- Как проверить датчик положения дроссельной заслонки
- 18.ч.1 Проверка ДМРВ и ДПДЗ мультиметром.
- Как проверить датчик положения дроссельной заслонки
- Типы ДПДЗ
- Симптомы выхода из строя ДПДЗ
- Причины выхода из строя
- Как проверить датчик положения дроссельной заслонки
- Замена неисправного датчика положения дроссельной заслонки
- Видео
- Как проверить датчик положения дроссельной заслонки и симптомы неисправности
- Назначение датчика
- Виды датчиков
- Контактный датчик
- Бесконтактные ДПДЗ с датчиком Холла
- Индуктивные ДПДЗ
- Признаки неисправности
- Плавающий ход
- Проблемы с ускорением
- Индикатор Check Engine
- Снижение максимальной скорости
- Способы проверки датчика
- Устранение неисправности
- Методы проверки датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
- Методы диагностики ДПДЗ
- Подключен ли ваш ДПДЗ к «земле»?
- Подключен ли ДПДЗ к источнику опорного напряжения?
- Выдает ли датчик положения дроссельной заслонки правильный сигнал?
- Регулировка датчика положения дроссельной заслонки
- Как проверить датчик положения дроссельной заслонки
- Что такое датчик положения дроссельной заслонки
- Принцип работы датчика
- Обслуживание и замена ДПДЗ
- Проверка датчика положения
- Технология проверки
Как проверить датчик положения дроссельной заслонки
18.ч.1 Проверка ДМРВ и ДПДЗ мультиметром.
Как и положенно б/у автомобилю, на Калине продожают выскакивать «болячки».
На данный момент произошло следующее: сначала на ХХ стали плавать обороты. Едешь — все нормально, остановишься и обороты сами по себе увеличиваются, уже не одного пешехода на пешеходном переходе так испугал, думают, что ехать собираюсь.)) Продолжалось это дня три, далее стала пропадать тяга. В начале дня ухудшилась динамика, Калина стала хуже разгоняться, но на «нейтралке» обороты набирала хорошо. Под конец дня обороты под нагрузкой перестали набираться, тяги не хватало, чтоб тащить собственный вес (до дома добирался со скоростью 5 км/ч, благо до дома оставалось метров 300), на «нейтралке» обороты поднимались очень не охотно. Чек при этом всем не горел.
На следующий день ситуация такая (на машине не ездил, просто заводил, чтоб снять видео): двигатель запускается только лишь, если педаль газа выжать наполовину. Педали газа двигатель не слушает вообще, обороты не набирали отметку в 500 об/мин, если педаль отпустить, то двигатель глохнет. Далее видео, не озвучивал, но в нем я пробую педаль газа жать по-разному, реакция на это нулевая.
Лично я стал грешить на ДПДЗ и РХХ, но так как я еще чайник не набрался опыта с инжекторными двигателями, то мои догадки надо было как-то проверить. Сделать я это решил путем проверки напряжения.
Напомню, что знания в области электронники у меня отсутствуют, пришлось, даже видеоуроки смотреть, чтоб понять, как пользоваться мультиметром. Но зато есть желание самому во все вникать.)))
Прежде чем делать замеры напряжения на датчиках, проверил погрешность мультиметра (включил режим сопротивления на 200 Ом и замкнул между собой два щупа). Погрешность нулевая, вычитать ничего не придется. Далее снял защиту с колодки на ДМРВ и замерил напряжение между первым и третьим контактом (отсчет от лобового стекла). Цвета проводов могут быть разными, но расположение всегда одно.
Мультиметр показал напряжение 1,08В. Рабочий диапазон ДМРВ от 0,96В до 1,04В. Если исходить из этих данных, то мой ДМРВ труп. ( Эх, попал примерно на 2000 рублей )
Далее проверяю ДПДЗ.
Для проверки напряжения от ЭБУ к ДПДЗ измеряем напряжение между зеленым и бело-черным проводом. Должно быть 5В, у меня 4,98В. Считаю нормой. Далее измеряем напряжение между зеленым и желто-синим проводом. В спокойном состоянии 0,47В, поварачиваем флажок, напряжение плавно увеличивается. Пик 3,99В. Должно быть при закрытой дроссельной заслонке ниже 0,7В, а при полностью открытой более 4В.. На мой взгляд все в пределах нормы, отклонение есть, но небольшое. Сопротивление на ДПДЗ замерить у меня не получилось. Так же не проверил РХХ, так как требуется снимать дроссельный узел, а времени у меня на это не было.
