Как проверить рулевую рейку

Блог пользователя hodovik-razval на DRIVE2. Речь пойдёт о всех возможных причинах стуков (люфтов) в рулевом управлении с рулевым механизмом реечного типа. Такие механизмы встречаются сейчас на подавляющем большинстве легковых автомобилей. Очень много внимания уделяет народ рейке. Очень много всяких ощущений неисправностей принято на неё свали…
Содержание
  1. Как проверить рулевую рейку
  2. Диагностика рулевой рейки
  3. Рули и слушай: как диагностировать проблемы рулевой рейки, и чем они чреваты
  4. Кратко об устройстве
  5. Что может выйти из строя
  6. Как диагностировать неисправности
  7. Замена рулевого механизма с гидроусилителем в сборе
  8. Как понять, что рулевая рейка скоро сломается и от чего это происходит
  9. Принцип работы рулевой рейки
  10. Виды рулевых реек
  11. Основные причины неисправности рулевой рейки
  12. Как предотвратить поломку рулевой рейки?
  13. Как проверить рулевую рейку — 5 главных признаков неисправности
  14. Принцип работы и схема рулевой рейки
  15. Поломки и признаки неисправности рулевой рейки
  16. Скрип или стук
  17. Некорректное поведение руля
  18. Порванный пыльник на тяге
  19. Разбитые втулки
  20. Снижение уровня жидкости
  21. Причины выхода из строя
  22. С электроусилителем
  23. С ГУР
  24. Как проверить исправность рулевой рейки самостоятельно
  25. Диагностика своими руками для водителя
  26. Как определить люфт и что еще может стучать
  27. Если потекла рейка
  28. Разборка и осмотр
  29. Как проверить рулевые наконечники
  30. Последствия и риски езды с неисправной рейкой
  31. Как проверить люфт рулевой рейки
  32. Устройство рулевой рейки
  33. Диагностика рулевой рейки
  34. Проверка и дефектовка снятой рейки
  35. Ремонт или замена рулевой рейки

Как проверить рулевую рейку

Диагностика рулевой рейки

Речь пойдёт о всех возможных причинах стуков (люфтов) в рулевом управлении с рулевым механизмом реечного типа. Такие механизмы встречаются сейчас на подавляющем большинстве легковых автомобилей. Очень много внимания уделяет народ рейке. Очень много всяких ощущений неисправностей принято на неё сваливать. А ведь рейка, по мнению большинства автопроизводителей, не подлежит ремонту (производители предлагают менять этот механизм в сборе, по всякому поводу).
Реечному рулевому механизму в автомобиле, и правда не просто выживать в наших дорожных условиях. Рейка не любит плохих дорог. Это и не удивительно: такой рулевой механизм получает жесткие удары от всех дорожных неровностей, по которым проезжает управляемое колесо. Раньше ещё были «верхние» рейки с длинными рулевыми тягами «усами», которые соединялись с сошками на стойках (а не на поворотных кулаках, как сейчас). Усы обычно имели резиновые демпферы, смягчающие удары, передаваемые к рейке от колеса…
Теперь же, рулевые тяги (короткие, прямые, с жесткими шаровыми шарнирами) передают все удары от колёс непосредственно на зубчатую рейку «рашпиль» рулевого механизма (который расположен обычно внизу между управляемыми колёсами). Поэтому, реечные рулевые механизмы живут в наших машинах не так долго, как хотелось бы. Их конечно «подтягивают», перебирают, реставрируют… Но это хлопотно, дорого и не очень надёжно.
Вижу что состояние рулевой рейки на конкретном автомобиле многим интересно и хочу рассказать тут, как диагностировать этот механизм прямо на автомобиле и какие неисправности вообще там могут быть.
В народе, с рулевой рейкой ассоциируют весь набор деталей (узлов и механизмов), входящих в реечное рулевое управление. Поэтому, диагносту надо идти по всей цепочке, от руля до управляемых колёс.
Течь ГУРа, закусывание и другие проблемы усилителей тут обсуждать не будем, будем говорить только про стуки-люфты в рулевом управлении.
Причины по порядку и как их диагностировать:
1) Рулевое колесо не закреплено на рулевом валу. Определяется покачиванием руля вокруг вертикальной или горизонтальной хорд баранки.

