Публично правовые образования как субъекты гражданского права

Публично правовые образования как субъекты гражданского права Тема 6. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 6.1. Гражданская правосубъектность Российской
Содержание
  1. Публично правовые образования как субъекты гражданского права
  2. Публично правовые образования как субъекты гражданского права
  3. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
  4. Общая характеристика публично-правовых образований как субъектов гражданского права
  5. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права
  6. Публично-правовые образования как участники гражданских правоотношений
  7. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования — субъекты гражданского права
  8. Понятие и правовой статус публично-правовых образований, регулируемых гражданским законодательством
  9. Порядок появления и реализации правоспособности
  10. Способы реализации правоспособности
  11. Особенности участия государственных и муниципальных субъектов в отдельных сферах гражданского оборота
  12. Отношения, связанные с интеллектуальной собственностью
  13. Корпоративные отношения

Публично правовые образования как субъекты гражданского права

Публично правовые образования как субъекты гражданского права

Тема 6. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

6.1. Гражданская правосубъектность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, как и другие субъекты гражданского права, могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако их правоспособность обладает рядом особенностей, связанных прежде всего с тем, что они являются главными субъектами публичного права – носителями власти. При этом в частноправовых отношениях, соблюдая такой важный принцип гражданского права, как равенство сторон, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования отказываются от своего особого положения. Согласно п. 1 ст. 124 ГК они участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. И все же, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно велики.

Характер государства как субъекта гражданского права выражается в том, что хотя оно и является организацией, но, тем не менее, не выступает в гражданском обороте юридическим лицом. Поэтому в российском гражданском праве классификацию субъектов составляют физические, юридические лица и особое лицо – государство. Однако законодатель на государство распространяет нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских отношениях. Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.

Правоспособность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований не может быть тождественна правоспособности физических и юридических лиц. Это связано с тем, что их правовая природа, с одной стороны, позволяет (или, напротив, не позволяет) Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям приобретать ряд прав, доступных (не доступных) физическим и юридическим лицам и возлагать (не возлагать) некоторые обязанности доступные (или недоступные) физическим и юридическим лицам. Например, государство может приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Но при этом не может передавать имущество по наследству, иметь свое имя. С другой стороны, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте в целях наиболее эффективного отправления публичной власти, а не для удовлетворения своих частных интересов. Эти цели и предопределяют правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК).

Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.

6.2. Участие в гражданских правоотношениях и ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований

Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через созданные им государственные юридические лица, а именно государственные и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые государством учреждения. При этом, как правило, государство отвечает по долгам созданных им юридических лиц и контролирует деятельность последних. Однако не всегда созданное государством юридическое лицо одновременно действует и от своего собственного имени, и от имени государства, как, например, министерство или федеральное агентство, которые в гражданском обороте могут представлять государство, но в то же время действуют и как самостоятельные юридические лица, приобретающее права и обязанности для себя, а не для государства.

Что же касается органов государственной власти, то они в гражданском обороте действуют не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Так, согласно п. 1 и 2 ст. 125 ГК, от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Также от имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Федерации – Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, различные министерства и федеральные агентства и др., а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица – государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица (п. 3 ст. 125 ГК).

Каким бы образом государство ни участвовало в гражданском обороте – непосредственно или через созданные им юридические лица и органы государственной власти, – следует особо заметить, что принцип иерархии отходит на задний план и главенствующим становится принцип равноправия, хотя особый режим государства наряду с физическими и юридическими лицами, безусловно, прослеживается. Так, государство является собственником принадлежащего ему имущества, однако, в отличие от физических или юридических лиц, не обладает сознанием и волей, необходимыми для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов, как наделенных правами юридического лица, так и не обладающих ими. Эти органы перечислены в ст. 125 ГК. Через посредство таких органов государство приобретает, осуществляет и прекращает право собственности в отношении своего имущества. При этом не имеет значения, закреплено ли такое имущество за каким-либо унитарным предприятием или бюджетным учреждением, или нет. Разумеется, в первом случае налицо некоторые особенности, связанные с тем, что эти государственные юридические лица обладают самостоятельными правами на такое имущество. Государство выступает участником сделок, когда они совершаются уполномоченными лицами от его имени. При этом не существует никаких ограничений по видам, содержанию и форме совершаемых государством сделок. Также государство участвует в отношениях, регламентируемых патентным правом.

