- Как расширить колесную базу
- Расширители колеи или почему размер диковых проставок имеет значение
- Что бывает, если колеи разные
- Последствия разной ширины
- Для чего нужно расширять колею
- Противопоказания расширения колеи
- Расширители колеи: исторические предпосылки и предназначение
- Расширители колеи своими руками
- О проставках на колеса для расширения колесной базы
- Проставки на колесах: что такое, зачем нужны
- Какие виды бывают, сравнение производителей, моделей
- Как правильно выбирать проставки на ступицу для конкретного автомобиля
- Особенности установки
- Удлинение рамы грузовых автомобилей: особенности и этапы
- До каких размеров можно удлинить раму грузовика?
- Возможно ли удлинение рамы своими руками?
- Рамы каких грузовиков мы удлиняем
- Этапы удлинения колёсной базы
- Разрезание рамы
- Установка удлинителей
- Монтаж заднего свеса
- Сколько стоит удлинение рамы?
- Как самостоятельно зарегистрировать внесённые изменения в ГИБДД?
- РазнооБАЗие: на какие шасси спрос
- Всё зависит от спроса
- Изменения — дело тонкое
- К чему ведёт «колхоз»?
- ЭКСПЕРТ
- Немного теории о колесной базе
- Преимущества и недостатки короткой колесной базы
- Длинная колесная база
- Как расширить колесную базу
Как расширить колесную базу
Расширители колеи или почему размер диковых проставок имеет значение
Поперечный интервал между самыми отдаленными точками пятен контакта шин передних колес с дорогой называется передней колеей. В случае, если она широкая, значит, устойчивость авто на крутых поворотах будет более стабильной. При движении по крутым склонам вероятность опрокидывания транспортного средства минимальная.
Резкие, крутые повороты не должны смущать ваш автомобиль. Широкая колея — гарант безопасности и устойчивости.
Поперечное расстояние между наружными точками следов задних колес, которые остались на вашем пути, называется задней колеей.
Что бывает, если колеи разные
Колея передних колес может не совпадать с колеей задних, и в случае, если изменения одной из них будут произведены без второй, то затраты мощности мотора будут более значительными при прокладывании колеи задними колесами. Таким образом, сила сопротивляющемуся движению будет увеличиваться, а проходимость, соответственно, будет уменьшаться.
Передняя и задняя колея, как правило, не идентичны у автомобилей с односкатными и двускатными колесами.
В целом, колея оказывает влияние не только на проходимость транспортного средства, но и на особенности эксплуатации. Ширина колеи, например, является важным фактором при планировании ширины смотровых ям в мастерских по ремонту автомобилей.
Последствия разной ширины
Безусловно, машины могут иметь разную ширину колеи, и при движении по качественным и твердым дорогам особой разницы в этом нет. Однако если на вашем пути повстречается рыхлый грунт, то неодинаковое расстоянии передней и задней колеи может сыграть с вами злую шутку. Машина на такой дороге может запросто застрять. В любом случае затраты двигателя машины будут неимоверными, ведь вместо двух полос ему придется прокладывать все четыре. Автомобиль, конечно же, теряет при этом скорость, что, согласитесь, не очень удобно.
Расширители колеи имеют различные показатели: способ крепления, размер, толщину.
Если ширина колеи автомобиля отличается от ширины дорожной колеи, по которой вы передвигаетесь, движение будет затруднено. Исторически подтверждают этот факт джипы, эксплуатировавшиеся во время Второй Мировой. Ширина их колеи была более узкой, чем у грузовиков. Из-за этого водители джипов, ехавшие по их следам, были вынуждены передвигаться по одной оставленной колее, а вторую пускать по гребню между колесами. В отечественных джипах этот недостаток устранен.
Для чего нужно расширять колею
Многие стремятся расширить колею. Это необходимо для повышения поперечной устойчивости автомобиля. В некоторых случаях такое вмешательство является необходимой мерой, например, после установки нештатных колес, чтобы транспортное средство могло поворачивать.
Противопоказания расширения колеи
Расширение колеи производят посредством дисков или проставок. Впрочем, возможны и другие варианты. При этом важно помнить, что при расширении колеи нагрузка на подшипники будет выше. Чтобы это предусмотреть, необходимо придерживаться конструкционных особенностей автомобильных мостов.