Следующим шагом отключаю поочереди фишки с датчиков. На отключение ДМРВ заметной реакции в работе двигателя не последовало, ДПДЗ тоже, при отключенном РХХ и после его обратного подключения работа двигателя чуть изменилась: заводится все так же только при выжатой наполовину педали газа. ХХ все так же нет, при полном нажатии на педаль газа через 1-3 секунды обороты начинают подниматься. Но почему-то стала «отваливаться» стрелка тахометра.
С ошибками ДМРВ и РХХ все понятно, я их отключал, но датчик фаз я не трогал. Попробую его проверить, заменю, так же проверю метки, сниму дроссельный узел и проверю РХХ.
Как проверить датчик положения дроссельной заслонки
Современный комфортный автомобиль напичкан массой различных датчиков улучшающих его КПД. Датчик положения дроссельной заслонки не исключение. Он достаточно важен в системе автомобиля, так как на его показания опираются “Мозги” двигателя. Электронный блок управления контролирует угол открытия заслонки, тем самым регулирует подачу воздуха в камеру. В этой статье вы узнаете как проверить датчик положения дроссельной заслонки своими руками.
Типы ДПДЗ
Первый, менее распространенный тип это пленочно-резистивные, которые редко устанавливают из-за их срока службы ( около 60 000 км). И Бесконтактные, которые основаны на принципе работы датчика Холла. Их срок службы переваливает за 100 000 км, поэтому они более распространенные на автомобилях. Что бы точнее измерять угол положения заслонки, ставят его на одну ось с дросселем, то есть на корпусе.
Симптомы выхода из строя ДПДЗ
В первую очередь, на приборной панели выскочит чек, который и будет сигнализировать об поломке. Но, бывает так, что ближайшего диагноста далеко, поэтому расшифровать у вас его не получится. В таком случае, следует опираться на другие проблемы которые появились после чека. Во-первых, мотор полностью перестанет держать холостой ход, что будет приводить к постоянной перегазовке и самопроизвольной остановке мотора. Во-вторых, как динамика разгона, так и тяга автомобиля полностью пропадет. Основной же проблемой будет повышенный расход топлива. Двигатель перейдет в аварийный режим, что увеличит потребления топливом в несколько раз.
Следует учесть, что симптомы описаны выше подходят не только к данному датчику а и к множеству остальных, к примеру ДПКВ. Поэтому, сто процентов продиагностировать по поведению автомобиля будет сложновато. Более точно можно будет узнать, используя тестер.
Причины выхода из строя
Каждое нажатие на педаль газа, заставляет заслонку открываться и закрываться, соответственно датчика так же вращается. Вращение, а затем и трение приводит е его выходу из строя.
В бюджетных резистивных датчиках в первую очередь изнашивается резистивный слой напыленный на пленку. В более редких случаях из строя сначала выходит сам моторчик. Бесконтактные датчики так же выходя из строя, но служат в два раза дольше. У них изнашиваются механические узлы, которые постоянно вращаются.
Как проверить датчик положения дроссельной заслонки
Как и любой другой датчик на современном автомобиле проверяется при помощи прибора мультиметр. Что бы его проверить, нам понадобится измерить два показателя: напряжение и сопротивление. Какой тип установлен на автомобиле, особо не играет никакой роли.
Во-первых, нужно снять фишку, которая одета на контакты датчика. Нам откроются три контакта датчика, по цвету проводов на фишке вам нужно определить какой контакт это масса,питание и сигнал. Затем, запускаем тестер и мультиметром меряем напряжение на клеммах массы и питания. В исправном работающем датчике, показания будут плюс минус 5 В.
Что бы измерить сопротивление, установите тестер в положение сопротивления. А затем установить щупы на выводы массы и сигнала. На при закрытой заслонке показания должны быть в пределах 1 кОм, при открытой плюс минус 2.5 кОм. В зависимости от типа диагностируемого датчика и мотора, на котором он установлен, значения могут разниться, следует это учитывать.
Замена неисправного датчика положения дроссельной заслонки
Если после диагностики, оказалось что прибор вышел из строя, его нужно заменить новым, что не так и сложно сделать.
