания диодного моста является короткое замыкание. Оно возникает от сильной влажности на контактах, при смене потенциалов на аккумуляторе, во время «прикуривания» от автомобиля с генератором большей мощности. Часто причиной является плохой контакт пластины и корпуса полупроводника. Алюминий, из которого изготовлены пластины, окисляются, что нарушает их контакт с корпусом диодов. При появлении первых признаков плохой работы диодного моста генератора его нужно проверить.

Проверка

Проверка диодного моста мультиметром осуществляется только после демонтажа этой детали. Мост находится под задней крышкой генератора. Перед проверкой необходимо почистить растворителем пластину крепления, все клеммы. Часто причиной отказа становится плохой контакт диодов с крепежной пластиной, окисление. Во время снятия очень важно запомнить схему подключения проводки. Первичную проверку проводят на собранной схеме, не выпаивая полупроводники. Если найдена неисправность, придется демонтировать каждый диод для индивидуальной диагностики. Проверка проводится следующим образом:

  1. Мультиметр нужно выставить в режим прозвонки сопротивления или диодного сопротивления.
  2. Контрольный щуп красного цвета нужно соединить с местом крепежа диодов, пластиной.
  3. Контрольный щуп черного цвета по очереди соединить с выводами диодов 1, 3, 5.
  4. В этом положении тестер должен показать выходное сопротивление 400–700 Ом. Если значения меньше 400, полупроводники имеют высокую пропускную способность, что является показателем их непригодности.
  5. После проверки нужно поменять контрольные щупы тестера местами и повторить проверку.
  6. В этом положении, тестер должен показать значение «1» или бесконечность.

Полученные данные указывают на исправность элементов 1, 3, 5.

Далее необходимо проверить оставшиеся полупроводники. Они часто крепятся ко второй пластине моста. Далее нужно проверить элементы на сопротивление ранее описанным способом. Подобную проверку запрещается проводить с установкой тестера в режим обычной прозвонки со звуковым оповещением. Тестер покажет замкнутую цепь внутри диода, но не ее сопротивление, которое может оказаться незначительным для работы полупроводника.

Демонтаж

Проверка с выпаиванием диода потребуется если один или несколько элементов показали более низкие или высокие параметры сопротивления или не показали вообще. Эти элементы отсоединяются от общей схемы при помощи паяльника. Часто диоды находятся в отверстиях или углублениях в пластине. Крепятся они к ней при помощи токопроводящего клея или простым сжатием. При демонтаже следует осторожно выбить диоды.

Далее нужно прозванить каждый элемент отдельно. Диоды прозванивают только, с одной стороны. Именно эта сторона является открытой для прохождения напряжения.

  1. «Минусовой» контрольный щуп соединяется с корпусом диода.
  2. «+» щуп соединяется с выводом.
  3. Мультиметр ставится в режим прозвонки сопротивления.
  4. При этом положении контрольных щупов, тестер должен выдать сопротивление до 700 Ом.
  5. При смене подключения контрольных щупов, тестер должен показать бесконечность или «1».

Если обе стороны не показывают сопротивление или оно совсем мало, элемент можно признать выгоревшим. Его нужно заменить строго на идентичный по параметрам аналог. Параметры диод и маркировка установлена на «шляпке» радиодетали.

После замены неисправных элементов, мост снова проверяется на сопротивление. Все его полупроводники должны показывать примерно одинаковые параметры.

Важно! Если для замены нет необходимых полупроводников, запрещается устанавливать детали с других мостов. У автомобилей ВАЗ, особенно старых моделей, генераторы очень слабые. Любая нагрузка может снова пробить полупроводник.

Эксплуатация

Генератор постоянно находится под нагрузкой. При этом диодный мост, находящийся под крышкой генератора, за счет вращения ротора, собирает на корпус пыль, грязь, влагу. Для обеспечения хорошей и долгой работы необходимо:

  1. После 5 тысяч километров пробега снимать генератор, чистить пластины и контакты диодного моста.
  2. Менять или чистить ржавые, окислившееся контакты генератора.
  3. Не перегружать электрическую проводку автомобиля дополнительными осветительными приборами, мощными колонками, усилителями.
  4. Не заводить автомобиль от внедорожников, грузовиков, строительной техники.
  5. Не заводить автомобиль от дизельного транспорта, чье напряжении составляет 24 вольта.
  6. Внимательно подключать клеммы к аккумуляторной батарее. Смена полюсов подключения вызывает короткое замыкание.