Мосты бывают полуразгруженными и разгруженными. В первом варианте подшипник располагается внутри диска, а во втором — с обеих его сторон. Взглянув на ступицы, можно определить вид моста. Разгруженный мост может быть, если цилиндр сильно выступает из-за диска.
Вид моста является важным условием при расширении колеи.
Полуразгруженный мост может быть, если из-за диска ничего не выпирает. Чаще всего передние мосты являются разгруженными, а задние — полуразгруженными. Разгруженные мосты более прочные и не особенно восприимчивы к процессу расширения колеи. В случае с полуразгруженными мостами, изменять колею не следует.
Распространенная проблема многих водителей: Большой расход топлива. Полезные сведения достаточно полно отражают оптимальные пути решения этой задачи.
Отсутствие парковочный мест — основная головная боль людей, имеющих машину. Узнайте больше о том, как правильно, безопасно и быстро припарковать свой автомобиль, чтобы не тратить драгоценное время.
Расширители колеи: исторические предпосылки и предназначение
Расширители колеи по другому называются колесными или дисковыми проставками, и нужны они для увеличения интервала между колесной базой, который, в свою очередь, повышает устойчивость автомобиля на сложно проходимых участках дороги.
В первый раз подобными проставками воспользовались в 1981 году, трансформируя и преобразовывая спортивные автомобили, и уже тогда было замечено, что езда на транспортном средстве с расширенной колеей более безопасна.
Ретро — автомобили всегда в моде. Не только стильно, но и актуально.
В начале 80-х годов расширителями колее воспользовались, чтобы повысить устойчивость автомобиля на сверхвысоких скоростях, сегодня это уже стало требованием времени. Ведь и на современных трассах случаются гонки, которым бы позавидовали даже асы автомобильного мастерства.
Раньше колесные проставки были исключительно ручной работы, сегодня их можно приобрести в специализированных магазинах. Приобрести их стоит не только за технические характеристики, но и за визуальный эффект, который они создают. Спортивная форма и сильная агрессивность станут главными характеристиками облика вашего автомобиля. Кроме этого, расширители колеи способствуют снижению трения резины и дисков о подвеску или кузов.
Расширители колеи своими руками
Нет ничего сложного в том, чтобы сделать дисковые проставки самостоятельно. Предлагаем вам беспроигрышный и практичный вариант.
- Найдите старые тормозные барабаны, причем с такого же автомобиля, как ваш, из инструментов— стандартные и шлифовочные круги по металлу, болгарка, старая ступица.
- При помощи гаек закрепите ступицу на барабане, центральную часть которого вырежете болгаркой.
- Ступицу от вырезанного центра барабана пока не откручивайте.
Стоит попотеть, чтобы машина без проблем преодолевала препятствия.
- В это время при помощи шлифовального круга по металлу выровняйте заготовку, чтобы она стала круглой формы. Ширина проставки должна быть не менее 3 миллиметров. Всего вам необходимо четыре расширителя колеи.
- Под каждое переднее колесо подложите по две дисковых проставки, чтобы диск не стирался шаровой опорой. Работая с болгаркой, пользуйтесь защитными средствами.
Поменять тормозные колодки самостоятельно не так уж и сложно, однако перед этим ознакомьтесь с необходимыми сведениями.
Ваш автомобиль нуждается в стаховании? Тогда данная статья для вас. Просмотрите рейтинг страховых компаний, сделайте правильный выбор.
Покупая автомобиль, каждый должен быть готов к естественным последствиям: выплате налогов. Узнать размер необходимой суммы вы сможете здесь.
Затраты таким образом минимальны, но и внешний вид — конечно, не фирменный. Хозяин, как говорится, и в Африке — барин.
Будьте всегда предельно внимательны на дорогах, а также не забывайте своевременно совершенствовать свой автомобиль, чтобы повысить не только свою безопасность, но и тех, кто будет с вами рядом.
О проставках на колеса для расширения колесной базы
Время на чтение: 6 минут
Проставки на колеса позволяют придать машине более агрессивный и грозный вид. Но что такое проставки? Насколько это хорошо для автомобиля? Какие бывают проставки и как правильно их установить? Ответ находится в этой статье.
