- Когда нужно делать сход развал
- Что такое развал-схождение и как часто его надо делать
- Когда надо делать сход-развал на машине?
- На что влияют углы установки колес?
- Когда нужно проводить регулировку схождения и развала?
- Почему при замене узлов и деталей ходовой части нужно делать геометрию?
- Разновидности оборудования
- Оптический стенд
- Лазерное оборудование
- Компьютерные комплексы
- 3d-стенды
- Как понять, что пора делать сход-развал? Признаки неправильной установки углов колёс и способы самостоятельной проверки
- Содержание статьи:
- Что такое регулировка развал-схождения?
- На что влияет сход-развал?
- Другие статьи по теме:
- Почему сбиваются углы установки колёс?
- Признаки неправильного развал-схождения
- Как проверить сход-развал самостоятельно?
- Проверка развала
- Проверка схождения
- Подведём итог. Как понять, что нужно делать сход-развал?
- По каким признакам понять, что пора делать развал-схождение
- Как понять, что на машине срочно нужно делать развал-схождение
- По протектору
- По положению и отклику руля
- По звукам от колес
- Занос в сторону
- Как часто необходимо регулировать сход-развал на автомобиле
- Опасно ли ездить без регулировки
- Криворукого мастера никакой 3D-стенд не спасет. Что нужно знать про развал-схождение
- Зачем это нужно?
- Частота обращения
- Главное — исполнитель
Когда нужно делать сход развал
Что такое развал-схождение и как часто его надо делать
Схождение и развал — два параметра настройки подвески, одинаково важных и влияющих на управляемость автомобиля. Настройки подвески необходимо проверять или делать заново при каждом серьезном вмешательстве в конструкцию — например, при замне рулевых тяг или нижнего поперечного рычага подвески.
Развал — угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса. Развал считается отрицательным, если колёса наклонены верхней стороной внутрь, и положительным, если верхней стороной наружу.
Схождение
Схождение — угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. Очень часто говорят о суммарном схождении двух колёс на одной оси. В некоторых автомобилях можно регулировать схождение как передних колёс, так и задних. Схождение измеряют в градусах/минутах, и в миллиметрах. Схождение в миллиметрах — это расстояние между задними кромками колёс, минус расстояние между передними кромками колёс(в справочниках обычно приводятся данные по штатным колёсам, при произвольном диаметре колеса необходим пересчёт). Это определение верно только в случае неповреждённых, правильно смонтированных колёс. Именно неправильно отрегулированное схождение является основной (но не единственной) причиной ускоренного износа покрышек. Одним из первых признаков неправильно установленного схождения является визг покрышек в повороте при небольшой скорости. При схождении в 5 и более мм покрышка полностью сотрётся менее чем за 1000 км. Иногда вместо схождения колёс может требоваться выставить их расхождение (например, на задней оси с независимой подвеской колёс).
Кастер
Кастер или кастор — угол между вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. Продольный наклон обеспечивает самовыравнивание управляемых колёс за счёт скорости автомобиля. Другими словами: автомобиль выходит из поворота сам; руль, который отпущен и обладает свободным ходом, сам возвращается в положение прямолинейного движения (на ровной дороге, с отрегулированными механизмами). Это происходит, естественно, при положительном кастре. Например, кастр позволяет ездить на велосипеде, не держась за руль. На обычных автомобилях кастер имеет положительное значение (например 2,35 градуса у Mitsubishi Outlander XL). Спортсмены устанавливают данное значение на несколько градусов больше, что делает ход автомобиля устойчивее, а также повышается стремление авто к прямолинейному движению. И наоборот, на цирковых велосипедах или на погрузчиках кастр часто равняется нулю, так как скорость перемещения сравнительно невелика, но при этом есть возможность повернуть по меньшему радиусу. Но автомобиль создается для большей скорости, поэтому требует лучшей управляемости.
Как часто надо делать сход-развал
Итак, регулировке подвергаются три основных параметра подвески, о них и следует рассказать в теоретической части статьи.
Развал – это угол наклона колес по отношению к поверхности дороги. Он может быть отрицательным – если верхняя часть колеса имеет наклон к центру автомобиля, и положительным – если верхняя часть колеса, соответственно, наклонена от центра машины. И каждого из положений есть свои положительные стороны и недостатки. Например, если угол развала отрицательный, то увеличивается пятно контакта колеса с дорогой, улучшается сцепление с дорогой, но при этом резина быстрее изнашивается.
Второе важное понятие, это кастер – угол продольного наклона оси поворота колеса, или, проще говоря, горизонтальное положение колес в арках. Это положение влияет на управляемость: немного увеличенный кастер делает рулевое управление более острым, но в случае излишне увеличенного кастера руль становится тяжелым.
Третье понятие, которое следует знать, – это схождение. Суммарным схождением называют сумму всех углов между продольной осью автомобиля и плоскостью, проходящей через центр левого и правого колес. Схождение может быть положительным (для передних колес) – в таком случае автомобиль становится более стабильным на высоких скоростях, но при этом возрастает недостаточная поворачиваемость. Отрицательно схождение передних колес делает рулевое управление более точным, но при этом увеличивается износ резины и все неровности дороги отзываются на руле – появляется так называемое «биение».