Во-первых, как положено, при любом ремонте, следует снять клеммы с АКБ что бы обезопасить себя, а затем и фишку с датчика. Во-вторых, открутить два винта, крепящих ДПДЗ к корпусу дросселя и извлечь неисправную деталь.
Далее, аккуратно, посадив новую деталь на свое посадочное место, закрутить обратно винты. Устанавливать его нужно проворачивая в разные стороны, что бы он сел в паз на валу. Затем, прикрутив его к корпусу, оденьте фишку обратно. Если у вас нету прибора для сброса ошибок, а к диагносту ехать не охота, можно это сделать самостоятельно. Просто отключите на ночь АКБ, тогда с памяти блока, все существующие ошибки удаляться.
Видео
Как проверить датчик положения дроссельной заслонки и симптомы неисправности
Если двигатель автомобиля работает нестабильно, одна из причин может крыться в выходе из строя датчика положения дроссельной заслонки. В этому случае во время эксплуатации транспортного средства появляются характерные симптомы, растет расход топлива. Существуют стандартные алгоритмы выявления и устранения неисправности.
Назначение датчика
Устройство отвечает за подачу воздушно-топливной смеси. От ДПДЗ на вход электронного блока управления двигателем (ЭБУ) передается напряжение. Уровень зависит от угла открытия дроссельной заслонки. На ее оси находится установочная площадка датчика.
Благодаря фиксированному соединению со штоком ДПДЗ мгновенно отслеживает каждое изменение положения. Уровни напряжения на выходе датчика:
- минимальный − 0,7 В, когда заслонка закрыта (педаль газа не нажата);
- максимально – 4-4,8 В, когда полностью открыта (педаль газа утоплена).
Если датчик работает исправно, уровень напряжения при нажатии педали акселератора плавно изменяется в указанных пределах.
Анализируя его значения и скорость их изменения, ЭБУ определяет оптимальное значение угла опережения зажигания, контролирует объем подаваемого топлива. При эксплуатации автомобиля с неисправным ДПДЗ могут возникнуть серьезные проблемы, которые потребуют дорогостоящего ремонта трансмиссии или двигателя.
Виды датчиков
На современные модели автомобилей устанавливают потенциометры – контактные ДПДЗ или магниторезистивные датчики. Электронные устройства отличаются стоимостью, сроком службы. По способу установки они бывают встроенными в корпус дроссельной заслонки и отдельно установленными.
Контактный датчик
Внутри корпуса есть несколько резистивных дорожек и подвижный токосъемный элемент − бегунок. Он жестко соединен со штоком дроссельной заслонки, двигается при ее закрытии (открытии). Во время перемещения он касается резистивного слоя и, контактируя, изменяет сопротивление:
- когда заслонка закрыта, бегунок позиционируется в самом начале дорожки, этой крайней позиции соответствуют минимальные значения сопротивления, напряжения;
- когда жмут на педаль газа, открывается дроссельная заслонка и ползунок смещается, при этом длина резистивного слоя, включенного в цепь, увеличивается, что приводит к росту сопротивления, напряжения.
К устройству подсоединены 3 провода. Один подает напряжение на резистивный слой – 5 В, другой идет к заземлению, третий к ползунку.
Бесконтактные ДПДЗ с датчиком Холла
Работа устройства построена на основе магниторезистивного эффекта Холла. Механический контакт между его элементами отсутствует, их два вида:
- датчик Холла;
- выполняющие функции бегунка постоянные магниты.
Бесконтактные ДПДЗ стоят дороже, но и служат дольше.
Магнитные ползунки перемещаются при повороте дроссельной заслонки, магнитное поле во время движения изменяется, датчики мгновенно это фиксируют и передают сигнал на микросхему, та отправляет информацию на ЭБУ. Элементы устройства разделены воздушным зазором, поэтому не испытывают механических воздействий. Место установки платы − корпус дроссельной заслонки.
Индуктивные ДПДЗ
Устройства индуктивного типа без физического контакта элементов вычисляют угол поворота дроссельной заслонки. Схема такого датчика:
- токопроводящий ротор, присоединенный к оси заслонки;
- статор – плата с катушками (приемная, передающая), микросхема, отвечающая за передачу данных на контроллер.