Проставки на колесах: что такое, зачем нужны
Данная комплектующая часть используется с целью изменения вылета колесных дисков, а также для увеличения колеи автотранспортного средства, кроме того, она является адаптером для неоригинальных дисков. Установленные колесные проставки увеличивают автомобильную колесную базу, улучшают динамику вождения. Кто бы мог подумать, что такое нехитрое устройство, как проставка, поможет решить множество проблем.
Проставки — одна из необходимых деталей в некоторых случаях
Проставки ставят при необходимости установки тюнингового обвеса или подвески спортивного типа.
Колесные диски имеют несколько важных параметров, к ним относятся:
- разболтовка (количество отверстий для крепления колеса, их расположение);
- диаметр ступичного отверстия;
- ширина;
- диаметр диска;
- вылет.
С параметром ЕТ может возникнуть ряд проблем, так как производителем устанавливается четкий диапазон допустимого значения вылета диска. От него зависит положение центральной дисковой оси касательно ступицы. Как правило, увеличение вектора вылета прямо пропорционально глубине, на которую на ступицу будет просаживаться автомобиль, таким образом, ширина колеи уменьшается. Если вылет меньше, колея расширяется, вынося колесо наружу.
Один из случаев установки колесной проставки — это больший вылет диска по сравнению с установленным заводом-изготовителем машины. Проставка здесь нужна для того, чтобы диск не упирался в тормозной суппорт или пружины амортизаторов.
Проставки будут бессильны, когда значение ЕТ, предусмотренное производителем, слишком велико, а есть необходимость установки колес с вылетом поменьше. При сходстве остальных параметров колеса все равно будут выпирать, задевая колесные арки во время езды по неровностям. Но не стоит забывать, что избыточный вылет оказывает большую нагрузку на подвеску авто.
Проставками стоит воспользоваться при установке аэродинамического обвеса, имеющего расширители арок. Тогда колеса будут выглядеть визуально шире и не «потеряются».
Именно проставки помогут придать автомобилю спортивный вид
Какие виды бывают, сравнение производителей, моделей
В зависимости от характера отверстий проставки делятся на:
- Имеющие засверленные сквозные отверстия для крепления ступиц. Зачастую, в таком случае необходима замена штатных болтов на более длинные, чтобы увеличить длину как раз с учетом установки новой детали.
- Имеющие сквозные просверленные отверстия для болтов и отверстия под крепежную резьбу. Данные особенности предоставляют возможность прикрепления детали непосредственно к ступице, соединив её с колесным диском. Благодаря этому не только уменьшается величина вылета, но и меняется количество болтов, а также расстояние между ними. Проставки данной модификации зачастую имеют выпуклость, задача которой — центрирование колеса.
- Корректирующие вылет: из минусов можно выделить незначительное увеличение дисбаланса колес.
- Корректирующие диаметр отверстия в центральной части колеса: используются в случае превышения штатного показателя диаметра отверстия диска.
- Смешанные: выполняют обе функции.
В таком случае диск центруется по штатной ступице седана или внедорожника. Зачастую можно обойтись штатными колесными болтами или шпильками. Расширение колесной базы в этом случае визуально просматриваться не будет. Взамен появляется возможность установки колесных дисков, которые в случае отсутствия проставки будут во время езды задевать тормозные суппорта или же покрышки спортивного типа, имеющие большую ширину.
Средняя толщина — это 12-20 мм. Такие проставки имеют в конструкции ступицу для центрирования колесного диска, в данном случае дисбаланс во время движения автомобиля исключается. При использовании этих поставок наблюдается визуальное расширение колесной базы и колеи. Зачастую именно они применяются, чтобы придать колесам вынесенный вид, а автомобилю — более агрессивный. Кроме того, при их помощи скрывается «утопленность» колес, когда установлен спортивный обвес и расширители колесных арок.
Встречаются детали, имеющие толщину 20-40 мм. Их отличительной чертой является наличие колесных шпилек. Наиболее широко распространены на полноприводных внедорожниках. В начале проставку необходимо закрепить болтами или гайками, а образовавшаяся конструкция соединяется с колесным диском.
Наиболее известные производители:
- Bimecc: данная итальянская компания по праву является лидером по производству колесных принадлежностей в Европе, занимаясь производством поставок для колесных дисков самых разных модификаций. В производстве используются легкий и прочный алюминиево-магниевый сплав, соответствующий мировым стандартам.