Ощущение – люфт со стуком. Причиной такого люфта может быть не затянутая гайка руля или разрушенная ступица рулевого колеса.
2) Радиальный люфт рулевого вала (люфт вала в рулевой колонке на подшипниках)

Определяется покачиванием руля вверх-вниз или вправо-влево

Такие же ощущения неисправностей могут быть при нарушении крепления рулевой колонки к кузову автомобиля.
3) Вращательный люфт руля в шарнирах рулевого вала

4) Вращательный люфт руля в шлицевых соединениях рулевого вала. Шлицевые соединения на рулевом валу бывают подвижные (регулировка вылета руля, шлицы между кузовом и рамой) и неподвижные (телескопический механизм складывания вала при ДТП, шлицевые соединения частей рулевого вала с болтовой стяжкой). Подвижные шлицевые соединения могут получить люфт из за выработки, а неподвижные могут быть плохо затянуты или как то там повреждены.
Вращательный люфт в рулевом валу (на крестовинах, демпферах, щлицевых соединениях.) определяется методом приложения обеих рук к концам проверяемых валов. Создавая руками вращательные движения в противоположных направлениях, на концах валов, мы пытаемся прочувствовать наличие люфта в соединениях этих валов (болтовые стяжки можно проверить на затяжку разумным моментом).
5) Радиальный (или продольный) люфт вала шестерни рейки в корпусе рейки (на подшипниках). Определяется попыткой раскачать рукой этот вал в корпусе рейки (обычно к этому валу есть доступ в салоне под ногами водителя). (такой люфт бывает только у сильно убитых реек))
6) Вращательный люфт в паре «шестерня-рейка». Обычно он вызван из износом зубьев рашпиля и шестерни. Бывает, что развальцован промежуток между двумя «средними» зубами рейки, а бывает что выработан целый ряд зубьев посередине рашпиля. Зубья шестерни рейки тоже бывают изношены.

Увеличенный зазор между шестерней и рашпилем бывает так же из за слабого прижима «упора» рейки. Упор осуществляет так же функцию позиционирования рашпиля в корпусе рейки (чтобы рашпиль не смещался вдоль оси шестерни). Поэтому, упор бывает нагружен в различных направлениях и может производить ряд лишних движений, сопровождаемых стуком механизма.
Слабое усилие прижима упора можно вычислить по тому что рашпиль, при этом, будет проворачиваться вокруг своей оси в рейке на какой то ощутимый угол (это особенно легко проверить, когда рулевые тяги закреплены не с торцов рейки, а сбоку – нужно взяться рукой за тяги-усы и попробовать провернуть рашпиль в корпусе рейки).
7) Люфт тела упора в корпусе рейки (цилиндрическое отверстие, где находится упор, в алюминиевом корпусе рейки разбивается, изнашиваются уплотнение упора, изнашивается само тело упора.). Это приводит к стукам при работе реечного рулевого механизма, так как упор сдвигается рашпилем в боковых направлениях и стучит в корпусе рейки.

Иногда удаётся компенсировать стуки вызванные неисправностями №6 и №7 (а иногда даже и №5)) с помощью подтяжки гайки упора. Подтягивать эту гайку нужно на снятой рейке. Конечно же, никто не будет снимать рейку для подтяжки гайки упора, но тогда нужно как то контролировать усилие проворачивания вала шестерни (или усилие перемещения рашпиля). Я делаю это на вывешенной управляемой оси. Запоминаю усилие проворачивания на руле (или усилие проворачивания, вокруг оси поворота, вывешенных колёс). Во время подтяжки гайки, постоянно контролирую усилие проворачивания рулевого механизма. При малейших признаках закусывания рейки (в любой точке контакта рашпиля с шестерней), подтяжку прекращаю.
8) Люфт в районе пластмассовой втулки рейки. Втулка является второй опорой рашпиля в корпусе рейки (у реечных механизмов с ГУР есть ещё третья опора рашпиля – поршень гидроцилиндра, поэтому в таких механизмах втулка рейки служит гораздо дольше). В районе втулки, в корпусе рейки, часто высыхает смазка, а не редко туда попадает влага и грязь. Поэтому, эта пластмассовая втулка часто бывает изношена (рашпиль болтается во втулке, а втулка болтается в корпусе рейки). Всё это ощутимо стучит на кочках при езде и при покачивании рулём тоже.

Люфт рашпиля во втулке можно вычислить так: выкрутить руль в такую сторону, чтобы рашпили максимально вышел в сторону втулки. Взяться за рашпиль рукой с ямы или из под капота и попробовать раскачивать рашпиль в корпусе рейки перпендикулярно оси рашпиля.

Эту неисправность, в большинстве случаев, можно устранить заменой пластиковой втулки на более плотную.
9) Люфт в шарнире рулевой тяги (люфт «яблока» рулевой тяги)

Или люфт из за выработки резиновых сайлентблоков рулевых тяг «гранаток»
Выявляются такие люфты так: один человек раскачивает руль в салоне частыми короткими рывками вправо-влево, а другой ощупывает руками шарниры на люфт. Шаровый шарнир-яблоко обычно скрыт под пыльником рейки («гофрой») гофры бывают жесткие термопластовые, а бывают мягкие резиновые. Надо постараться продавить гофру пальцами до контакта пальцев с шаром шарнира (яблоком), тогда будет чётко определён люфт в этом шарнире (при покачивании рулём).

Если гофра слишком жесткая, то люфт в шаровом шарнире рулевой тяги можно заметить покачивая в стороны вывешенное управляемое колесо (колесо будет иметь свободный ход вокруг оси поворота).
Сайлентблоки рулевых тяг-грантаки ничем не прикрыты и и люфт в них легко ощутить руками (когда кто то качает руль в салоне).