Устройства этого типа предназначены для электронных дроссельных заслонок. Их устанавливают на корпус. Величина напряжения на статоре зависит от угла поворота ротора.
Признаки неисправности
Резко меняющееся сигнальное напряжение – первый признак неисправности ДПДЗ. Обычно из строя выходят датчики контактного типа. При соприкосновении движущегося бегунка с поверхностью дорожек происходит физический износ шестерен привода ползунка, истирание резистивного напыления. Другие причины неисправности – короткое замыкание в цепи, обрыв провода.
Плавающий ход
Если ЭБУ получает недостоверные данные от ДПДЗ, контроллер выдает неверные команды, которые нарушают работу двигателя автомобиля. Он глохнет при переключении передач и на холостом ходу.
Эффект плавающего холостого хода возникает, если на ЭБУ не поступает сигнал о закрытии заслонки.
Проблемы с ускорением
Явно проявляются симптомы неисправного ДПДЗ при нажатии педали газа. Автомобиль ведет себя по-разному:
- во время набора скорости дергается;
- ускоряется плавно, но ему не хватает мощности, особенно это заметно при движении по пересеченной местности.
Нужно проверить датчик положения, если педаль газа не нажата, а автомобиль самопроизвольно разгоняется. Такая проблема возникает, когда потенциометр исчерпал свой ресурс.
Индикатор Check Engine
На приборной панели есть индикатор неисправностей двигателя – Check Engine. Он загорается по разным причинам, в том числе и когда неисправен датчик положения дроссельной заслонки. Чтобы выяснить, в чем проблема, проводят диагностику. Коды неисправности автомобиля определяют сканером или адаптером ELM327.
Значения, полученные от датчика дроссельной заслонки A, выходят за диапазон рабочих характеристик
Значения датчиков дроссельной заслонки A и B не совпадают
Снижение максимальной скорости
Низкая скорость при разгоне – частый признак неисправности. Неисправный ДПДЗ выдает на ЭБУ недостоверные данные о реальном положении дроссельной заслонки при нажатии педали газа. Значения сигнала низкие, поэтому блок управления ограничивает мощность, что приводит к снижению максимальной скорости.
Способы проверки датчика
Для измерения постоянного напряжения используют электронный мультиметр. Сначала проверяют наличие тока:
- отсоединяют разъем;
- включают зажигание, мотор не запускают;
- измеряют напряжение на контактах разъема.
Если питание отсутствует, прозванивают питающие провода, при наличии тока тестирование продолжают. Проверка работоспособности датчика положения дроссельной заслонки:
- один щуп мультиметра крепят к массе, второй – к выходному контакту;
- рукой прокручивают заслонку, имитируя нажатие педали газа.
Значение напряжения на экране мультиметра при закрытой заслонке должно быть не выше 0,7 В, при полностью открытой − не меньше 4 В. Это означает, что датчик работает исправно. У автомобилей разных моделей свое максимальное значение напряжения.
Датчик требуется поменять, если на выходе ДПДЗ при ручном вращении дроссельной заслонки значения изменяются скачкообразно или уровень напряжения во время нажатия (отпускания) педали газа не соответствует заданным параметрам.
Устранение неисправности
Потенциометр во время замены обесточивают, работы выполняют при выключенном зажигании. Чтобы неисправное устройство отсоединить, сначала снимают разъем с кабелями, потом раскручивают винты крепления.
Посадочное место очищают до снятия старого потенциометра и перед установкой нового. Грязь, попавшая на контакты, может вывести контроллер из строя.
Монтаж нового датчика осуществляют не торопясь, его посадочное место соединяют с торцом оси дросселя и начинают плавно поворачивать по кругу. Когда крепежные отверстия совмещены, вкручивают винты, подсоединяют разъем. Контроллер запоминает ошибку. Чтобы ее сбросить, на несколько минут отсоединяют минусовую клемму аккумулятора.
Если после замены напряжение не соответствует заданному (0,7 В/4 В), потребуется отрегулировать положение ДПДЗ. Для этого датчик снимают, поворачивают на 90° по отношению к штоку заслонки, устанавливают повторно. Производят замеры.
Эксплуатация автомобиля с неисправным ДПДЗ сокращает общий ресурс двигателя. Своевременную диагностику, замену и регулировку датчика можно произвести самостоятельно. Стоимость нового устройства зависит от модели авто и производителя, она может колебаться от 400 до 5000 рублей. Изделия отечественных фирм стоят дешевле импортных аналогов, но их приходится чаще менять.