Эти советы помогут продлить срок эксплуатации как самого генератора, так и его выпрямителя напряжения.

Заключение

Проверка диодного моста должна выполняться своевременно. Проверить и заменить детали в дороге не удастся. Самостоятельно заменить сам мост или его детали очень просто. Главное соблюдать полярность расположения деталей, надежную спайку контактов и правильное последующее подключение к самому генератору. Если при установке новых комплектующих есть сомнения в их надежности, лучше полностью поменять полупроводниковый мост на новый.

Видео по теме

Как проверить диодный мост генератора мультиметром

В возникновении сбоев при работе электрики автолюбители обычно винят генератор. Даже если это действительно так, не стоит спешить покупать новый агрегат или нести старый в мастерскую. Вполне вероятно, что проблема кроется в выпрямительном блоке, который всегда можно купить в магазине. Это обойдется гораздо дешевле, нежели услуги мастера или приобретение нового устройства.

  1. Функции диодного моста
  2. Признаки неисправности
  3. Как проверить диодный мост генератора
  4. Проверка диодного моста на машине
  5. Проверка демонтированного выпрямительного блока
  6. Проверка снятого моста с помощью лампы

Функции диодного моста

Для зарядки и нормальной работы аккумуляторной батареи требуется постоянный ток, однако генератор вырабатывает только переменный. Чтобы произвести нужное преобразование и применяется диодный мост. Входящие в этот блок электронные компоненты проводят ток только в одном направлении, выпрямляя его. Возникающие перепады напряжения сглаживает АКБ, «заменяющая» конденсатор. Функции вентилей чаще всего выполняют кремниевые диоды. Однако не исключено и применение других видов выпрямителей – например, селеновых столбов.

Признаки неисправности

Блок комплектуется 6-ю диодами. Отказ даже одного из них «гарантирует» образование провалов в напряжении, которое начинает не соответствовать норме. Одновременно формируются электромагнитные помехи. Как определить, что диодный мост генератора не работает? Основные симптомы:

  • быстрая разрядка аккумулятора (соответствующая лампа на приборной доске после начала работы двигателя мигает или постоянно горит);
  • происходит перезарядка АКБ, ведущая к выкипанию электролита;
  • при движении фары светят тускло;
  • мощности салонной «печки» и кондиционера явно не хватает;
  • медиасистема работает с искажениями.

Отказ диодного моста чаще всего происходит из-за попадания воды внутрь генератора (не стоит лихо форсировать глубокие лужи!). Также возможна и такая причина, как неправильное подключение плюса и минуса при пуске двигателя методом «прикуривания».

Как проверить диодный мост генератора

Протестировать блок на установленном или демонтированном генераторе. Для проведения процедуры понадобятся провода, омметр, но подойдет и обычная автомобильная лампочка.

Проверка диодного моста на машине

Перед тестированием снимите клемму «минус» с аккумуляторной батареи и отсоединить провода от генератора. Если используется мультиметр, переставьте его в режим омметра. Плюсовым щупом красного цвета прикоснитесь к выводу «30» генератора, минусовым – к металлическому корпусу генератора. Если выпрямительный блок исправен, показания прибора будут показывать бесконечно большое сопротивление. В противном случае диодный мост нужно заменить.

Читайте также  Как выгнать пробку из системы охлаждения

Вышеописанная проверка позволяет определить целостность моста в плане отсутствия короткого замыкания. На следующем этапе производится проверка элемента на пробой. Красным плюсовым щупом снова прикоснитесь к клемме «30» генератора, а минусовой – поочередно к болтам крепления моста (обычно они квадратные). Сопротивление должно быть бесконечно большим. Теперь поменяйте местами щупы: показания должны составлять 500-700 Ом. Проверять нужно по отдельности каждый диод, меняя полярность тестера!

Если нет измерительного прибора, воспользуйтесь автомобильной лампочкой на 12В. Тогда отсоедините все клеммы от аккумулятора и провода – от генератора. Сначала нужно протестировать весь мост целиком:

  • минус АКБ подключите к металлическому корпусу генератора;
  • возьмите подходящий провод и в его разрыв подсоедините (последовательно) лампочку;
  • второй конец провода от нее подключите к клемме «30» генератора;
  • свечение лампы говорит о неисправности моста.