Как проводят саму процедуру? В разных мастерских ее проводят по-разному. Некоторые мастера подходят к делу ответственнее: прежде чем отрегулировать сход-развал, специалист сначала проверяет давление в колесах, обычно используя для этого переносной компрессор. Далее на все колеса устанавливаются датчики, а при помощи специальной распорки зажимается ножной тормоз. Особенно квалифицированные мастера также осматривают подвеску на наличие видимых неисправностей – однако такие специалисты встречаются крайне редко. Автомобиль «загоняют на яму» и «прожимают». Данные с датчиков передаются в компьютер, после чего результаты заносятся в таблицу, при этом первая строка – это показатели автомобиля с грузом в багажнике, следующая строка – без него. Все потому, что даже небольшой дополнительный вес способен повлиять на результаты замера. При этом большинство рабочих сервисных мастерских обычно опускают этот момент и проводят замеры с нагруженным автомобилем.
Две самые частные причины, по которым автомобилисты приезжают делать сход-развал — это плохая управляемость или увод автомобиля в сторону, а или же повышенный износ покрышек.
Однако проверить и отрегулировать сход-развал следует и на новом автомобиле. Завод-изготовитель выставляет средние параметры с расчетом на то, что дилер пред продажей подготовит автомобиль и сделает необходимую доводку. Но, как показывает практика, продавцы в большинстве своем этот момент опускают.
Производители же рекомендуют осуществлять эту процедуру каждые 15-20 тысяч километров, то есть приблизительно пару раз в год. Чтобы не тратить деньги попусту, следует регулировать сход-развал после сезонной смены покрышек.
Есть и другие ситуации, при которых следует отрегулировать сход-развал. Во-первых, после некоторых ремонтных работ: замены наконечников, шаровых опор, рулевых тяг, рулевого редуктора или рейки, маятникового рычага, стоек, пружин и сайлент-блоков. Во-вторых, при определенном поведении автомобиля – например, если машинууводит в сторону, а руль стоит криво, или если автомобиль начинает «плавать» в колее, а также если запаздывает в управлении. В-третьих, сход-развал нужно сделать после изменения высоты посадки автомобиля (обычно это делается при помощи специальных подставок или утолщенных резинок, которые устанавливаются под пружины подвески). И наконец, четвертое – сход-развал следует сделать, если руль перестал «возвращаться» при выходе из поворота, или если у автомобиля разный радиус поворота влево и вправо.
Итак, сход-развал нужно делать при плохой управляемости автомобиля, повышенном износе резины, после некоторых ремонтных работ, связанных с подвеской, а также после каждой перебортовки колес или установке новой резины. При этом мастеру следует предварительно осмотреть подвеску автомобиля, поинтересоваться у водителя о грузах в багажнике и, если они тяжелые, вынуть их на время регулировки. Также специалист должен проверить давление воздуха в колесах, диагностировать свободный ход рулевого колеса и осмотреть диски колес на предмет деформации. Невыполнение какой-либо из перечисленных процедур может повлиять на показатели датчиков.
Полезно? Жмем лайк и делимся со своими подписчиками!
Когда надо делать сход-развал на машине?
Вопрос работоспособности и нормального функционирования автомобиля всегда на первом месте у владельца. Не пропустить момент, когда нужно делать развал-схождение, помогут признаки, после возникновения которых следует обращаться в СТО. Выполненные с помощью современных стендов манипуляции предотвратят проблемы на дороге, обеспечат комфорт во время поездок.
На что влияют углы установки колес?
Управляемость подвески транспортного средства зависит от двух параметров: развала и схождения. Развал колеса измеряется в градусах. Это угол между его центральной плоскостью и перпендикуляром к поверхности дорожного полотна. От его корректной настройки зависит качество поездок и надежность сцепления с покрытием.
Угол схождения (сход) вычисляют как разницу расстояний, которые измеряют в горизонтальной плоскости по передним и задним точкам колесных дисков. Результат оценивают в миллиметрах, градусах или минутах.
- положительным – расстояние по передним точкам меньше, чем по задним;
- отрицательным (обратным) – дистанция, измеренная по передним точкам, больше;
- нулевым – диски и шины транспортного средства расположены параллельно друг другу.
Отклонение в положительную и отрицательную сторону требует коррекции. В ином случае произойдет быстрый износ протекторов шин.
Другой важный параметр – кастер, определяемый как угол продольного наклона оси поворота колеса. Параметр влияет на управляемость. Превышение его нормальных показателей делает рулевое управление «острым». Пониженное значение ведет к тому, что руль становится тяжелым. Корректировку кастера проводят во время процедуры настройки развала-схождения (РС).
Когда нужно проводить регулировку схождения и развала?