Методы проверки датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
Ранее мы писали о симптомах, которые могут проявляться при поломке датчика положения дроссельной заслонки. Но такие признаки нередко вызывают и поломки других датчиков или компонентов двигателя. Поэтому перед покупкой нового ДПДЗ имеющийся датчик необходимо проверить на работоспособность.
ДПДЗ установлен на корпусе дроссельной заслонки. Этот датчик содержит резистор переменного сопротивления (или контактные точки, в зависимости от модели), который передает сигнал в электронный блок управления двигателем. Показания датчика зависят от положения дроссельной заслонки.
Когда водитель нажимает на педаль газа, заслонка вращается, увеличивая приток воздуха во впускной коллектор. При работающем моторе положение заслонки (и данные с других датчиков) сообщает компьютеру, сколько топлива нужно двигателю в определенный момент.
Поэтому, без правильного сигнала, поступающего от ДПДЗ, возникают проблемы с топливно-воздушной смесью. Отметим, что проверить датчик положения дроссельной заслонки не очень сложно. Вам понадобится информация о заводских параметрах работы датчика, после чего его проверяют с помощью цифрового мультиметра.
Купить мультиметр можно во многих магазинах, этот простейший диагностический прибор пригодится вам ещё не раз.
Самая распространенная неисправность датчика дроссельной заслонки – износ, короткое замыкание или обрыв в электрической цепи либо резисторе. С помощью этой статьи вы сможете понять, как проверить ДПДЗ мультиметром лишь за несколько минут. Это поможет понять, нуждается ли элемент в замене или проблема не в нём.
Симптомы неисправности ДПДЗ:
- бедная или богатая топливная смесь;
- проблемы с зажиганием;
- неправильные сигналы для других исполнительных механизмов;
- неровный холостой ход;
- провалы при разгоне;
- подергивание;
- остановка двигателя.
Методы диагностики ДПДЗ
Самый распространенный тест датчика – измерение сопротивления или напряжения в различных положениях дроссельной заслонки (закрытое, полуоткрытое и полностью открытое). Мы будем выполнять тестирование, используя функцию измерения напряжения.
- Откройте капот и снимите узел воздушного фильтра в том месте, где он соединяется с корпусом дроссельной заслонки.
- Осмотрите пластину дроссельной заслонки и стенки корпуса дроссельной заслонки, расположенные вокруг неё.
* Если вы видите нагар на стенках или под пластиной заслонки, выполните очистку этого узла с помощью очистителя карбюраторов (карбклинера) и чистой ветоши. Поверхность должна быть полностью чистой. Нагар и грязь могут препятствовать закрытию дроссельной заслонки и её свободному перемещению.
- Найдите ДПДЗ, установленный на боковой части корпуса дроссельной заслонки. Датчик выполнен в виде небольшого пластикового блока с трехжильным разъемом.
Подключен ли ваш ДПДЗ к «земле»?
- Аккуратно отсоедините электрический разъем от датчика положения дроссельной заслонки.
- Проверьте разъем и клемму на наличие загрязнений и повреждений.
- Установите мультиметр в подходящий режим, к примеру, 20V на шкале постоянного напряжения (DCV).
- Поверните ключ зажигания в положение ON, но не запускайте двигатель.
- Подключите красный щуп мультиметра к плюсовой клемме аккумулятора, обозначенной символом «+».
- Прикоснитесь черным щупом мультиметра к каждому из трех электрических контактов разъема проводки, который подключается к ДПДЗ.
* Один из контактов, при прикосновении к которому на экране мультиметра появляется напряжение около 12 вольт, является контактом заземления. Обратите внимание на цвет этого провода.
* Если ни один из контактов не отображает 12 вольт, это является признаком дефекта проводки, которая идёт к датчику положения дроссельной заслонки. Датчик не имеет заземления, поэтому он не может правильно работать. В такой ситуации нужно решать проблему с проводкой.
- Выключите зажигание.
Подключен ли ДПДЗ к источнику опорного напряжения?
- Теперь подключите черный щуп мультиметра к контакту заземления на разъеме ДПДЗ, который вы только что идентифицировали.
- Поверните ключ зажигания в положение ON, но не запускайте двигатель.