10) Люфты шаровых пальцев рулевых наконечников. Лучше всего, эти люфты ощущаются, когда авто стоит на колёсах, помощник качает рулём «вправо-влево», а диагност прощупывает шарниры пальцами на наличие люфта корпуса шарнира относительно шарового пальца. Во время этого теста, можно так же вдавливать корпус шарнира на палец, наблюдая возможное появление люфта (неисправным считается шарнир, который имеет люфт в направлении — вдоль тела рулевой тяги).

Читайте также  Как проверить катушку зажигания нива шевроле

Рули и слушай: как диагностировать проблемы рулевой рейки, и чем они чреваты

Рулевой механизм в иерархии важности, несомненно, стоит на одной ступени с тормозами — оттого и внимание к его техническому состоянию должно быть соответствующее, и «прислушиваться» к автомобилю и его управляемости необходимо с полной самоотдачей. Сегодня мы выясним, как же диагностировать наличие проблем в рулевом механизме самостоятельно, а затем наглядно рассмотрим, чем чреваты его неисправности, поменяв рулевую рейку в сборе на автомобиле Jeep Patriot.

Н аше основное внимание сегодня будет сконцентрировано исключительно на современной конструкции рулевых механизмов для легковых автомобилей – реечных. А установленный в немалой их доле гидравлический усилитель насколько упрощает управление, настолько же и усложняет обслуживание. Да-да, настолько, что бывают моменты, когда проще заменить всю рейку в сборе, чем отдать ее в ремонт. Именно с этой задачей к нам на подъемник попал довольно редкий Jeep Patriot. Внедорожник и вправду редкий – но только не по конструкции: с точки зрения механики его впору использовать как пособие по устройству автомобиля.

Кратко об устройстве

Прежде чем начать диагностировать рейку, стоит разобраться, как она устроена. Представьте себе две шестерни, одну из которых разрезали и развернули в ровную ленту с зубьями. К оставшейся круглой шестерне подсоединили вал с рулевым колесом, а к ленте – тяги, которые сочленили с поворотными кулаками колес. По сути, это всё – здесь можно останавливать введение в базовое устройство. Но будем последовательны.

Пара «шестерня-рейка» помещена в цилиндрический корпус. Как уже говорилось выше, к рейке с зубьями подсоединены рулевые тяги. Покрыты эти тяги пыльниками, внутри которых, естественно, заложен смазочный материал, чтобы минимизировать последствия от трения. Рулевые тяги соединяются с рейкой шарнирно, чтобы снизить ударные нагрузки и создать свободу перемещения. Весь механизм крепится к поперечине кузова в моторном отсеке или, как в нашем случае, к подрамнику передней подвески. В целом рулевой механизм – живая иллюстрация аксиомы «чем проще – тем надежнее».

Да, мы не сказали еще об одной «мелочи» — это наконечники рулевых тяг, представляющие собой шарнир с приваренным к нему штоком. Наконечник накручивается на рулевую тягу и фиксируется стопорной гайкой. Существуют конструкции, когда гайка на самом наконечнике разрезная, а после накручивания стягивается болтом наподобие хомута. И последний вопрос: почему бы рулевую тягу не выполнить одним целым с наконечником? Потому, что благодаря наконечнику возможна регулировка схождения передних управляемых колес. Выкрутил наконечник – схождение увеличилось, вкрутил поглубже – уменьшилось.

Теперь скажем пару слов про усилители рулевого управления. На данный момент основных типов усилителей два: гидравлический и электрический. В гидравлических (ГУР) крутить руль «помогает» жидкость под давлением (чаще всего это трансмиссионное масло), которое создается насосом. Насос приводится во вращение ремнем от шкива коленвала или же электромотором. В электрических усилителях руля (ЭУР), как несложно догадаться, на помощь водителю приходит электромотор. Усилитель стоит рассматривать как часть рулевого механизма, поскольку элементы гидравлического усилителя интегрированы в корпус этого механизма.

Что может выйти из строя

Пойдем от простого к сложному. Разрушение пыльника довольно быстро приводит шарнир рулевого наконечника в негодность – благо, заменить наконечник не составляет труда. Процедура довольно проста и может быть выполнена даже в «домашних» условиях. Единственный связанный с этим нюанс, который не сделаешь дома, – это регулировка углов установки управляемых колес. Да-да, как бы вас не уверяли в своем профессионализме работники «гаража и молотка», каждый раз после замены наконечника необходимо выполнять проверку и регулировку углов установки колес. За непосещение стенда придется расплачиваться как минимум неравномерным износом шин.

Выше мы уже говорили о надежности схемы реечного рулевого механизма – но ведь все не может быть абсолютно хорошо. Есть-таки слабое звено и здесь – пыльники. Они изготавливаются из мягкого полимера и от довольно незавидных условий работы могут быстро приходить в негодность. Дальнейшая схема прозрачна и стремительна: вовремя не выявил повреждение пыльника – и вот уже грязь и пыль начали поступать внутрь корпуса рулевого механизма, смазочный материал уже не в силах помочь – и пиши пропало.