Регулировка РС может быть плановой и внеплановой. В плановом варианте ее регулярность зависит от рекомендаций производителя транспортного средства. Отечественные автомобили нуждаются в процедуре каждые 10-15 тыс.км пробега. Зарубежные транспортные средства следует показывать мастерам СТО через 30 тыс.км пробега. Отвечая на вопрос, как часто делать развал-схождение, специалисты советуют обращаться в сервис не реже, чем раз в год. Лучшее время – весна, при замене зимней резины.
Внеплановые процедуры по регулировке могут понадобиться в таких случаях:
- ускоренный износ покрышек или замена резины;
- самопроизвольное отклонение автомобиля в сторону во время движения по трассе;
- боковой удар колеса о препятствие, из-за чего наблюдается вмятина на диске;
- замена деталей ходовой части (амортизаторов, рычагов подвески, сайлентблоков и иных элементов);
- изменение параметров дорожного просвета (укорачивание или удлинение пружин);
- после длительной езды по дорогам без качественного покрытия;
- агрессивный стиль вождения.
Результат регулировки развала-схождения:
- повышение устойчивости автомобиля;
- улучшение управляемости;
- минимальный риск заносов;
- экономия топлива;
- снижение износа покрышек.
Почему при замене узлов и деталей ходовой части нужно делать геометрию?
Положение колес автомобиля зависит от позиционирования деталей ходовой части. Например, при замене шаровой опоры, тяги, рейки, нулевого наконечника меняется зазор между деталями. Это ведет к появлению угла наклона шин по отношению к горизонтальной плоскости. Сбой прежних настроек происходит и при смене амортизационной пружины или покрышек, поскольку угол установки зависит от клиренса.
Замена элементов ходовой части может привести к тому, что руль окажется в неправильном положении. В этом случае управление автомобилем запрещено, поскольку возможен самопроизвольный увод его корпуса в сторону во время движения. Любой сбой требует коррекции, а необходимость регулировки развала-схождения после манипуляций с ходовой опытный водитель определяет по поведению машины на дороге.
Разновидности оборудования
Для проведения настройки развала-схождения следует обращаться в автосервис. В распоряжении мастеров есть специальные стенды, которые позволяют им обнаружить незаметные глазу зазоры и выполнить необходимые манипуляции по корректировке.
Стенды регулировки развала-схождения представляют собой специальные станки, основная задача которых – определение угла наклона автомобильных колес и его выставление в случае их неправильного положения.
По принципу работы аппараты делят на несколько видов:
- Оптические. Самые первые агрегаты для регулировки РС. Процесс исследования на них занимает много времени, при этом возможны погрешности.
- Лазерные. Разновидность оптического оборудования. Производят измерения углов с помощью лазерного луча.
- Компьютерные. Современное высокоточное оборудование, сбором и обработкой информации в котором занимаются электронно-вычислительные устройства. Стенды 3D составляют трехмерную проекцию транспортного средства. Они помогают выполнять работы по диагностике и регулировке максимально точно и быстро.
Оптический стенд
В оптическом стенде для измерений используются световые лучи. Они исходят из специальных трубок, размещенных на ободьях колес. Во время измерений световой пучок проецируется на экран с линейной и угловой шкалами. Снятые показания специалисты сравнивают с нормативами.
Подобное оборудование считается устаревшим. Среди его преимуществ – долговечность и неприхотливость в обслуживании. Однако на современных СТО оно не встречается.
Лазерное оборудование
По принципу работы такие стенды схожи с оптическими агрегатами. Однако в качестве источника измерения выступает направленный лазерный луч.
Работа системы организована просто:
- на автомобиль на одинаковом расстоянии друг от друга и по отношению к шкалам измерения устанавливаются лазерные излучатели;
- на шины монтируются зеркала (параллельно плоскости вращения), напротив которых устанавливаются измерительные шкалы;
- лазерные лучи калибруются так, чтобы линия их прохождения шла параллельно колесной плоскости;
- луч, отраженный от зеркал, должен вернуться в исходную точку (это и есть нулевое деление шкалы);
- при отклонениях он упадет выше или ниже, что покажет величину погрешности.
Стенды отличаются точностью измерений и позволяют калибровать одновременно все колеса машины. Однако на одно исследование уходит около часа, поскольку настройка зеркал и лазерных генераторов проводится вручную. Это требует сноровки и опыта специалистов. При выполнении работ некомпетентным механиком возможны погрешности.
Компьютерные комплексы
Стенды на базе электронно-вычислительных машин работают за счет датчиков, которые фиксируются на измерительных головках оборудования. Располагаясь на колесах, датчики с высокой точностью фиксируют свое положение в пространстве и передают эту информацию на компьютер. После ее обработки система выдает графики, отчеты и оценочные диаграммы.
Стенды современных станций технического обслуживания в 90% являются компьютерными. Они могут различаться по дизайну, способу передачи информации и электронике, которая производит измерения.
Для снятия показаний применяются такие типы датчиков:
- проводные, используемые в кордовых стендах;
- инфракрасные, связь которых с компьютерным блоком поддерживается с помощью проводов;
- бесконтактные, использующие дистанционный принцип исследования.