- Подключите красный щуп мультиметра к каждому из двух других контактов разъема.
- На одном из контактов напряжение должно составлять около 5 вольт. Этот контакт передаёт опорное напряжение на ДПДЗ. Обратите внимание на цвет провода, подключенного к этому контакту. Третий провод является сигнальным.
* Если ни на одном из двух контактов разъема не будет 5 вольт, в проводке есть проблема, которую необходимо исправить. Проверьте электрическую цепь на наличие плохих контактов или поврежденных проводов.
- Выключите зажигание.
- Вставьте электрический разъем в ДПДЗ.
Выдает ли датчик положения дроссельной заслонки правильный сигнал?
- Для выполнения такой проверки необходимо использовать пару штырьков или скрепок.
- Подключите красный щуп тестера к сигнальному проводу датчика, а черный – к проводу заземления.
- Включите зажигание, но не запускайте двигатель.
- Убедитесь в том, что дроссельная заслонка полностью закрыта.
- Ваш мультиметр должен отображать значение в диапазоне 0,2-1,5 вольт или около этого, в зависимости от конкретного автомобиля. Если на экране вы видите ноль, убедитесь, что вы выбрали правильный режим прибора – обычно оптимальным является 10 или 20 вольт. Если на экране все ещё виднеется ноль, продолжайте проверку.
- Постепенно открывайте дроссельную заслонку, пока она не будет полностью открыта (или же ваш помощник может постепенно нажимать педаль газа до упора).
* При полностью открытой дроссельной заслонке на мультиметре должно отображаться около 5 вольт.
* Убедитесь в том, что напряжение постепенно увеличивается, когда вы медленно открываете дроссельную заслонку.
* Если вы заметили, что в определенных положениях заслонки есть скачки напряжения или оно зависает на одном уровне, ваш ДПДЗ не работает правильным образом, поэтому его необходимо заменить.
* Если датчик положения дроссельной заслонки не достигает напряжения в 5 вольт или около этого (в некоторых автомобилях – 3,5В) при полностью открытой заслонке, его надо менять.
- Выключите зажигание и снимите штырьки (скрепки).
Если на вашем автомобиле установлен регулируемый датчик положения дроссельной заслонки (они встречаются на старых моделях), и его показания не соответствуют норме, попробуйте сначала отрегулировать его. Датчик подлежит регулировке, если вы можете ослабить болты его крепления и повернуть элемент влево или вправо.
Регулировка датчика положения дроссельной заслонки
Этот способ подходит для настройки внешнего датчика. Следующие советы дадут вам общее представление о процедуре регулировки ДПДЗ.
- Ослабьте крепежные болты датчика так, чтобы вы могли вращать его, слегка постукивая по нему рукояткой отвертки.
- Оттяните датчик для проверки напряжения с помощью мультиметра.
- Поверните ключ зажигания в положение ON, но не запускайте двигатель.
- Удерживайте дроссельную заслонку в закрытом положении (или в положении, указанном в руководстве по ремонту или обслуживанию вашего автомобиля).
- Убедитесь, что напряжение соответствует указанному в руководстве. Если нет, поверните датчик влево или вправо, пока не получите заданное напряжение.
- Удерживайте ДПДЗ в этом положении и затяните крепежные винты.
Если датчик не поддаётся регулировке и не достигает требуемого напряжения, замените его.
Информация о том, как проверить датчик дроссельной заслонки, может сэкономить ваше время и поможет избежать ненужной замены компонентов. С помощью простого теста вы сможете быстрее вернуть свой автомобиль в строй. Такая проверка легко выполняется всего за несколько минут.
Как проверить датчик положения дроссельной заслонки
Система управления инжекторным двигателем состоит из массы взаимосвязанных датчиков и детекторов. Каждый из них исправно передает данные на электронный блок управления, а он уже принимает решение о том, сколько подать топлива в камеры сгорания, как настроить угол опережения зажигания в конкретный момент, какую передачу включить на АКПП и как рациональнее распределить крутящий момент по осям и колесам, если машина полноприводная. Далеко мы забрались, потому что нас интересует сегодня один крошечный датчик, без которого работа бензинового инжекторного мотора была бы невозможна. Это датчик положения дроссельной заслонки.