Далее нужно протестировать каждый диод . Для этого минус закрепите на корпусе, а плюсом через лампу прикоснитесь к болту крепления диода. Её свечение говорит о пробое электронного компонента. Проверьте каждый из них. Далее «плюс» идущий от батареи, закрепите на клемме «30» генератора, а минусом поочередно касайтесь диодов. Если лампа в каком-либо случае загорелась, мост нужно менять. При необходимости проверки дополнительных диодов, оставьте «плюс» на клемме «30», а минус подключите к выводу «61»: светящаяся лампочка говорит о проблемах в выпрямительном блоке.

Проверка демонтированного выпрямительного блока

Снимите генератор и извлеките из него мост. Дальнейший ход действий:

  • установите тестер в положение омметра и включите (если она есть) звуковую индикацию;
  • минусовый щуп прибора соедините с центральной пластиной, а плюсовым щупом прикоснитесь к металлической жиле (это может быть плоская полоска металла или оголенный провод);
  • прибор покажет либо бесконечность, либо 500-700 Ом;
  • поменяйте полюсами щупы: показания должны измениться на противоположные;
  • если показания совпадают – диод неисправен;
  • проделайте эту процедуру с каждым электронным компонентом моста.

Проверка снятого моста с помощью лампы

Среди некоторых автолюбителей бытует мнение, что тестировать выпрямительный блок лучше под нагрузкой, используя автомобильную лампу мощностью в 21Вт. Для этого понадобится аккумулятор и провода, чтобы получилась несложная электрическая схема, в которой один провод присоединен к минусу АКБ, второй – через лампу (последовательно) к плюсу. Порядок проверки:

  1. Сначала стоит проверить выпрямительный блок на предмет замыкания между пластинами. Для этого прижмите положительный провод (его свободный конец) к верхней, а минусовый — к нижней пластине. Отсутствие свечения говорит, что замыкание отсутствует. Если сменить полярность подключения, лампа загорится.
  2. Теперь проверяются положительные элементы на пробой и обрыв. Положительный провод прижмите «крокодилом» к верхней пластине, минусовый – к каждой точке соединения диодов. При этом нужно менять полярность: при исправном элементе в одном случае лампа будет гореть, в другом – нет.
  3. То же самое делаем с отрицательной группой элементов. Но только здесь минусовый провод прикрепляем к нижней пластине.
  4. Остается проверить дополнительные диоды. Для этого плюсовый провод прикрепите к контакту «61», а минусовый по очереди к каждой точке соединения электронных компонентов. Меняйте полярность и следите, чтобы в одном случае лампа загоралась, в другом – нет. Если это так, диоды исправны.

Как проверить диодный мост генератора мультиметром

В состав любого автомобиля входит электромеханическое устройство под названием генератор. В случае неполадок с ним автовладельцы приобретают новый прибор. В то же время существует возможность отремонтировать устройство самостоятельно, что позволит сэкономить средства.

Важной частью генератора является его выпрямительный мост. Для проведения ремонта или его диагностики понадобится извлечь генератор из автомобиля. Проверить диодный мост проще, используя мультиметр.

  • Принцип работы генератора и диода
  • Способ подключения диодного моста
  • Этапы диагностики выпрямителя
    • Предварительная проверка лампочкой
    • Разборка устройства
    • Метод прозвонки мультиметром

Принцип работы генератора и диода

Генератор — это устройство, служащее для преобразования механической энергии, подводимой от двигателя, в электрическую. В случаях его неисправностей возникают следующие неполадки:

  • свечение фар становится тусклым;
  • непрерывно светится сигнал заряда аккумуляторной батареи;
  • слышен посторонний звук в районе расположения генератора;
  • аналоговая стрелка вольтметра уходит в красную зону.

Так как генератор напрямую связан с цепью заряда, то первичными признаками в нарушении работы выпрямителя будет наблюдаться перезаряд или полное отсутствие заряда аккумуляторной батареи. Если появляются такие проблемы, то генератор требует проверки.

Генератор на выходе выдаёт сигнал синусоидальной формы, но приборам, расположенным в автомобиле, требуется постоянное напряжение. Для формирования постоянного сигнала в генератор встраивается выпрямительный блок. Он состоит из шести силовых диодов.