- Hofmann: производитель из Германии занимается производством тюнинговых деталей для американских и европейских джипов. Именно поэтому крепления продукции данного бренда отличаются высокой прочностью и надежностью, а каждое из изделий имеет усиленную конструкцию.
- ООО «ПРОМА колеса из легких сплавов»: российский производитель, который может составить достойную конкуренцию западным компаниям. Вся продукция производится из высокопробного алюминиевого сплава, подвергаясь жесткому контролю.
Как правильно выбирать проставки на ступицу для конкретного автомобиля
Когда вылет установленных дисков отличается от оригинальных параметров, необходимо измерять разницу и подобрать проставку, толщина которой совпадает с разницей вылета.
Особенности установки
Существует множество схем и чертежей установки. Ниже приведен усредненный вариант:
- Максимально аккуратно очистить от загрязнения, коррозии и пыли ступичный выступ и место соединения со ступицей.
- Расположив машину на стойках, поместить проставки на авто для увеличения клиренса в колесный диск и проверить, надежно ли и без зазоров прилегает деталь к поверхности диска наружной фаской и центрирующим выступом.
- Установить проставку на ступичный выступ и проверить ее прилегание на ступицу для увеличения вылета наружной фаской и центрующим выступом заподлицо и с отсутствием зазоров к поверхности колесного диска.
- Удалить при необходимости хомуты, штифты, а также убрать винты крепежа тормозных дисков, которые выпирают.
- Сравнить болты, используемые для крепежа с оригинальными.
- Прикрепить колесную проставку к ступице и колесу, используя удлиненный болт. Перед этим нужно выровнять дыры для крепежа на проставке, диске, машине.
- Удостовериться, что крепежные болты не задевают внутренние узлы и агрегаты автомобиля.
- Провести контроль минимальной глубины затягивания болтов.
- На каждое колесо затягивается для начала по два центровых болта, которые находятся друг против друга. Рекомендуется использовать ключ динамометрического типа.
- Проверить, свободен ли колесный ход, задевают ли колеса брызговики, тормозные суппорта, амортизаторы.
К установке проставки для расширения колесной базы нужно подходить серьезно
Проставки колесные являются отличным средством для подгонки неоригинальных колесных дисков, увеличения ширины колеи, а также придачи автомобилю спортивного вида. При этом важно подходить максимально тщательно к выбору детали.
Удлинение рамы грузовых автомобилей: особенности и этапы
Удлинение колёсной базы – отличная альтернатива покупке новой техники. Обходится такая операция заметно дешевле, при этом даёт нужный автовладельцу результат. Удлинение рамы необходимо для расширения функциональных возможностей техники. Например, если владелец планирует установить грузовую надстройку повышенной вместительности, а заводская длина шасси не позволяет этого сделать.
Выполняется переоборудование в кустарных условиях или мастерами авторизированных сервисных центров. Второй вариант предпочтительнее. В этом случае, заказчик получает гарантии качества и помощь в оформлении переоборудования.
- 1 До каких размеров можно удлинить раму грузовика?
- 2 Возможно ли удлинение рамы своими руками?
- 3 Рамы каких грузовиков мы удлиняем
- 4 Этапы удлинения колёсной базы
- 4.1 Разрезание рамы
- 4.2 Установка удлинителей
- 4.3 Монтаж заднего свеса
- 5 Сколько стоит удлинение рамы?
- 6 Как самостоятельно зарегистрировать внесённые изменения в ГИБДД?
До каких размеров можно удлинить раму грузовика?
Строгих ограничений в этом вопросе нет. Закон, регулирующий безопасную эксплуатацию транспортных средств, даёт лишь расплывчатую формулировку, насчёт возможности внесения допустимых изменений. Поэтому в теории, удлинение будки возможно до любого размера. Однако на практике всё не совсем так.
Стандартными вариантами удлинения считаются:
- 4.2 м;
- 5 м;
- 6 м;
- 7.5 м;
- 9 м.
Однако здесь нужно помнить о том, что вместе с увеличением свободного пространства, снижается грузоподъёмность шасси. Именно поэтому заниматься таким переоборудованием должны только профессионалы.