3d-стенды
Аппараты предоставляют подробную информацию о позиционировании колес автомобиля, состоянии его подвески и кузова. Для выполнения измерений в них используют оптические системы. При этом на шинах крепятся мишени с градиентным рисунком, а камеры в боксе фиксируют их позицию и формируют необходимые данные о развале-схождении.
Система технического зрения стендов включает две или четыре видеокамеры, которые обеспечивают быстрый «захват» изображений и их передачу на ПК. На основе поступившей по протоколу TCP/IP информации программа с высокой точностью определяет положение каждой интересующей мишени в пространстве.
Трехмерные стенды упрощают работу мастеров и ускоряют обслуживание в автосервисе. Они работают с передне- , задне- и полноприводными автомобилями, автобусами, грузовым транспортом.
После прохождения стендов автовладельцы получают распечатку, в которой расписаны такие показатели:
- углы развала, схода для передней и задней подвески;
- смещение оси (передней и задней);
- угол движения транспортного средства (повернутость задней оси);
- угол наклона оси поворота каждого из колес (поперечный и продольный).
Для сравнения с измеренными показателями в пояснительном листе указаны их нормальные значения для обследуемой марки авто, а также показатели после регулировки. Первоначально специалист проверяет, находятся ли данные в допустимых диапазонах. Если любой из параметров выходит за пределы нормы, его регулируют посредством специальных узлов, предусмотренных в конструкции подвески.
У каждого из типов стендов свои достоинства и недостатки. Натуральные способы измерений могут дать точные результаты только при участии опытных специалистов. Автоматика помогает делать измерения РС оперативно, что экономит время автовладельцев.
Как понять, что пора делать сход-развал? Признаки неправильной установки углов колёс и способы самостоятельной проверки
В этой статье специалисты автосервиса «Елино Авто» находящегося в Зеленограде, расскажут о признаках, указывающих на необходимость регулировки развала-схождения, а также о способах самостоятельной проверки углов установки колёс.
Прочитав статью, Вы сможете точно определять, нужна ли автомобилю регулировка схода-развала.
Содержание статьи:
- Что такое регулировка развал-схождения?
- На что влияет сход-развал?
- Почему сбиваются углы установки колёс?
- Признаки неправильного развал-схождения
- Как проверить сход-развал самостоятельно?
- Проверка развала
- Проверка схождения
- Подведём итог. Как понять, что нужно делать сход-развал?
Что такое регулировка развал-схождения?
Каждый автопроизводитель для улучшения управляемости и устойчивости предусматривает определённое положение передних (и задних) колёс относительно друг друга и плоскости дороги. Делается это для каждой конкретной модели. Параметры развала, схождения и кастера принято называть углами установки колес.
Под развалом понимают угол наклона колес по отношению к дороге. При отрицательном развале колёса визуально становятся будто «домиком», при положительном угле развала верхняя часть колеса наклоняется наружу относительно нижней.
Схождение — это сумма углов между плоскостью, которая проходит через центры колес и продольной осью автомобиля. Звучит немного непонятно, но на деле всё просто: если схождение положительное, то плоскости вращения колёс пересекаются впереди автомобиля словно «сходясь навстречу» друг другу, при отрицательном —сзади (расхождение).
Кастор (или кастер) от англ. Caster angle (угол продольного наклона) это угол, образованный вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. При положительном кастере ось поворота колеса наклонена назад относительно направления движения, а при отрицательном — наоборот, «смотрит вперёд».
Развал-схождением или сход-развалом принято называть процедуру, которая включает в себя два этапа корректировки положения автомобильных колес, а именно развал и схождение.
Регулировка схода и развала производится на специальном стенде в мастерской. Для определения точных углов используются лазерные измерители, а также иное точное оборудование. Регулировка делается относительно кузова.
На что влияет сход-развал?
Данная регулировка необходима, для исключения возможных проблем с рулевым управлением автомобиля. Это напрямую связано с безопасностью движения. Довольно часто именно из-за неправильной настройки углов установки колёс возникают ситуации, когда руль тянет в сторону, либо во время прямолинейного движения по достаточно ровному покрытию машину трясет и уводит в сторону.
Если окажется, что колеса на машине стоят неправильно, это негативно повлияет на способность автомобиля входить в повороты и реагировать на движения рулём.
Помимо этого, часто автомобилисты сталкиваются с преждевременным износом резины, с неравномерным истиранием покрышек, повреждениями элементов подвески, неполадками в составе рулевого управления.
Есть примеры, когда ресурс колес составлял буквально 500-1000 километров, после чего покрышки приходили в состояние негодности.
Другие статьи по теме:
Почему сбиваются углы установки колёс?
Езда по некачественным дорогам, сильный удар из-за попадания в дорожную яму, ремонт подвески и прочие операции, производимые в процессе эксплуатации машины, сбивают заводские настройки углов установки колёс.