Диод — это полупроводниковый элемент с парой выводов, электродами. Принцип его работы основан на способности, пропускать ток в одном направлении. Если подача положительной полярности сигнала осуществляется на p область прибора, а отрицательной — на n, то такое включение называется прямым. Если полярность изменена, то это обратное включение.

В прямом включении сопротивление p-n перехода ничтожно мало и не влияет на прохождение электрического тока, а при обратном включении практически его не пропускает.

Способ подключения диодного моста

Диоды способом подсоединения образовывают три группы, каждая из которых включает в себя по два элемента. Противоположные выводы диодов каждой группы соединяются между собой в одной точке, а оставшиеся выводы подключаются к клемме генератора: один — к положительной, а другой — к отрицательной. Вся коммутация осуществляется в прямом включении приборов. Таким образом, к каждой клемме генератора подключается по три диода. Каждая группа коммутируется через дополнительный диод, подключённый между двумя противоположными выводами выпрямительных диодов, с общей шиной, подключённой к регулирующему реле.

В зависимости от вида теплоотвода выпрямительный блок бывает двух типов:

  • пластинчатый;
  • ребристый.

Пластинчатый выпрямительный блок представляет собой набор пластин с установленными в них методом опрессовки диодами. Ребристый теплоотвод изготавливается наподобие ребристых радиаторов со специальными отверстиями в рёбрах, предназначенными для вставки в них диодов, которые чаще всего бывают круглого вида.

Само по себе выпрямительное устройство надёжное, но из-за воздействия внешних факторов может произойти его повреждение. Причинами неполадок может стать попадание на контакты влаги или другого проводящего вещества, нарушение полярности при подключении клемм аккумулятора, замыкание в электрической сети автомобиля.

Этапы диагностики выпрямителя

Чтобы проверить диодный мост, используя мультиметр, необходимо снять генератор и достать выпрямительное устройство наружу. Перед тем как приступить к разборке, существует возможность убедиться в работоспособности выпрямителя, не выполняя разборку генератора.

Предварительная проверка лампочкой

Перед тем как проверить диодный мост мультиметром, необходимо выполнить предварительную диагностику лампочкой на 12 В. Проверку выполняют, используя лампочку накаливания в качестве светового индикатора. Подключая её к разным клеммам аккумулятора, делаются выводы о работоспособности устройства. Начиная проверку, необходимо убедиться, что пластина выпрямителя имеет плотный контакт с корпусом автомобиля. Один контакт лампочки подсоединяется к корпусу генератора, а другой — к телу крепёжного болта выпрямителя и точкам подключения стартера.

Если лампочка при подключении не светится и не моргает, значит устройство исправно. Если один вывод лампочки подсоединить к положительному контакту аккумуляторной батареи, а другой — к минусовой клемме генератора или точкам подключения стартера, то лампочка ярко засветится. Выпрямительный блок рабочий.

Когда выявлены отклонения при проверке с лампочкой, нужно переходить к диагностике диодного моста с помощью мультиметра. Для выявления неисправного полупроводникового элемента, генератор придётся снимать.

Разборка устройства

Для определения, какой именно полупроводник неисправен, проводится проверка диодного моста генератора мультиметром. Чтобы снять генератор, понадобится отключить все клеммы от аккумулятора. Используя гаечные ключи, снять мешающие части машины. Например, колесо, элементы защиты, компрессор кондиционера и т. п. Демонтировать ремень передачи, путём ослабления ролика. Открутить и вытянуть провода выходного сигнала, снять генератор.

Разборка генератора начинается со снятия гаек с положительной клеммы и удаления заглушки. Окрутив крепёжные гайки, вытягивается верхняя крышка и открывается доступ к регулятору с диодным мостом. Используя паяльник мощностью 60 Вт, отпаиваются контакты от выпрямительного устройства, и оно извлекается с элементами защиты.

Читайте также  Как снять коробку передач на ваз 2107

Метод прозвонки мультиметром

Чтобы прозвонить выпрямитель, требуется использовать прибор с функцией прозвонки или с возможностью измерения сопротивления. Мультиметр применяется как цифрового, так и стрелочного типа. Для достоверности измерения каждый полупроводник проверяется по отдельности.