Однако, когда государство становится участником гражданско-правовых отношений, оно, также как и иные участники гражданского оборота, может быть привлечено к ответственности за нарушение прав и охраняемых законом интересов. В ст. 126 ГК закрепляется, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования по своим обязательствам несут самостоятельную имущественную ответственность. При этом они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Так, государственные юридические лица при причинении ими вреда отвечают самостоятельно. Однако в п. 6 ст. 126 ГК предусмотрено исключение, согласно которому это правило не распространяется на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации. Кроме того, государство отвечает за вред, причиненный гражданину действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, независимо от их вины. Ответственность государства наступает в случаях незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ и в других случаях.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием (ст. 16 ГК). Также согласно ст. 306 ГК ответственность государства наступает, в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности. Убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством, а споры о возмещении убытков разрешаются судом.

Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств регулируются ст. 127 ГК и определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

В результате изучения материалов главы 8 студент должен:

знать

  • • основные положения актов гражданского законодательства, характеризующие правовое положение РФ, субъектов РФ, муниципальных образований как субъектов гражданского права;
  • • особенности правоспособности государства и других публично-правовых образований;

уметь

  • • толковать содержание правовых актов, издаваемых органами власти в гражданско-правовой сфере;
  • • эффективно и правильно применять гражданско-правовые нормы при рассмотрении споров с участием публично-правовых образований;

владеть

• навыками составления документов гражданско-правового характера, связанных с участием публично-правовых образований в гражданском обороте.

Общая характеристика публично-правовых образований как субъектов гражданского права

Публично-правовые образования в гражданском праве занимают особое положение. Они признаются полноценными субъектами гражданско-правовых отношений и могут выступать в гражданских отношениях наравне с юридическими и физическими лицами. К публично-правовым образованиям относятся Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Они наделяются схожими правами и обязанностями, которые обусловлены характером властных полномочий данных субъектов.

Указанные виды публично-правовых образований объединяет нечто общее, что отражается в их правовом статусе. В первую очередь, начиная со времен дореволюционной России, они признаются публичными лицами и занимают особое место среди иных лиц [1] . Публичность как основной признак, отражающий сущность их правового статуса, выражается в том, что они участвуют в гражданских отношениях для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных задач — региональных и местных, связанных с имущественными отношениями, и для осуществления данной цели наделены властными полномочиями. Данное участие осуществляется не по воле отдельных лиц, оно диктуется необходимостью поддержания устойчивого развития российского государства.

Следует подчеркнуть, что публично-правовые образования, хотя и уравнены с юридическими лицами с точки зрения реализации гражданско-правового принципа равенства участников гражданских отношений, но все же юридическими лицами не являются. Но при этом возможностей у публичноправовых образований по участию в гражданском обороте намного больше, чем у такого субъекта гражданского права, как юридическое лицо. Владение и управление имуществом осуществляется через государственные и муниципальные органы. Действующий ГК РФ устанавливает, что публичноправовые образования, наряду с гражданами и юридическими лицами, являются субъектами гражданского права и их правосубъектность аналогична правосубъектности юридических лиц (ст. 2 ГК РФ), а их органы осуществляют их права (ст. 125 ГК РФ).

По этому поводу важно учитывать позицию Конституционного Суда РФ, считающего, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их особой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права — граждан и юридических лиц, преследующих частные интересы.