Следующий элемент механизма – рулевые тяги. Шарнир рулевой тяги может «застучать» даже при условии целого пыльника, так как на его долю приходятся довольно большие нагрузки ударного характера.

Еще один неприятный отказ, который может произойти неожиданно, – это закусывание зубьев. В этом случае рулевой механизм заклинивает так, что баранку не стронуть ни влево, ни вправо. Опасность такой неисправности во время движения описывать излишне, а ее причины могут быть разными – это и недостаточное количество смазки, и неправильная регулировка натяга в зубчатом зацеплении, и банальный износ.

На этом возможные проблемы с рулевым механизмом заканчиваются – поломки гидроусилителя мы рассмотрим в отдельной статье о ремонте рейки в ближайшее время. К слову, увеличенный люфт рулевого колеса также может говорить о том, что с рейкой что-то не так. В конструкции рулевого механизма присутствует упор, который в зависимости от конструкторской фантазии может быть регулируемым или нерегулируемым. Так, если возможность регулировки есть, то подкрутив упор, можно отрегулировать люфт. Если такой возможности нет, то рейку, возможно, придется заменять или отдавать в ремонт.

Как диагностировать неисправности

Как и в случае с элементами подвески, с рулевым механизмом действует одно правило: если вы заехали на СТО – проверьте сами или попросите более опытного мастера проверить все элементы на наличие поломок, дефектов или износа. Если же вы нечастый гость сервисов, то стоит проявлять особую внимательность в «выискивании» посторонних звуков при движении и повороте руля. Правда, при таком, менее точном, методе диагностики ситуация в итоге может сложиться так, как у автора этих строк.

Автомобиль поступил к нам с жалобой на то, что при начале движения слышался постоянный стук, похожий на перекатывающиеся шарики. Первое, что пришло в голову владельцу, – это «прощание» с подшипником ступицы, который был заменен в тот же день. Позже, когда стук не унимался, он все-таки отправил автомобиль на диагностику, где выявили болтающийся наконечник рулевой тяги – у него износился шарнир. Хорошо, что автомобиль был заднеприводным, и никто не полез менять ШРУС.

Вывод из сказанного довольно простой: определить неисправность рулевого управления можно во время движения. Исключением может быть лишь ситуация, при которой износ достиг такого масштаба, что шарнир или тяга просто-напросто болтаются. Потому повторюсь, но скажу: слушайте свой автомобиль!

Замена рулевого механизма с гидроусилителем в сборе

Хозяин автомобиля – довольно ответственная личность, а потому при первых признаках неисправности рулевого механизма обратился за помощью. Мастер взял машину на тест, во время которого выявилось легкое закусывание руля при вращении. Легкое закусывание могло перерасти в ближайшем будущем в заклинивание, поэтому было принято решение заменить рейку в сборе. Да и времени на ее ремонт у хозяина просто не было, так как автомобиль эксплуатируется каждый день.

Упрощение в инженерии и проектировании – вещь довольно интересная. Так оказалось и в нашем случае: частично силовой агрегат, элементы подвески и рулевая рейка крепятся к подрамнику.

Как понять, что рулевая рейка скоро сломается и от чего это происходит

Перед тем как разбираться с признаками неисправной рейки, напомним в двух словах для чего она нужна и как устроена.

Принцип работы рулевой рейки

Простыми словами — это устройство, соединяющее колеса с рулем. Водитель крутит руль и через рулевой вал усилие передается на шестерню, которая вращает зубчатый вал и двигает рулевые тяги, а они поворачивают колеса.

Виды рулевых реек

  1. «Механические» рулевые рейки первыми появились на машинах и еще встречаются в некоторых новых машинах эконом-сегмента. Тут колеса поворачивает сам водитель, с силой налегая на рулевое колесо. Зубчатая шестерня приводит в движение зубчатую рейку, двигая влево или вправо рулевые тяги.
  2. Рулевая рейка с гидроусилителем. Здесь на помощь водителю приходит гидравлический насос, работающий от двигателя. Он двигает рулевую рейку с помощью масла.
  3. Рейка с электроусилителем. Вместо масла тут работает электромотор, который может быть установлен на рулевом валу, на шестерне рулевого механизма или на зубчатой рейке.

Перечислим самые распространенные признаки неисправности рулевой рейки, укажем причины неполадок и способы ремонта.