Возможно ли удлинение рамы своими руками?
Многим автовладельцам кажется, что такое переоборудование грузового шасси не относится к сложной переделке. Здесь достаточно лишь разрезать раму и выполнить удлинение вставками. Однако на практике, всё не так просто, как представляется на первый взгляд.
В частности, существует три варианта наращивания колёсной базы:
- Удлинение по межколёсному пространству;
- Удлинение по заднему свесу рамы;
- Комбинированный вариант: середина и задний свес.
Чаще всего для переделки используется именно последнее решение, обеспечивающее равномерное распределение нагрузки и позволяющее получить шасси максимальной длины, без потенциально слабых участков.
Сложность переделки заключается в том, что здесь важно точно рассчитать допустимые нагрузки с учётом целевого использования техники. В кустарных условиях это практически нереально.
Поэтому переделанные самостоятельно шасси часто лопаются по линии среза или деформируются даже при незначительных нагрузках.
Рамы каких грузовиков мы удлиняем
В целом, нарастить можно любую колёсную базу. Главное, чтобы предварительная техническая экспертиза допустила возможность внесения таких изменений в конструкцию транспортного средства.
Мы можем переделать следующие грузовые шасси:
- ГАЗель
- Валдай;
- ЗиЛ;
- КАМАЗ;
- МАЗ;
- Хендай;
- Исузу;
- Ивеко;
- Мерседес;
- Тойота;
- Ман.
Возможно наращивание и других грузовых автомобилей.
Этапы удлинения колёсной базы
Переоборудование рамы выполняется в несколько этапов. Всё начинается с получения заявки от клиента. На этом этапе согласовываются ключевые моменты, определяется целевое применение транспортного средства, выполняются инженерные расчёты.
Результатом становится составление технического задания, по которому будет проводиться переоборудование грузового шасси.
Затем начинается подготовка к переоборудованию ТС. На этом этапе демонтируется старая надстройка. Дополнительно выполняется демонтаж всех элементов конструкции, которые придётся наращивать вместе с колёсной базой.
- Топливопроводы;
- Тормозная система;
- Карданный вал;
- Электропроводка.
Эти узлы также удлиняются и устанавливаются на уже переоборудованное шасси.
Разрезание рамы
Выполняется при помощи газоэлектросварки. Место разреза определяется индивидуально. Например, на ГАЗелях раму обычно режут ближе к заднему свесу, в районе крепления глушителя. Здесь находятся заводские отверстия, упрощающие установку удлиняющих вставок. Разрез плавно ведётся с нижнего ребра продольного швеллера, потом режется боковина и верхняя часть.
Установка удлинителей
Для наращивания используются стальные вставки, которые незначительно превышают продольную балку. Удлинитель просто надвигается на раму, после чего крепится через монтажные отверстия. Для этого мы используем метод холодного клепания. В отличие от болтовых соединений, такие клёпки более устойчивы к срезу, поэтому обеспечивают максимальную прочность и целостность конструкции.
Монтаж заднего свеса
Этот этап выполняется по методу межколёсного удлинения. В частности, задняя балка срезается, на участках крепления высверливаются отверстия, через которые будут монтироваться удлиняющие вставки. После этого, задний свес возвращается на прежнее место, устанавливаются ранее снятые элементы конструкции.
Чтобы рама лучше выдерживала динамические нагрузки, рекомендуется устанавливать подрамник. Сваривается этот элемент из металлического профиля. В качестве альтернативы может использоваться локальное усиление колёсной базы металлическими вставками на потенциально слабых участках.
Сколько стоит удлинение рамы?
Расценки на такие работы всегда устанавливаются в индивидуальном порядке. Здесь учитывается сложность и срочность выполнения работ, используемые материалы и другие моменты, которые влияют на ценообразование.
В любом случае, заказчик узнаёт полную стоимость до начала переоборудования. Цена прописывается в договоре.
Как самостоятельно зарегистрировать внесённые изменения в ГИБДД?
Удлинённую раму придётся регистрировать в ГИБДД и вносить соответствующую запись в технический паспорт транспортного средства. Если этого не сделать, техника не допускается к эксплуатации, и самовольное использование таких ТС грозит несознательному автовладельцу штрафом и предписанием устранить выявленные нарушения.