Чтобы проверить диод с помощью цифрового мультиметра, следует установить режим работы тестера в положение прозвонки диодов. Этот режим обозначается на панели в виде значка диода или значка о))). В работе используется два измерительных провода: красного и чёрного цвета. Один конец первого провода (красный) подключается к разъёму мультиметра, обозначенного знаком V/R, а второй конец другого провода (чёрный) — к массе тестера.

Щупом красного провода касаемся анода диода, а чёрного — катода. Анод на диоде графически изображается вертикальной чёрточкой. На экране тестера отобразится значение, соответствующее величине прямого падения напряжения; это значение может находиться в пределе от 400 до 600. Если поменять щупы местами, то прибор покажет бесконечность. Такое поведение при измерении говорит о работоспособности диода. При этом, если прозвонка покажет короткое замыкание в обоих направлениях, диод неисправен.

Если режима прозвонки нет, замер переходов осуществляют путём измерения сопротивления. Для этого измеритель переводится в положение замера сопротивления, диапазон выставляется до 20 кОм. При включении работоспособного диода в прямом направлении (плюс к аноду, минус к катоду) тестер покажет сопротивление до 1 кОм, в обратном направлении мультиметр покажет разрыв.

Аналогично измерения проводятся стрелочным тестером. Перед началом проверки выполняется калибровка мультиметра. Для этого щупы замыкаются друг на друге, и подстроечной ручкой на приборе добиваются установки положения стрелки на ноль. При касании выводов диода стрелка при прямом подключении показывает сопротивление перехода, а при обратном подключении обрыв. Если стрелка устанавливается на ноль, то диод требует замены.

Вместо неисправного диода на его место устанавливается новый, с такой же маркировкой или одинаковый с ним по параметрам. Главный параметр диода — это максимальный ток, который полупроводник способен пропустить через себя без повреждения p-n перехода. Значение величины тока для автомобильных диодов лежит в пределах 35−120 А.

После установки нового диода проводится контрольное измерение. Для этого один щуп мультиметра устанавливается на положительную клемму, а второй — на отрицательную. Если выпрямительный блок исправен, прибор покажет сопротивление для любой полярности подключения щупов. Если выявляется короткое замыкание или обрыв, это означает, что не все неисправные диоды заменены или допущены ошибки при сборке.

Вся конструкция собирается в обратной последовательности, генератор устанавливается на место и выполняется тестовое включение на короткий промежуток времени.

Как проверить диодный мост генератора мультиметром

В возникновении сбоев при работе электрики автолюбители обычно винят генератор. Даже если это действительно так, не стоит спешить покупать новый агрегат или нести старый в мастерскую. Вполне вероятно, что проблема кроется в выпрямительном блоке, который всегда можно купить в магазине. Это обойдется гораздо дешевле, нежели услуги мастера или приобретение нового устройства.

Функции диодного моста

Для зарядки и нормальной работы аккумуляторной батареи требуется постоянный ток, однако генератор вырабатывает только переменный. Чтобы произвести нужное преобразование и применяется диодный мост. Входящие в этот блок электронные компоненты проводят ток только в одном направлении, выпрямляя его. Возникающие перепады напряжения сглаживает АКБ, «заменяющая» конденсатор. Функции вентилей чаще всего выполняют кремниевые диоды. Однако не исключено и применение других видов выпрямителей – например, селеновых столбов.

Признаки неисправности

Блок комплектуется 6-ю диодами. Отказ даже одного из них «гарантирует» образование провалов в напряжении, которое начинает не соответствовать норме. Одновременно формируются электромагнитные помехи. Как определить, что диодный мост генератора не работает? Основные симптомы:

  • быстрая разрядка аккумулятора (соответствующая лампа на приборной доске после начала работы двигателя мигает или постоянно горит);
  • происходит перезарядка АКБ, ведущая к выкипанию электролита;
  • при движении фары светят тускло;
  • мощности салонной «печки» и кондиционера явно не хватает;
  • медиасистема работает с искажениями.

Отказ диодного моста чаще всего происходит из-за попадания воды внутрь генератора (не стоит лихо форсировать глубокие лужи!). Также возможна и такая причина, как неправильное подключение плюса и минуса при пуске двигателя методом «прикуривания».