Общей чертой в правовом положении данных субъектов гражданских правоотношений является их обязанность отвечать по обязательствам всем своим имуществом, принадлежащим на праве собственности. Однако имеется перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по обязательству. К такому имуществу относится имущество: переданное юридическим лицам на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

При этом юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам, а Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц (исключение составляют казенные предприятия, учреждения, иные предусмотренные законом случаи), а также по обязательствам друг друга, за исключением случаев, когда были приняты гарантии по обязательствам. Такое юридическое лицо относится к бюджетным организациям, а согласно п. 1 ст. 161 Б К РФ определено, что под бюджетным учреждением подразумевается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Таким образом, деятельность бюджетных организаций регулируется не только гражданским, но также и бюджетным законодательством. В случае причинения вреда бюджетной организацией, обязанность по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов РФ или их должностных лиц, возложена на Минфин России за счет казны РФ. Например, когда речь идет о возмещении вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, то оно происходит за счет казны РФ, но требования необходимо предъявлять не управлению Федерального казначейства, а территориальным органам Минфина России.

Так, принимая решение о возмещении вреда П., суд правильно определил источник средств возмещения вреда — казна Российской Федерации, но что касается возложения обязанности по возмещению вреда, то неверно было определено лицо- представитель РФ. Согласно положениям ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают надлежащие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Как указано в п. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов РФ или их должностных лиц, возложена на Министерство финансов РФ. От имени Министерства финансов РФ но специальному поручению в суде могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3 ст. 125 ГК РФ). Возлагая обязанность но возмещению вреда на управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю, суд первой инстанции нс учел, что органы Федерального казначейства при рассмотрении заявления II. выступали в суде не от своего имени, а представляли интересы Министерства финансов РФ но доверенности от последнего. Это обстоятельство подтверждено материалами дела.

На основании изложенного Президиум Верховного Суда РФ изменил постановление судьи Ставропольского краевого суда и кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ в отношении II. Обязанность но возмещению 26 тыс. руб. — расходов по оплате услуг адвоката на предварительном следствии и в судебном заседании возложена на Министерство финансов РФ за счет казны Российской Федерации [2] .

Публично-правовые образования как субъекты гражданского права

К публично-правовым образованиям относятся Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Законодатель распространяет на публично-правовые образования нормы, которые определяют участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п.2 ст.124 ГК РФ). Такими особенностями являются:

— публично-правовые образования принимают нормативные правовые акты, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;

— публично-правовые образования принимают административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны;

— в имуществе публично-правовых образований выделяется казна, то есть имущество,нераспределенное между государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями;

— государство обладает монополией на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

— только Российская Федерация имеет право на конфискацию и национализацию имущества частных лиц;

— публично-правовые образования могут закупать товары в порядке государственного заказа;

— публично-правовые образования могут принудительно выкупать памятники истории и культуры, а также имущество, которое не может принадлежать другим субъектам права;

— муниципальные образования могут обращать в собственность бесхозные недвижимые вещи, находки, безнадзорных животных;

— публично-правовые образования неспособны своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности. От их имени всегда действуют органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица;

— публично-правовые образования отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, кроме имущества, закрепленного за унитарными предприятиями и учреждениями или изъятого из оборота;

— публично-правовые образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий и финансируемых ими учреждений;

— публично-правовые образования несут ответственность за незаконные действия своих органов и должностных лиц.

Публично-правовые образования могут участвовать в вещных, обязательственных, корпоративных, исключительных, наследственных правоотношениях. Они выступают также в качестве субъектов гражданско-правовой ответственности. Государство, кроме того, вправе участвовать во внешнеторговом обороте.

Объекты гражданских прав

Под объектами гражданских прав понимаются материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правоотношения, регламентированные гражданским законодательством.

В соответствии со ст.128 ГК к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество,в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Вещиподразделяются на не ограниченные в обороте, ограниченные в обороте и изъятые из оборота; на недвижимые и движимые; на потребляемые и не потребляемые; на индивидуально-определенные и родовые; на делимые и неделимые; на главную вещь и принадлежность; на плоды, продукция, доходы; на одушевленные и неодушевленные

Подавляющее большинство вещей, участвующих в гражданском обороте, — это неодушевленные предметы материального мира. Между тем гражданские правоотношения складываются и по поводу одушевленных вещей – животных как диких, так и домашних.