В целом, чтобы оформить удлинение рамы нужно пройти следующие этапы:
- Получение заключения технической экспертизы;
- Получение разрешения в ГИБДД;
- Удлинение колёсной базы;
- Получение сертификата технической безопасности и диагностической карты;
- Внесение соответствующей записи в конструкцию ТС.
За получение каждого документа придётся заплатить определённую сумму. Кроме того, внесение записи в ПТС предполагает оплату государственной пошлины. Чтобы сэкономит время, лучше заказать удлинение рамы в Москве с документами. Такая услуга не входит в стоимость переоборудования и оплачивается отдельно.
РазнооБАЗие: на какие шасси спрос
Производители шасси обычно предлагают потребителям модификации с разными колёсными базами. Как правило, если они сами и устанавливают на свои машины какие-то надстройки, то это простейшие бортовые платформы. А вот заводы, специализирующиеся на создании и установке разных видов надстроек, используют все возможные варианты колёсных баз — удлинённые, укороченные и стандартные.
Всё зависит от спроса
Когда мы пытались понять, какие колёсные базы пользуются у «бодибилдеров» большей популярностью, то столкнулись с тем, что эта задача из серии невыполнимых. Надстройщики с небольшими объёмами закупают шасси под конкретные заказы, соответственно, ориентируясь на пожелания клиента.
А крупные заводы массово выпускают один вид техники, например, автокраны или фургоны, но на совершенно разных моделях авто.
«Колёсные базы и длины зависят от потребностей рынка, точнее заказчика. Для фургонов предпочтительны средняя и длинная база, для самосвалов и эвакуаторов короткая или средняя», — говорит технический директор ООО «Автомеханический завод» Николай Волков.
«В случае дорожной уборочной техники немаловажное значение имеет необходимость установки навесного оборудование в колёсную базу, а также сбоку автомобиля (боковой отвал). Для качественного содержания необходимо выдерживать угол установки такого оборудования, что определяет длину колёсной базы, и такие изменения мы согласовываем с производителем», — дополняет коммерческий директор ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» Игорь Зенченко.
Но не всегда изготовленные шасси подходят для решения задачи по установке какой-нибудь специфичной надстройки. В этом случае конструкторы завода-«бодибилдера» начинают просчитывать варианты удлинения или наоборот, укорочения.
«Согласно требованиям руководства по кузовостроению «Хино Моторс», кузовостроитель может при необходимости удлинять задний свес рамы, переносить крепления запасного колеса и некоторых других узлов. Существуют определённые требования к внесению изменений в конструкцию заднего свеса рамы, изложенные в руководстве по кузовостроению», — поясняет руководитель отдела качества и планирования HINO Сергей Ломунов.
По словам Игоря Зенченко, если изготовитель шасси разрешает удлинение, то стоит придерживаться общих требований: правильно подобрать материал, технологичную, включающую сварку, установку соответствующих накладок, сверление отверстий, установку заклёпок.
Изменения — дело тонкое
Правда, не всегда дело обходится только изменением размеров. Тогда уже к делу подключаются конструкторские отделы изготовителя шасси.
«Чаще всего для кузовных надстроек меняют сечение шасси — поперечное подходит для транспортировки различных грузов, прямоугольное делает кузов более жёстким и устойчивым. Чтобы нарастить задний свес без потери безопасности грузового транспорта необходимо удлинить ходовую раму при помощи вставки в виде швеллера из низколегированной конструкционной стали соответствующего сечения в средней и задней части рамы. Процесс крепления осуществляется при помощи гидравлического инструмента, а крепёжными элементами являются стальные заклепки диаметром 10 и 12 мм. В результате увеличивается колёсная база автомобиля без потерь в маневренности и грузоподъёмности, а увеличение длины рамы позволяет перевозить крупногабаритные грузы», — поясняет директор департамента коммерческого транспорта ГК «АвтоСпецЦентр» Максим Шишко.
Хотя не все производители шасси разрешают глобальные изменения в конструкции. Всё-таки в первую очередь автомобиль должен соответствовать критериям безопасности.
К тому же, фактически получившуюся новую машину нужно ещё и сертифицировать. Во всех случаях вмешательства в шасси «бодибилдеры» проводят расчёты развесовок по осям. Николай Волков отмечает, что каждое шасси после удлинения попадает на тормозной стенд и стенд регулировки света фар.