Как проверить диодный мост генератора

Протестировать блок на установленном или демонтированном генераторе. Для проведения процедуры понадобятся провода, омметр, но подойдет и обычная автомобильная лампочка.

Проверка диодного моста на машине

Перед тестированием снимите клемму «минус» с аккумуляторной батареи и отсоединить провода от генератора. Если используется мультиметр, переставьте его в режим омметра. Плюсовым щупом красного цвета прикоснитесь к выводу «30» генератора, минусовым – к металлическому корпусу генератора. Если выпрямительный блок исправен, показания прибора будут показывать бесконечно большое сопротивление. В противном случае диодный мост нужно заменить.

Вышеописанная проверка позволяет определить целостность моста в плане отсутствия короткого замыкания. На следующем этапе производится проверка элемента на пробой. Красным плюсовым щупом снова прикоснитесь к клемме «30» генератора, а минусовой – поочередно к болтам крепления моста (обычно они квадратные). Сопротивление должно быть бесконечно большим. Теперь поменяйте местами щупы: показания должны составлять 500-700 Ом. Проверять нужно по отдельности каждый диод, меняя полярность тестера!

Если нет измерительного прибора, воспользуйтесь автомобильной лампочкой на 12В. Тогда отсоедините все клеммы от аккумулятора и провода – от генератора. Сначала нужно протестировать весь мост целиком:

  • минус АКБ подключите к металлическому корпусу генератора;
  • возьмите подходящий провод и в его разрыв подсоедините (последовательно) лампочку;
  • второй конец провода от нее подключите к клемме «30» генератора;
  • свечение лампы говорит о неисправности моста.

Далее нужно протестировать каждый диод . Для этого минус закрепите на корпусе, а плюсом через лампу прикоснитесь к болту крепления диода. Её свечение говорит о пробое электронного компонента. Проверьте каждый из них. Далее «плюс» идущий от батареи, закрепите на клемме «30» генератора, а минусом поочередно касайтесь диодов. Если лампа в каком-либо случае загорелась, мост нужно менять. При необходимости проверки дополнительных диодов, оставьте «плюс» на клемме «30», а минус подключите к выводу «61»: светящаяся лампочка говорит о проблемах в выпрямительном блоке.

Проверка демонтированного выпрямительного блока

Снимите генератор и извлеките из него мост. Дальнейший ход действий:

  • установите тестер в положение омметра и включите (если она есть) звуковую индикацию;
  • минусовый щуп прибора соедините с центральной пластиной, а плюсовым щупом прикоснитесь к металлической жиле (это может быть плоская полоска металла или оголенный провод);
  • прибор покажет либо бесконечность, либо 500-700 Ом;
  • поменяйте полюсами щупы: показания должны измениться на противоположные;
  • если показания совпадают – диод неисправен;
  • проделайте эту процедуру с каждым электронным компонентом моста.

Проверка снятого моста с помощью лампы

Среди некоторых автолюбителей бытует мнение, что тестировать выпрямительный блок лучше под нагрузкой, используя автомобильную лампу мощностью в 21Вт. Для этого понадобится аккумулятор и провода, чтобы получилась несложная электрическая схема, в которой один провод присоединен к минусу АКБ, второй – через лампу (последовательно) к плюсу. Порядок проверки:

  1. Сначала стоит проверить выпрямительный блок на предмет замыкания между пластинами. Для этого прижмите положительный провод (его свободный конец) к верхней, а минусовый — к нижней пластине. Отсутствие свечения говорит, что замыкание отсутствует. Если сменить полярность подключения, лампа загорится.
  2. Теперь проверяются положительные элементы на пробой и обрыв. Положительный провод прижмите «крокодилом» к верхней пластине, минусовый – к каждой точке соединения диодов. При этом нужно менять полярность: при исправном элементе в одном случае лампа будет гореть, в другом – нет.
  3. То же самое делаем с отрицательной группой элементов. Но только здесь минусовый провод прикрепляем к нижней пластине.
  4. Остается проверить дополнительные диоды. Для этого плюсовый провод прикрепите к контакту «61», а минусовый по очереди к каждой точке соединения электронных компонентов. Меняйте полярность и следите, чтобы в одном случае лампа загоралась, в другом – нет. Если это так, диоды исправны.
Оцените статью
Добавить комментарий