К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности (ст.137 ГК РФ).

Деньги –это всеобщий эквивалент стоимости. На территории Российской Федерации законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости, является рубль.

Платежи в рублях осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Соответственно различают наличные и безналичные деньги (ст.140 ГК РФ). Наличные деньги – это денежные знаки (купюры) и монеты. Безналичные деньги – это денежные средства, числящиеся на банковских счетах и во вкладах (депозитах).

Ценные бумаги – это документы, удостоверяющие имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении (документарные ценные бумаги). Ценными бумагами являются акция, вексель, коносамент, облигация, чек и др.

К бездокументарным ценным бумагам применяются правила об именных документарных ценных бумагах, правообладатель по которым определяется в соответствии с учетными записями, которые ведутся обязанным лицом или лицом, действующим по его поручению.

Имущество –это совокупность вещей, материальных ценностей, имущественных прав и обязанностей (долгов), которые характеризуют имущественное положение их носителя.

Результаты интеллектуальной деятельности –это такойнематериальный результат труда автора, который связан с разработкой новой научной идеи, понятия, вывода, технического решения; созданием художественного образа и т.п. (произведения науки, литературы и искусства; изобретения и др).

Результат работы и оказанной услуги.Под работой в гражданском праве понимают действия, которые сопровождаются или овеществленным результатом, который можно отделить от самих этих действий (создание вещи, ее ремонт, переработка), или материализуются в личности лица, совершающего определенные действия (работа стенографиста, парикмахера, переводчика). Но в чем бы они ни выражались, их результат всегда может быть гарантирован.

Услуга — это деятельность услугодателя, которая не воплощается в овеществленном результате (услуги связи, медицинские услуги, услуги социального характера, ветеринарные, консультационные, аудиторские, информационные услуги, услуги по обучению и иные). Услугодатель не может гарантировать достижения предполагаемого положительного результата. Полезный результат в данном случае заключается в самих действиях по оказанию услуги.

Нематериальные блага –это блага, не имеющие материального содержания. Они принадлежат физическим лицам от рождения и в силу закона. Юридическим лицам личные нематериальные блага принадлежать не могут (исключение составляет деловая репутация).

К числу важнейших нематериальных благ, которые принадлежат физическому лицу от рождения, относятся: право на жизнь, здоровье, честь, достоинство, на свободу мысли и др.

В силу закона физическому лицу принадлежат: право на свободу передвижения; право на свободу выбора места пребывания и жительства; право на имя; право авторство на произведение; право на тайну переписки; право на охрану изображения гражданина; право на охрану информации о персональных данных гражданина; права на иные нематериальные блага.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 423 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Публично-правовые образования как участники гражданских правоотношений

Публично-правовые образования в гражданском праве занимают особое положение. Они признаются полноценными субъектами гражданско — правовых отношений и могут выступать в гражданских отношениях наравне с юридическими и физическими лицами. К субъектам гражданского права помимо граждан, юридических лиц относятся муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация в целом (п. 2 ст. 2, ст. 124 ГК РФ).

Специфика их участия заключается в том, что они являются носителями публичной власти и в то же время в полном объеме участвуют в гражданском обороте как собственники принадлежащего им имущества. Публичность как основной признак, отражающий сущность их правового статуса, выражается в том, что они участвуют в гражданских правоотношениях для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных задач..

По своему правовому статусу муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданских правоотношений через свои представительные и исполнительные органы власти. В отличие от государственных образований органы местного самоуправления создаются и действуют как государственные органы, однако в соответствии с Конституцией РФ они не входят в систему государственной власти.

Действующее законодательство позволяет публично-правовым образованиям создавать юридические лица, которые выступают в гражданском обороте на ограниченном вещном праве самостоятельно (государственные и муниципальные унитарные предприятия), делегировать им свои гражданские права и обязанности. Гражданский оборот предполагает и имущественную ответственность публично-правовых образований по своим обязательствам, которую они несут самостоятельно в пределах государственной и муниципальной собственности, за исключением имущества, переданного унитарным предприятиям.