Также, причиной может стать банальный износ одного или нескольких элементов подвески автомобиля.
Согласно регламентам производителей, проверять регулировку колес необходимо через каждые 15-20 тыс. км. и регулировать, при необходимости. Это касается новых машин, однако у старых моделей, с пробегом не в одну сотню тысяч километров, контролировать настройки необходимо как минимум два раза в год при сезонной смене покрышек.
Бывает, что после ремонтных работ, таких, как замена шаровых опор, рулевых тяг, регулировка рулевой рейки, амортизаторов, пружин, или установки новых сайлентблоков геометрия подвески нарушается, ее составные части работают с искажениями, в результате чего проявляются описанные выше странности в поведении автомобиля на дороге. Больше об этом, читайте в статье, нужно ли делать развал/схождение после ремонта.
Признаки неправильного развал-схождения
Чтобы понять, какие симптомы указывают на необходимость регулировки, достаточно вспомнить, к чему приводит неправильный сход-развал.
- Неправильная траектория движения авто: автомобиль постоянно тянет вправо или влево.
- Повышенный износ резины.
- Неправильное расположение руля. Сдвиг влево или вправо, при прямолинейном движении.
Но существуют и менее явные признаки, которые также указывают на то, что в углах установки колёс есть проблемы.
- Шум, вибрация или свист резины при вхождении в поворот;
- Сложная управляемость. Когда руль трудно поворачивать даже при наличии ГУРа. Так называемый «тугой» руль;
- Неустойчивое положение на дороге, плохая управляемость при разгоне от 80 километров в час;
- Заносы, развороты или просто «уход» в сторону при торможении (при исправной тормозной системе);
- Запоздалая реакция на поворот руля;
- При выходе из поворота руль не возвращается в нулевое положение.
Если Вы замечаете несколько из описанных симптомов, регулировка развала-схождения необходима со 100% вероятностью.
Как проверить сход-развал самостоятельно?
Для выполнения проверки в гаражных условиях потребуется подготовить: линейки (специальная телескопическая и обыкновенная); шнур с грузиком; кусок мела.
Проверка развала
- Загоняем авто на ровную поверхность и выставляем колеса ровно. Должно остаться немного места для перемещения ТС, которое нужно будет для осуществления замеров.
- Мелом делаем на ровно выставленных колесах метки вверху и внизу.
- Далее нужно приложить шнур с грузом к крылу авто таким образом, чтобы шнур был в строго параллельном положении относительно сделанных мелом меток. Шнур можно прикрепить к крылу лентой или скотчем для удобства.
- Линейкой замеряется расстояние между шнуром и ободом колеса снизу и сверху.
- Затем авто следует прокатить вперед, чтобы метки повернулись на 90 градусов и повторить ранее проделанные манипуляции (метки, замеры).
- После авто снова двигается до тех пор, пока последние две метки не поменяются местами. Верхняя метка переместится вниз, а нижняя в верхнюю часть. И снова все замеряется.
Разница в замерах не должна сильно отличаться. При нормальном угле разница должна быть от 1 до 3 мм. Если показатели сильно разнятся необходимо проводить регулировку.
Проверка схождения
На этот раз измерения нужно производить не с наружной, а с внутренней стороны колеса. Также Вам понадобится специальная телескопическая линейка.
- Авто должно стоять на ровной площадке. Колёса направлены вперёд. Лучше всего выполнять работу в яме.
- Нанесите на внутреннюю часть левого и правого колеса по метке — они должны располагаться рядом с дисками.
- Создайте в линейке предварительное натяжение. Поставьте её между колёсами так, чтобы измерительный прибор упирался в метки, но не касался других деталей автомобиля.
- Встряхните линейку. Совместите указатель с делением «0» (ноль).
- Оставив линейку на колёсах, немного прокатите автомобиль вперёд. Измерительный прибор должен повернуться вместе с колёсами без соприкосновения с элементами кузова и подвески.
- Посмотрите на линейку. Изменились ли показания? Если нет или изменились незначительно (до 1 деления), то со схождением всё в порядке. Если разница больше — нужна регулировка.
Другой вариант проверки углов развала и схождения — обратится в сервис, в котором есть специальный стенд. В таком случае точность проверки будет значительно выше.
Самым точным и универсальным стендом, способным измерять все возможные углы колёс и геометрию кузова, является 3D-стенд. Именно такой стенд установлен в автотехцентре «Елино Авто».
Для проведения регулировки развала-схождения также рекомендуем обращаться в автосервис. Стенды позволяют обнаружить незаметные глазу зазоры и выполнить необходимые манипуляции по корректировке с высочайшей точностью.
Подведём итог. Как понять, что нужно делать сход-развал?
Итак, в этой статье, мы постарались ответить на вопрос, как понять, что нужно делать регулировку развала-схождения.
Сведём всю озвученную информацию в короткий прикладной список.
- Углы установки колёс влияют на поведение и безопасность автомобиля при движении.