В списке проблем:

  • стук в рулевой рейке, который может появляться на кочках и исчезать на ровной дороге или в повороте;
  • вибрации на руле во время движения машины;
  • неожиданно «тугой» руль при резком вращении;
  • посторонние звуки, доносящиеся со стороны рейки во время движения авто, особенно отчетливые при езде по плохой дороге;
  • самопроизвольный поворот руля;
  • чересчур легкое движение руля или его люфт;
  • полное отсутствие или слабый возврат руля в исходное положение;
  • несоответствие поворота руля углу поворота колес.
Читайте также  Как подключить розетку на прицеп

Основные причины неисправности рулевой рейки

  • Коррозия для всех рулевых механизмов страшнее других проблем. Чаще всего она возникает из-за негерметичных пыльников — резиновых кожухов, прикрывающих движущиеся части рейки. После ремонта их крепят пластиковыми хомутами, а не штатными металлическими затяжками, потому что так быстрее и герметичность теряется. Или они рвутся со временем, потому что любая резина в нашем климате быстро приходит в негодность. Железо под такими пыльниками начинает корродировать из-за грязи и конденсата. Зубья покрываются налетом и эти повреждения в запущенных случаях не убираются шлифовкой. Симптомы «ржавой» болезни: рулевое устройство начинает стучать, а руль люфтит. Иногда ржавчиной зарастает рулевой вал рейки. В гидравлической рейке от этого начинается течь, а электромеханика держится до последнего, а потом за секунду выходит из строя.
  • Частая проблема у рулевых реек с гидроусилителем — износ картера распределителя. Во время работы в масле появляются частички металла, которые разносятся жидкостью по всему узлу, изнашивая стенки картера.
  • Естественный износ зубьев — еще одна проблема в этом списке. Обычно их не восстанавливают. Еще зубья могут сломаться. Беда может случиться с шестерней, рейкой или со всеми сразу.
  • В гидронасосах обычно меняют сальники и разные резинки. Клапана и другие части агрегата редко чинят, потому что заменить все сразу обычно дешевле. Насосы часто выходят из строя из-за дрифта. Когда руль долго находится в крайнем положении, а двигатель ревет на максимальных оборотах, в узле создается повышенное давление. Расходный клапан не успевает сбросить масло и наступает перегрев рабочих поверхностей насоса.

Как предотвратить поломку рулевой рейки?

Тут совет будет универсальный: диагностика, техническое обслуживание, профилактика. Чем раньше заметите признаки проблемы, тем проще будет устранить причину. Запущенные случаи превращаются в дополнительные траты. Как только появилось что-то похожее из раздела про признаки — езжайте к специалистам и проверяйте рулевую рейку. Главное, чтобы мастера знали технические особенности вашей машины и у сервисного центра были хорошие отзывы. Совсем хорошо, если это официальный дилер вашей марки, мастера которого работают по стандартам, а не «как удобнее», и знают все технические особенности машины. Или если это сервис, специализирующийся на ремонте реек.

Факт. Раньше рулевые рейки считались обслуживаемыми. Их чинили, делая замену отдельных частей. Так продолжалось до середины нулевых, а потом все чаще этот узел стали называть необслуживаемым. Продажу оригинальных деталей производители прикрыли, а восстановление рулевых реек сделали вне закона, говоря, что это плохо влияет на безопасность управления. В этой ситуации есть пара нюансов. Во-первых, для большинства автомобилей рейки изготавливают сторонние производители, которые все также делают запчасти. Во-вторых, сам этот узел почти не меняется со временем, поэтому на некоторые свежие машины подходят детали из прошлого.

Как проверить рулевую рейку — 5 главных признаков неисправности

Рулевая рейка — это механизм, соединяющий руль тягами и рычагами с передними колесами автомобиля. В зависимости от интенсивности эксплуатации данная система рано или поздно изнашивается. И чаще всего раньше, чем хотелось бы. Это напрямую влияет на ухудшение управляемости авто.

Признаки неисправности рулевой рейки должен распознавать любой автомобилист, поскольку от этого зависит безопасность водителя и пассажиров. При таких обстоятельствах требуется безотлагательно заменить сломанную деталь или узел.

Принцип работы и схема рулевой рейки

При вращении руля усилие передается на шестеренку. Она перемещает рейку и тяги рулевого привода, поворачивая поворотные кулаки и ступицы, на которых закрепляются колеса. Таким образом, во время поворота руля одновременно осуществляется поворот передних колес.

Зачастую реечная конструкция имеет электрический или гидравлический усилитель, которые облегчают управление автомобилем.

Поломки и признаки неисправности рулевой рейки

Во время езды на автомобиле важно контролировать состояние рулевого реечного механизма. Это можно определить по некоторым четким проявлениям. Главное – внимание к возможным неполадкам.

Скрип или стук

Если во время движения появляются стуки, скрипы, то это может свидетельствовать о неисправностях ходовой части. Звуки могут доноситься спереди авто слева или справа. Такие сигналы могут свидетельствовать как о порванном пыльнике, так и о более серьезных проблемах с рычагами, тягами. Причиной также может быть износ самой втулки, червячной пары. При таких обстоятельствах нужно разбирать рейку для выяснения более точных причин.

При протечке жидкости внутрь гидравлической системы попадает воздух. При таких обстоятельствах в расширительном бачке появляется бурление.

Чаще всего это происходит из-за образования очагов коррозии непосредственно на рейке.