К чему ведёт «колхоз»?
Всегда были и будут владельцы грузовичков, особенно лёгких, которые считают, что грузить надо больше и везти дальше. Только покупать новую машину — дорого. И предпочитают самостоятельно пользоваться «болгаркой» и сварочным аппаратом. А потом ещё и на эту конструкцию водружают кран-манипулятор или бортовую платформу.
Естественно, ни о какой безопасности и тем более сертификации речи не идёт. Автомобиль при эксплуатации может опрокинуться или переломиться пополам. И ладно, если людей рядом не будет.
Также любители «колхоза», следуя веяниям среди владельцев легковых авто, стараются расширить колею и изменить размер колёсной базы с помощью специальных проставок между диском и ступицей.
«Для изменения параметров узлов автомобиля, например, установки более мощной тормозной системы, тормозного суппорта возникает необходимость изменения вылета», — соглашается Игорь Зенченко.
Хотя но оговаривается, что изменение вылета за рамки допускаемого производителями влечёт за собой нагрузку прежде всего на подвеску автомобиля.
«Установка колёсных проставок чревата снижением управляемости, что вдвойне опасно в случае грузовика из-за большей массы по сравнению с легковым авто, а также ускоренной амортизации ступичных подшипников из-за повышенной нагрузки на них.
Проставки расширяют колесо, а это равносильно изменению вылета диска. Никаких преимуществ для авто и автомобилиста расширение колеи не несёт, особенно, без дополнительных настроек ходовой части, а вот вмешательство в параметры производителей может привести к потере колеса», — предостерегает Максим Шишко.
Представитель HINO категорически против применения проставок, так как гарантировать соответствие автомобиля заводским характеристикам и требованиям безопасности невозможно.
ЭКСПЕРТ
Начальник производства ООО АК «ЛУКАЗ» Ильдар Валеев
«Колёсную базу и монтажную длину рамы подбирают с учётом следующих параметров:
- вес и габаритные размеры надстройки;
- функциональное назначение надстройки;
- центр массы.
Мы как производители используем в производстве шасси КАМАЗ. Завод-изготовитель предлагает широкую линейку возможных комплектаций, чем значительно облегчает работу заводам-изготовителям специальных автомобилей.
Из полноприводного семейства с колёсной формулой 6х6 наиболее востребованы у заказчиков шасси КАМАЗ 43118 с колёсной базой 3690+1320 мм и 4600+1320 мм. С колёсной формулой 6х4 чаще всего используют шасси КАМАЗ 65115 с колёсной базой 3690+1320 мм и 4470+1320 мм.
Отсутствие вариаций у некоторых производителей шасси, скорее всего, связаны с производственными ограничениями. Как правило, «бодибилдеры» предоставляют информацию производителям о своих надстройках, а последние, в свою очередь, стараются предложить адаптированные комплектации базовых шасси для монтажа надстроек.
Все доработки рамы производят строго в соответствии с рекомендациями производителей шасси. Любые несогласованные доработки могут привести к отзыву гарантийных обязательств производителя. Как правило, доработки рамы связаны с техническими особенностями монтажа специальных надстроек.
К основным доработкам можно отнести удлинение и обрезка рамы.
Допустимый задний свес рассчитывают по общей формуле. Например, для трёхосных автомобилей допустимая длина свеса составляет 70% от технической колёсной базы (расстояние от середины первой оси до оси балансира задней тележки).
Также есть рекомендации производителей по допустимому заднему свесу с учётом нагрузок на мосты автомобиля. Вопрос по увеличению заднего свеса решается либо удлинением рамы автомобиля, либо «раздвижкой» — изменением колёсной базы автомобиля.
Необходимо помнить, что нормативными актами установлены допустимые габаритные размеры грузовых автомобилей, в том числе максимальная ширина 2,55 м. Превышение данных размеров потребует оформления специальных пропусков для передвижения по дорогам общего пользования. Некоторые режимы эксплуатации — условия Крайнего Севера или болотистая местность — требуют установки особых типоразмеров автошин. Если есть необходимость в увеличении вылета колёс — эти изменения в конструкции автомобиля нужно согласовать с производителем базового шасси».