- Обычно, регламент предусматривает проверку углов с периодичностью в 15-20 тыс. км., в зависимости от стиля вождения и типа дорог, по которым, в основном, автомобиль передвигается. Чем хуже дороги, тем выше вероятность того, что углы будут сбиты раньше чем через 15-20 тысяч километров.
- К тому что углы сбиваются, чаще всего приводят: износ элементов подвески, попадание в небольшое ДТП (яма, бордюр и т.п.), ремонт ходовой части.
- Основными признаками неправильного схода-развала являются: «увод» автомобиля в сторону, неправильное положение руля при прямолинейном движении, повышенный износ шин и другие, менее популярные симптомы, описанные выше.
- Проверить сход-развал самостоятельно с довольно высокой точностью можно, но процесс довольно трудоёмкий и требует специальной телескопической линейки. При этом точность проверки все равно значительно ниже, чем проверка на специализированном стенде в автосервисе.
Если Вы замечаете странности в поведении автомобиля на дороге, либо заметили неестественный износ покрышек, обращайтесь в автосервис «Елино Авто» в Зеленограде.
В работе мы используем 3D-стенд Hunter, который зарекомендовал себя как самый точный, среди всех конкурентов. На стенде работают квалифицированные механики, которые в состоянии быстро отрегулировать все необходимые параметры и добиться заводских показателей углов установки колёс.
По каким признакам понять, что пора делать развал-схождение
Из-за некоторых проблем, связанных с нарушением развала-схождения машина теряет управляемость, протекторы изнашиваются очень быстро и неравномерно. Кроме того, из-за этого выходят из строя детали и узлы ходовой части (например, ступичные подшипники, шаровые опоры).
Заинтересованные сотрудники ремонтных мастерских рекомендуют как можно чаще проводить регулировку схода-развала, даже в тех случаях, когда в этом нет необходимости. Чтобы не попасть на удочку любителей подзаработать и вместе с тем не подвергнуть риску жизнь и здоровье всех участников движения, каждый владелец авто должен разбираться в этом вопросе.
Как понять, что на машине срочно нужно делать развал-схождение
По правилам дорожного движения каждый владелец должен контролировать техническое состояние своего автомобиля. Именно он знает пробег, условия эксплуатации, его поведение на дороге. Внимательный водитель всегда сможет определить момент, когда нужно делать развал-схождение. Это можно определить по многим признакам.
По протектору
По внешнему виду резины авто можно определить положительный или отрицательный развал колеса:
- В первом случае «съедается» внешняя сторона.
- Во втором – внутренняя часть протектора.
Из-за неравномерного распределения нагрузки на шины управляемость автомобиля значительно ухудшается, поэтому нужно незамедлительно обратиться в профессиональную автомобильную мастерскую для исправления ситуации.
Следует учитывать, что причиной такого износа могут быть поврежденные втулки подвески, шаровые опоры, пружины и амортизаторы.
По положению и отклику руля
Если колеса на задней оси автомобиля будут отличаться по направленности развала, то при прямолинейном движении рулевое колесо будет отклоняться в какую-нибудь сторону. Кроме того, такое явление может быть следствием смещения задних колес.
Слишком большое значение угла развала может проявляться через «тугой руль». При таких обстоятельствах для поворота рулевого колеса приходится прилагать максимальные усилия. Это может сопровождаться отсутствием признаков неравномерного износа.
С другой стороны, такая ситуация в своей основе может иметь следующие причины:
- установленные шины, ширина которых превышает допустимые для конкретного авто;
- низкое давление внутри шин;
- слишком сильная затяжка маятникового рычага или рулевой рейки.
Если проверка не выявила перечисленных выше недостатков, то тогда можно смело обращаться на СТО для регулировки развала-схождения колес.
Еще одним проявлением неправильного положения колес является ситуация, когда рулевое колесо после поворота не возвращается в исходное положение. Водителю при таких обстоятельствах приходится прикладывать определенные физические усилия. Данная ситуация может быть вызвана недостаточным уровнем жидкости внутри бачка гидравлического усилителя руля, перетянутой рулевой рейкой или неисправностью ее деталей. На эти моменты также стоит обратить внимание.
По звукам от колес
Если передвижение автомобиля сопровождается выраженным шумом покрышек, то это может свидетельствовать о неправильной регулировке колесных пар. При таких обстоятельствах из-за разного износа шин сопротивление качению увеличивается, поэтому появляется такое звуковое сопровождение. Такое явление может быть вызвано перекачанными шинами.
Визг от покрышек может появляться на поворотах на небольшой скорости при обычных погодных условиях. Это зачастую вызвано плохим контактом резины с поверхностью дороги из-за сильного износа шин или проблемами со сходом-развалом.
Занос в сторону
Если машину при прямолинейном движении тянет в сторону, то это напрямую может свидетельствовать о неправильном положении ее четырех колес. Чтобы убедиться в этом, можно разогнаться на пустой трассе до 30-40 км/час, а затем отпустить рулевое колесо.