Устранить течь помогут пластиковые и металлические хомуты, которые используются для затяжки и фиксации пыльников. Другой причиной утечки могут быть изношенные прокладки и сальники, которые незамедлительно нужно менять.

Некорректное поведение руля

Явное снижение управляемости автомобиля, когда он не реагирует на поворот руля. При этом во время движения возникают выраженные трудности с поворотом колес на фоне свистящих звуков и скрипов. Такая проблема может быть вызвана повреждениями насоса гидравлического насоса, приводного ремня. Во время движения по прямой или на поворотах чувствуется биение руля, появление вибрации при поворотах.

Важно контролировать состояние рулевого реечного механизма и вовремя устранять неполадки

Порванный пыльник на тяге

Работоспособность рулевой рейки напрямую зависит от целостности пыльников тяги. В идеале резина должна быть мягкой и эластичной. При разрыве резиновой защиты внутрь попадает грязь, пыль, песок. При таких обстоятельствах нужно незамедлительно заменить поврежденные элементы. Механизмы нужно тщательно очистить, добавить защитный слой смазки.

Разбитые втулки

Зачастую гул, дребезжание руля во время поворота вызвано разбитыми втулками. При появлении таких симптомов следует разобрать рулевую рейку, провести диагностику поломок.

Чаще всего поврежденные втулки восстановлению не подлежат, поэтому их нужно попросту менять.

Можно поменять электрический усилитель руля в сборе с рейкой. Дешевле приобрести ремонтный комплект.

Снижение уровня жидкости

Подтеки на пыльниках рулевых, лужи под расширительным бачком является серьезным поводом для проверки герметичности гидравлического усилителя руля, его уплотнительных элементов. Необходимость постоянной доливки жидкости ГУР в расширительный бачок также свидетельствует о проблемах. Такую ситуацию необходимо исправить как можно быстрее.

Причины выхода из строя

Если появляется стуки и скрипы в рулевой рейке, то этому могут быть следующие объяснения:

  • вал уже выработался внутри втулки;
  • произошел критичный износ червячной пары распределителя;
  • стерлась зубчатая часть вала;
  • износились наконечники рулевой тяги.

Из-за коррозии, попадания влаги и песка через уплотнители втулки между трущимися поверхностями образуется абразивная поверхность, которая разрушает вал, пластиковую или бронзовую втулку. Для устранения проблемы нужно заменить изношенную деталь, использовать специальный ремонтный комплект.

В местах сцепления зубчатой основы с шестерней отмечается большая нагрузка, поэтому со временем зубья разрушаются. Такая поломка проявляется стуками во время прямолинейного движения по дорожным неровностям.

При частичном стирании зубьев можно нормализовать ситуацию с помощью простой регулировки. Для этого нужно установить нужное расстояние между зубцами шестерни и рейки с помощью регулировочной гайки. При полной поломке поврежденные элементы нужно заменить.

Наконечники рулевой тяги изнашиваются из-за разрыва пыльников, внутренняя смазка вымывается. При таких обстоятельствах данные детали ремонту не подлежат, поскольку они разрушаются из-за жесткого трения. Их нужно только менять.

С электроусилителем

Электрическая рулевая рейка зачастую выходит из строя из-за того, что появляются следующие неисправности его узлов и агрегатов:

  • изнашивается червячный привод, в нем ломаются зубья;
  • выработка втулки приводит к заклиниванию подшипника, закусыванию рулевого механизма;
  • сбои в работе электронного блока управления из-за окисления контактов, попадания влаги внутрь корпуса;
  • обрыв проводки якоря, износ графитовых щеток, опорных втулок реверсивного электромотора с червячным приводом, который приводит в движение вал;
  • выход из строя поворотных датчиков.

С ГУР

Рулевой механизм с гидравлическим усилителем может ломаться из-за:

  • неисправности клапана распределителя;
  • растяжения или обрыва ремня помпы;
  • повреждения резиновых уплотнителей, прокладок, сальников;
  • сбоев в работе поршневой системы гидравлического цилиндра;
  • коррозии корпуса главного вала, появление течей;
  • поломки насоса гидравлического усилителя руля.

Как проверить исправность рулевой рейки самостоятельно

Современные автомобили оснащаются механическими, электрическими и гидравлическими рулевыми рейками. Для проведения точной диагностики рекомендуется обращаться в специализированные центры, где есть специалисты и профессиональное оборудование. С другой стороны, главные признаки неисправностей может выявить любой автомобилист.

Диагностика своими руками для водителя

Обследование рулевого механизма требует повышенной осторожности и аккуратности. Здесь не допускается дергать, расшатывать тяги, рейку. При появлении непонятных звуков, скрипов, нужно действовать следующим образом:

  • остановиться, оценить уровень неполадки, ее влияние на безопасность;
  • при выключенном двигателе покрутить руль, проверить люфт. Его увеличенные значения свидетельствуют о повышенном износе внутренней части рейки. Если в крайних положениях руля слышится стук, то проблемой могут быть рулевые наконечники;
  • на следующем этапе рекомендуется открыть капот и оценить визуально состояние рулевой рейки, пыльников, уплотнителей.