Подготовил Артём Щетников. Фото автора.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Немного теории о колесной базе
Колесной базой принято называть продольное расстояние между передней и задней осями автомобиля. Берется это расстояние от центральной точки колеса. Как у длинной, так и у короткой колесной базы есть свои преимущества и недостатки. Колесная база величина неизменная, заложенная производителем при выпуске той или иной модели транспортного средства.
Преимущества и недостатки короткой колесной базы
Основным преимуществом можно считать маневренность, так как такой автомобиль находится в выигрышном положении перед тем, у которого база будет длинной. Это в свою очередь повысит проходимость автомобиля, он лучше будет вписываться в повороты, а так же его проще вывести из заноса.
Из недостатков можно отметить:
- уменьшение места в салоне для водителя и пассажиров;
- пониженная устойчивость машины на больших скоростях.
Длинная колесная база
В последние десятилетия наблюдается общее увеличение колесной базы автомобилей. Если раньше, рациональным было увеличение базы у переднеприводных автомобилей, то сейчас и заднеприводные подвержены этому влиянию. Хотя увеличение базы у них ведет к удлинению карданного вала, к необходимости делать его составным и общему усложнению его конструкции.
Главным недостатком увеличения базы, можно считать большую подверженность автомобиля уходить в занос, при неблагоприятных погодных условиях, на скользкой дороге, на крутых поворотах. Такой автомобиль намного сложнее вывести из заноса. В городских условиях расширенная колесная база, несомненно, уступит в маневренности короткой.
Положительные качества расширенной колесной базы:
- большая комфортабельность и простор в салоне;
- устойчивость при разгонах и на больших скоростях;
- плавность хода за счет уменьшения продольных колебаний;
- передние и задние свесы, как правило, меньше, что положительно влияет на проходимость автомобиля.
Выбирая автомобиль по этому признаку, прежде всего, нужно понимать, какие именно требования вы предъявляете к автомобилю, в каких условиях планируется его эксплуатировать.
Как расширить колесную базу
Теоретически, да и физически тоже, расширить колесную базу самостоятельно, без серьезного вмешательства в конструкцию автомобиля вряд ли получится. На многочисленных форумах, обсуждение данного вопроса подразумевает установку более широких дисков и резины. Существуют так же различные проставки для увеличения колесной базы. Однако все это увеличивает лишь вылет колеса (который может быть нулевым, положительным, отрицательным), но никак не колесную базу в том понимании, в котором она здесь затронута.
К тому же, такая модернизация имеет ряд негативных факторов, которые увеличивают износ отдельных деталей подвески (ступичные подшипники, стойка). В идеале, при изменении вылета колеса с помощью проставки, необходимо изменить так же угол наклона стойки, для чего она должна быть регулируемой, такой, которая изображена на картинке ниже.
Кустарное же увеличение (проставки и т.д.) ведет лишь к негативным последствиям, и минусов, те же расширители колесной базы несут гораздо больше, чем плюсов. Повышение нагрузки на ступицу и шаровые опоры, по причине перераспределения веса — один из них. Сюда же можно отнести закидывание автомобиля грязью, по причине того, что колеса начинают выступать за арки. Толку от такого расширения будет мало, а значит стоит хорошо подумать.
Так ли необходима расширенная колесная база — решать вам. Но стоит взвесить все за и против, поискать информацию и отзывы тех, кто до вас уже пытался добиться расширения, устанавливая проставки и более широкую резину. Возможно, это позволит избежать распространенных ошибок, а так же убережет вас от излишних трат, как времени, так и денег.
Ниже, приведен список величины колесной базы, наиболее часто встречающихся автомобилей.
- Лада ларгус (lada largus) — 2905 мм;
- лада калина (lada kalina) — 2476 мм;
- лада приора (lada priora) — 2492 мм;
- ВАЗ 2110 — 2492 мм;
- 2114, 2109 — 2460 мм;
- 2107 — 2424 мм;
- УАЗ 469 — 2380 мм;
- ГАЗель — 2900 мм;
- рено логан (renault logan) — 2630 мм;
- рено дастер (renault duster) — 2673 мм;
- форд фокус 2 (ford focus 2) — 2640 мм;
- форд фокус 3 (ford focus 3) — 2650 мм.