К такому явлению могут привести и другие причины:
- различия рисунка протекторов ведущих колес;
- выход из строя клапана гидравлического усилителя руля;
- неравномерный износ резины;
- поломка различных узлов, деталей подвески;
- разное давление внутри шин.
Если перечисленные выше недостатки выявить не удалось, то дело в неправильном развале-схождении.
Машину может уводить в сторону во время торможения. Это чаще всего говорит о разнице в углах установки автомобильных колес. Авто при этом разворачивает по направлению к меньшему углу продольного наклона шкворня. Этого может не происходить в случае торможения при прямолинейном движении автомобиля. С другой стороны, данная проблема нередко появляется при попадании воздуха в тормозную систему, поломке тормозного цилиндра с одной стороны.
Из-за неправильного угла установки колес при наезде даже на небольшую кочку машину сильно уводит в сторону. Это может происходить также из-за неисправных амортизаторов, сломанных элементов рулевого управления. Для точной диагностики лучше проверить эти пункты.
Как часто необходимо регулировать сход-развал на автомобиле
Выставлять колеса на машине рекомендуется каждые 10000-15000 километров пробега. В зависимости от условий эксплуатации, контролировать данные параметры ходовой части рекомендуется регулярно.
Существует три основных правила, когда нужно делать развал-схождение авто:
- Во-первых, при покупке машины через автосалон его специалисты должны проверить схождение, а при необходимости отрегулировать положение колес.
- Если во время управления авто водитель чувствует, что машину сильно тянет в сторону.
- После сезонной смены резины желательно проверять этот параметр, но производить регулировку только при необходимости.
Когда приходит время делать сход-развал, подскажет изношенная резина.
В некоторых случаях после ремонта отдельных узлов, деталей ходовой части авто обязательно нужно проводить регулировку его колес.
Это нужно делать после замены таких элементов подвески:
- шаровых опор, поскольку после этого изменяется наклон колесных дисков;
- шарнира равных угловых скоростей (ШРУС);
- рулевого наконечника, рейки.
Кроме того, после дорожно-транспортного происшествия с повреждением кузова нужно привести в порядок расположение автомобильных колес. Это вызвано тем, что даже попадание в яму может привести к смещению элементов подвески.
В большинстве случаев сход-развал не нужно делать после замены шин, стабилизаторов, амортизаторов.
Опасно ли ездить без регулировки
Автомобиль будет заметно хуже вести себя при прямолинейном движении и на поворотах. Из-за сбитых углов авто будет сильно уводить в сторону, поэтому водителю придется прилагать максимум усилий для удержания рулевого колеса, которое попросту не возвращается в исходное положение.
При таких обстоятельствах произойдет максимальный износ резины, радикально снизится ее эксплуатационный ресурс. Управляемость, курсовая устойчивость авто заметно ухудшится.
Таким образом, своевременное обслуживание автомобиля является важной задачей. Правильный развал-схождение повышает уровень безопасности автомобиля на дороге.
Криворукого мастера никакой 3D-стенд не спасет. Что нужно знать про развал-схождение
На стенд развала-схождения обычно ездят после ремонта ходовой части или если машину вдруг начало «вести» в сторону. А может, стоит проверять углы установки колес чаще? Если да, то почему? И что нужно знать, выбирая СТО или мастера для этой процедуры?
Зачем это нужно?
Начнем с того, что вообще проверяется на стенде. Основные параметры, которые измеряются, а при необходимости (и технической возможности) регулируются, — это схождение, развал и кастер. Схождением называется угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля. Развал — угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью. Ну а кастер — это продольный наклон оси поворота, то есть угол между вертикалью и осью поворота управляемого колеса в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля.
Углы установки колес измеряются в градусах и минутах (в одном градусе 60 минут). Параметры и допуски, а также дополнительные условия, которые необходимо соблюдать при проверке, определяет производитель. Углы установки колес в значительной степени влияют на поведение автомобиля на дороге, во многом определяя характер управляемости, а также курсовую устойчивость.
Соответственно нарушение параметров приводит к ухудшению заданного баланса: автомобиль начинает хуже слушаться руля, становится слишком «нервным» или, наоборот, не желает ехать в поворот. Нарушенный развал в долгосрочной перспективе приводит к неравномерному износу шин, а «сбитое» схождение способно уничтожить шины всего за несколько сот километров.
Между тем далеко не все из озвученных параметров могут быть регулируемыми — это зависит от конструкции. Так, схождение передних колес можно выставить на всех машинах, а вот изменить развал, а уж тем более углы установки задних колес можно далеко не на всех моделях, особенно если сзади — простая полунезависимая подвеска. Кастер тоже, как правило, не регулируется.
Шайбы между ступицей и балкой позволяют изменить углы развала и схождения
Другими словами, заданные производителем параметры обеспечиваются взаимным расположением деталей ходовой части и не меняются. Скажем, если колеса вдруг стали «домиком», а развал не регулируется, причина наверняка кроется в деформации рычага или поворотного кулака. По-хорошему эта проблема решается заменой детали. Хотя заметим, что существуют технические решения (вовсе не «заводские»), которые позволяют выставлять и данные параметры, но это уже ближе к тюнингу и автоспорту.