При выявлении проблем лучше обращаться за профессиональной помощью на СТО.

Как определить люфт и что еще может стучать

С помощью раскачки рулевого колеса можно диагностировать следующие проблемы.

Читайте также  Как проверить зарядку аккумулятора автомобиля мультиметром

    Разрушенная ступица, не затянутая гайка, закрепляющая рулевое колесо на валу, ощущается как люфт со стуком. Руль нужно покачать в вертикальной, горизонтальной оси.

Покачиваем руль, чтобы определить состояние рулевой рейки

  • Покачиванием руля вверх-вниз, вправо-влево можно определить люфт вала на подшипниках.
  • Определить вращательный люфт по шарнирам рулевого вала и его шлицевым соединениям.
  • Раскачать вал шестерни рейки внутри корпуса, который находится под ногами водителя. Здесь не должно быть люфта.

    Раскачиваем вал шестерни для определения состояние рулевой рейки

  • Люфты шаровых пальцев рулевых наконечников. Здесь диагностика проводится вдвоем. Один крутит руль, а другой пальцами прощупывает шарниры.
  • Короткие движения рулем в разные стороны, проверка шарниров рулевой тяги.
  • Проверка люфта пластмассовой втулки рейки.
  • Если потекла рейка

    При появлении течи машина во время движения ведет себя определенным образом:

    • ухудшается управляемость;
    • помпа ГУР начинает гудеть;
    • руль становится тугой, для его поворота приходится прикладывать усилия;
    • появляется люфт руля при прямых неподвижных колесах;
    • при управлении авто во время движения в руках ощущаются вибрации, стуки.

    Нарушение герметичности системы проявляется понижением уровня жидкости внутри расширительного бачка, подтеками, мокрым днищем, масляными лужами на асфальте.

    Разборка и осмотр

    Перед тем, как приступать к диагностике, нужно проверить состояние зубчиков. Для этого нужно поджать регулировочную гайку. При разборке важно установить метки, а детали складывать внутрь одной емкости. Это поможет ничего не перепутать.

    Для разборки пригодятся такие инструменты:

    • гаечный ключ;
    • молоток;
    • тонкие отвертки;
    • набор торцевых ключей.

    После разборки следует тщательно осмотреть все детали, определить степень износа штока.

    На нем не должно быть участков ржавчины, которые не полируются. При их наличии таких повреждений придется приобрести новый шток.

    Для обратной сборки понадобятся новые сальники, прокладки, компрессионные кольца, резинки, новая втулка, отполированный червячный вал, шток. Сборку нужно производить в обратном порядке.

    Крайне важно определить степень износа штока

    Как проверить рулевые наконечники

    Для диагностики нужно загнать авто на яму, эстакаду или поднять на подъемнике. При проверке наконечников нужно ориентироваться на следующие признаки:

    • деформации;
    • изменение цвета;
    • целостность резиновых пыльников;
    • подтеки, влажность из-за просачивания смазки.

    При обнаружении перечисленных признаков нужно произвести замену изношенных деталей.

    Последствия и риски езды с неисправной рейкой

    От исправности рулевой рейки напрямую зависит безопасность, управляемость автомобиля. Если игнорировать проблему, то она может вырасти до огромных размеров.

    Автомобиль может полностью потерять управляемость, из-за недостатка жидкости может выйти из строя насос ГУР. Все это может привести к аварии с непредсказуемыми последствиями.

    Чтобы избежать опасных ситуаций, каждый водитель обязательно должен уметь распознавать неисправности рулевого механизма, принимать своевременные меры.

    Как проверить люфт рулевой рейки

    Рулевая рейка в автомобиле является главным узлом, который управляет поворотом колес и обеспечивает безопасное движение по дороге. От исправности рейки зависит комфорт вождения, активная безопасность, ресурс элементов подвески и покрышек.

    Люфт, который появляется вследствие износа, можно легко диагностировать, а неисправный узел отремонтировать или заменить. Есть несколько способов как проверить люфт рулевой рейки.

    1. Устройство рулевой рейки
    2. Диагностика рулевой рейки
    3. Проверка и дефектовка снятой рейки
    4. Ремонт или замена рулевой рейки

    Устройство рулевой рейки

    Реечное рулевое управление передает вращательное движение руля в поступательное движение рулевых тяг, поворачивающих колеса на требуемый угол. Для этого в конструкции используется шестерня и зубчатая рейка с постоянным или переменным шагом.

    Узел размещен в аллюминиевом корпусе, который крепится к кузову или подрамнику автомобиля. По краям расположены ограничители хода, уплотнители и пыльники рулевых тяг. В зависимости от конструкции авто могут устанавливаться усилители различного типа. Они не только делают руль более легким, а управление точным, но и демпфируют неровности дорожного полотна.