Содержание:
Что такое датчик положения дроссельной заслонки
Каждый из датчиков в системе управления двигателем представляет собой простейший детектор, который рассчитан на выполнение одной конкретной задачи. В нашем случае, датчик положения определяет угол перемещения дроссельной заслонки, которая в свою очередь, повторяет перемещение педали акселератора. При всей кажущейся простоте, датчик не так прост, поскольку может иметь простую контактную конструкцию, а может иметь и более сложный и точный механизм работы. А если конкретнее, то датчики могут быть
- Бесконтактные.
- Пленочно-резистивные.
Резистивные датчики намного проще по конструкции, дешевле, но и из строя выходят чаще. Они представляют собой почти обычный переменный резистор с тремя контактами.
Принцип работы датчика
Чтобы проще было понять схему его работы, именно так и представим его, как переменный резистор, закрепленный на оси дроссельной заслонки подвижной частью. На датчик постоянно подается напряжение, а в зависимости от положения заслонки, меняется и положение датчика, а, следовательно, меняется и его сопротивление. Он подает импульс на электронный блок управления, тот в свою очередь по показаниям датчика выстраивает рецепт подачи топлива в камеру сгорания — количество топлива, количество воздуха, угол опережения зажигания, открытие или закрытие рециркуляционного клапана отработанных газов. Словом, на основе показания этого маленького датчика, готовится весь план управления двигателем на ближайших несколько секунд.
Независимо от типа датчика, предел напряжения его работы колеблется в пределах 0,5-5 вольт, в зависимости от модели двигателя. В инжекторных автомобилях ВАЗ 2110, 2112, Приора, Калина, используется рабочий диапазон от 0,7 до 4 вольт. То есть при полном закрытии дроссельной заслонки импульс на выходе датчика составляет 0,7 вольт, а при полностью открытой — 4 вольта. У других автомобилей характеристики напряжения могут быть другие, но суть работы датчика от этого не меняется.
Обслуживание и замена ДПДЗ
Не меняется и практика обслуживания и замены датчика. А все это бывает необходимо, когда диагностический компьютер показывает, что датчик дает заведомо неверные показания. Никто их не ремонтирует, даже дорогие датчики стараются заменять целиком. Слишком ответственная у них работа, чтобы экономить на них. Неисправный датчик угла положения дроссельной заслонки может проявлять себя по-разному. Поскольку работает он во всех режимах работы двигателя, то вычислить на глаз его неисправность удается не сразу. В любом случае, при проявлении первых признаков, которые могут заключаться в:
- нестабильности холостых оборотов;
- провалах при изменении частоты оборотов;
- высоком расходе топлива;
- неравномерном разгоне;
- тяжелом пуске,
а также в некоторых случаях срабатывании сигнальной аварийной лампы, нелишним будет проверку работоспособности датчика.
Проверка датчика положения
Перед тем, как проверить датчик положения дроссельной заслонки на любом автомобиле, надо прикинут его средний пробег. Как правило, контактные датчики погибают уже на 70-80-й тысяче км, бесконтактные же ходят гораздо дольше. Поэтому, если датчик пожилой, лучше сразу положить его на полку, заменив новым. Стоит это удовольствие не так и дорого, поскольку еще в 2015 году можно купить датчик для Приоры или десятки за 300 рублей. Это будет или московский или курский прибор. Датчик с надписью «GM Сделано в России» уже предлагают за 800-900 рублей. Особой разницы, откровенно говоря, нет, судя по отзывам.
Технология проверки
Чтобы проверить датчик, нужно в первую очередь определить, прямого он действия, или обратного. Так, на автомобилях Дэу Ланос установлен практически такой же датчик, как и на ВАЗах, только работают они в разные стороны. То есть, в закрытом положении заслонки он может выдавать 5 вольт, а может и 0,5, если графитовые контактные дорожки развернуты в другую сторону. Как бы там ни было, для проверки датчика нужен мультиметр и пару минут свободного времени.
При подключении мультиметра к датчику, он должен показывать минимальное или максимальное напряжение, в зависимости от двигателя, а при вращении дроссельной заслонки, плавно и без рывков менять значение напряжения. Если есть хоть малейший провал в показаниях в каком-либо диапазоне — износились контактные дорожки и такой датчик подлежит замене. Вот и все, что необходимо знать для того, чтобы датчик положения дросселя не портил нам жизнь. Удачных всем дорог!