Частота обращения
На развал-схождение принято обращаться после ремонта ходовой части. Конечно, далеко не все работы приводят к нарушению углов установки колес. Но, например, после замены рулевых тяг и наконечников, ремонта рулевой рейки, даже просто после снятия/установки этих деталей проверить схождение не будет лишним, даже если в ходе ремонта делались контрольные метки.
Углы могут «уйти» и после снятия/установки рычагов, замены шаровых опор, сайлент-блоков, пружин передней подвески. Мастера приводят пример, когда снятие/установка шаровой опоры с креплением на несколько болтов может приводить к изменению схождения на 30 минут с одной стороны при суммарном допуске 10 минут.
С задней подвеской все проще, хотя многое зависит от ее конструкции. Если это обычная балка, в ней ничего не регулируется, а менять по большому счету нечего. Но сложная «многорычажка» наверняка имеет «развальные» рычаги (тяги), да и вообще за позиционирование колеса в ней отвечает гораздо больше деталей. Деформация одного из рычагов или просевшие пружины уже могут нарушить углы установки колес. Соответственно после «пересыпки» такой подвески требуется как минимум проверка параметров развала и схождения.
Понятно, что на стенд вы поедете и после сильных ударов по подвеске, из-за чего машину стало тянуть в сторону. Но по-хорошему проверять углы установки колес следует и без этого, просто с определенной периодичностью. Какой именно — зависит не только от интенсивности эксплуатации и ее тяжести (по каким дорогам приходится ездить, хорошим или разбитым), но также и от конструктивных особенностей автомобиля.
Если производитель заложил большие допуски по углам (например, суммарное схождение колес на оси от -10 до +40 минут), то вполне достаточно проверять развал-схождение раз в год-полтора или через 20-30 тысяч км. А если допустимая разбежка всего плюс-минус три минуты, это как раз тот случай, когда углы установки колес стоит проверять в два раза чаще, например, после каждой сезонной смены резины.
Кстати, не будет лишним заехать на развал-схождение и перед покупкой подержанного автомобиля, особенно если есть сомнения по поводу геометрии кузова. По расположению колес и углам их установки уже можно судить, есть ли проблема, а если да, то насколько она критична. Например, можно ли выставить развал, схождение и кастер в заводские допуски.
Также можно проверить, не нарушена ли соосность (это когда одно колесо «обгоняет» второе — тут уже регулировки не помогут). Справедливости ради заметим: показания стенда лишь укажут на проблему, но не скажут, возникла она по причине повреждения элементов подвески, смещения или деформации подрамника либо это собственно нарушение геометрии кузова. Здесь уже развала-схождения недостаточно — машину придется «промерить».
Главное — исполнитель
Опытный и ответственный мастер может обеспечить высокую точность измерений и на старом оборудовании, просто времени на это уйдет больше, чем на современном 3D-стенде. Но последний хоть и повышает скорость работы, снижая влияние человеческого фактора на итоговый результат, все равно не гарантирует правильности измерений без следования регламенту. Другими словами, точность измерений зависит не столько от оборудования (разумеется, оно в любом случае должно быть исправно), сколько от правильности проведения процедуры проверки и регулировки, то есть от умения и дотошности мастера.
В свое время мы проводили эксперимент: загоняли на стенд автомобиль и проводили измерения без разгрузки подвески и проверки давления в шинах (а одно из колес было специально приспущено). В результате измерения хоть и вписались в допуски, но оказались некорректными. И это показательно!
Опытный мастер уточнит, а лучше проверит сам состояние сайлент-блоков, шаровых опор, рулевых тяг и наконечников. Если имеются люфты, то проводить измерение углов установки колес бессмысленно. Также необходимо проверять давление в шинах (хотя некоторые 3D-стенды могут «видеть» отличное по внешнему диаметру колесо).
Также нужно разгрузить подвеску, правильно установить датчики на колеса и обязательно произвести компенсацию биения: в компьютер стенда необходимо ввести корректировки по возможному несовпадению измерительной плоскости датчиков и плоскости вращения колес, что обычно происходит из-за неровных колесных дисков.
Следует также учитывать, что автомобили некоторых марок устанавливаются на стенд с дополнительной загрузкой, то есть с учетом массы водителя и пассажира, а, например, в BMW нужно загружать еще и заднее сиденье по центру. Так что технологии технологиями, но от педантичности оператора стенда по-прежнему зависит многое.
Ну и не забудем про саму поверку сложного и точного оборудования, которая должна проводиться с регулярностью раз в год. Сама плоскость, на которой измеряется автомобиль, должна быть идеально ровной. Это к вопросу о качестве монтажа стенда, а также о том, что выбирать развал-схождение стоит не по цене или расположению, а исходя из репутации мастера/СТО. Благо сейчас источников для поиска адекватных отзывов предостаточно.
Гаражи в нашей базе объявлений — больше 1000 предложений!