    Разновидности рулевых реек легкового автомобиля:

    • механическая;
    • с гидроусилителем (ГУР), снижающим усилие на руле;
    • с электроусилителем (ЭУР), работающим за счет дополнительного электромотора.

    Несмотря на различия в конструкции, быстрее всего выходит из строя механическая часть. Это вызвано следующими причинами:

    • езда по дорогам с плохим покрытием;
    • агрессивный стиль вождения;
    • несвоевременное обслуживание узла;
    • нарушение схода-развала колес;
    • установка колес большего размера и вылета;
    • износ сальников, пыльников, клапанов гидрораспределителя.

    Важно! Нагруженным местом является пятно контакта шестерни и зубчатой планки, поэтому износ чаще всего начинается именно в этой части механизма.

    Диагностика рулевой рейки

    Чтобы проверить люфт рулевой рейки не обязательно обращаться в сервис для диагностики на специальном стенде. Первичные признаки поломки легко можно выявить самостоятельно. Прежде всего обращают внимание на следующие изменения в поведении автомобиля:

    • усилие на руле заметно увеличивается;
    • падение уровня жидкости в бачке ГУР или ошибка на панели приборов (для ЭУР);
    • стук и вибрации при езде по неровным дорогам;
    • гул со стороны рейки при большом вывороте руля;
    • рулевое колесо медленно возвращается в исходное положение;
    • автомобиль не держит прямолинейную траекторию.

    Следующим шагом станет визуальный осмотр. Желательно для этого вывесить машину на подъемнике, чтобы открылся доступ к рулевым тягам, пыльникам, корпусу рейки. Такая диагностика поможет выявить следующие дефекты:

    • порванные пыльники наконечников тяг, как следствие, их износ;
    • чрезмерный люфт колеса в горизонтальном направлении из-за сильного износа зубчатой планки;
    • течь жидкости из-под уплотнителей рулевой рейки;
    • радиальный люфт внутренних тяг, вызванный износом направляющих втулок;
    • вращательный люфт пары шетерня-рейка;
    • люфт шаровых пальцев и сайлентблоков подвески;
    • следы коррозии на тягах или корпусе реечного механизма.

    Совет! Проверить рулевую рейку на посторонние шумы можно следующим образом. Приложить руку или стетоскоп к корпусу, а помощника попросить вращать руль. Все лишние звуки будут хорошо слышны.

    Проверка и дефектовка снятой рейки

    Стучащий узел можно попробовать разобрать и заменить проблемную деталь. Некоторые производители допускают такое и выпускают уже готовые ремкомплекты для рулевой рейки. Разбирать рулевой механизм следует после снятия с автомобиля и тщательной чистки с внешней стороны.

    После разборки все узлы нужно отмыть и осмотреть на предмет износа. Чаще всего выходят из строя опорные втулки. Они выполнены из пластика или мягкого металла и поэтому стираются первыми. Это происходит из-за попадания влаги и грязи из-за порванных пыльников, больших нагрузок на рулевую. Замена на металлические помогает решить проблему. Вместе с втулками нужно заменить уплотнители.

    Самым изношенным местом в реечном механизме является центральная часть зубчатой планки. Выкрашивание зубьев, задиры, нарушение профиля рейки ремонту не подлежат. Такой узел заменяют новым или целой рейкой в сборе, снятой с другого автомобиля. С другой стороны, незначительный люфт в этом соединении можно попробовать выбрать регулировочной гайкой. Момент затяжки должен быть таким, чтобы зубчатая рейка могла свободно перемещаться в обеих направлениях без закусывания.

    После сборки желательна проверка на специальном стенде. Это особенно актуально для рейки с ГУР, когда усилие зависит от точной настройки перепускных клапанов.

    Ремонт или замена рулевой рейки

    Некоторые автопроизводители делают внутренние рулевые наконечники несъемными. Они составляют с рулевой рейкой единое целое и меняются только в сборе. Стоимость замены всего узла оригинальным высока, а шаровые соединение ремонту не подлежат. В этом случае рекомендуется регулярно осматривать пыльники на наличие трещин и своевременно обновлять смазку.

    В остальных случаях автолюбителям остается ремонтировать рулевой механизм или заменять узел контрактным. Ремкомплекты можно найти практически для любой популярной модели, а их выбор зависит от цены и качества поставляемых деталей. В состав такого набора входят ремонтные втулки, уплотнители, сальники, пыльники. На хороших комплектующих этот узел может проходить не меньше, чем в заводском исполнении.

    Второй путь – это установка неоригинальных запчастей или снятых на авторазборе. В этом случае владелец авто получает весь узел в сборе по цене в 2-3 раза ниже оригинала. Остаточный ресур такой рулевой рейки неизвестен и может оцениваться только косвенно по внешнему виду. Тем не менее, данная услуга востребована, потому что не требует специализированных стендов для разборки и диагностики. Вся работа сводится к простой замене и проверке развала-схождения колес.

    Подробнее о стуке в рулевой рейке Лада Калина мы написали тут .

    Оцените статью
    Добавить комментарий