Публично-правовые образования как особые субъекты гражданского права имеют все признаки, необходимые для участия в гражданском обороте, аналогичные признакам юридического лица. Здесь следует подчеркнуть, что публично-правовые образования, хотя и уравнены с юридическими лицами с точки зрения реализации гражданско-правового принципа равенства участников гражданских отношений, но все же юридическими лицами не являются. Имущественная обособленность выражается в наличии у них права государственной и муниципальной собственности, позволяющей им нести имущественную ответственность по заключенным сделкам. Структура построения органов государственной и муниципальной власти с определенной компетенцией и подчиненностью в соответствии с Конституцией РФ и уставами муниципальных образований, говорит об организационном единстве. Индивидуа- лизационный признак проявляется в том, что публично-правовые образования приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права от своего имени, самостоятельно (ст. 125 ГК РФ).

В качестве субъектов гражданского права публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью. Гражданская правоспособность и дееспособность государства как субъекта гражданских прав определяется и проявляется не в его отношениях с другими субъектами — гражданами и юридическими лицами, а в природе образования и существования, что выражается в объеме его правосубъектности. Особенность государства заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и в силу этого в нормативном порядке регулирует имущественные и иные отношения, определяет правосубъектность граждан и юридических лиц. Правосубъектность самого государства как участника гражданских правоотношений по содержанию и объему отличается от правосубъектности граждан и юридических лиц в силу природы самого этого образования и также определяется в нормативном порядке, например только оно может выпускать государственные казначейские обязательства. В то же время, выступая в качестве субъекта права в гражданском обороте, государство в лице своих органов действует как равноправный его участник и не обладает какими-либо преимуществами и льготами по сравнению с другими субъектами.

Гражданская правоспособность государства является специальной, а не универсальной, т.к. оно имеет лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом. Например, государству может принадлежать имущество, необходимое для реализации поставленных перед обществом задач, а иное имущество должно быть передано другим субъектам гражданского оборота.

Специальные органы управления государственным имуществом — фонды государственного имущества и комитеты по управлению государственным имуществом участвуют от имени государства в гражданских правоотношениях. Данные исполнительные органы непосредственно управляют основной массой принадлежащего государству имущества, не распределенного между государственными унитарными предприятиями и составляющего казну государства. Государственные органы выступают в качестве арендодателей при сдаче государственного имущества (имущественных комплексов) в аренду, а также в качестве отчуждателей при проведении приватизации (разгосударствления) имущества и в других аналогичных случаях.

Конституционный Суд РФ считает, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью.

Общей чертой в правовом положении данных субъектов гражданских правоотношений является их обязанность отвечать по обязательствам всем своим имуществом, принадлежащем на праве собственности.

Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием не отвечают по их обязательствам, а Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц (исключение составляют казенные предприятия, учреждения, иные предусмотренные законом случай).

Для достижения закрепленных в Конституции РФ целей, Российская Федерация наделяется специальной правоспособностью.

Субъекты Российской Федерации как публичные правовые образования имеют свои особенности, но кроме этого выступают в качестве особых субъектов в гражданском обороте и обладают рядом общих черт правосубъектности.

Во первых, они равноправны между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, они имеют одинаковые предметы совместного ведения с Российской Федерацией.

Во вторых, несмотря на общие черты правосубъектности субъектов Российской Федерации, специальная правосубъектность их различна.

В третьих, все субъекты РФ реализуют свои гражданские права и исполняют обязанности через органы государственной власти.

В гражданских правоотношениях на равных могут участвовать все четыре существующих разновидности муниципальных образований: поселения (городские и сельские), муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения.

В собственности муниципальных образований могут находиться: имущество, предназначенное для электро — и газоснабжения их территории; автомобильные догори местного значения; пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения; имущество предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального образования; имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего и основного образования, имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и т.д.

Гражданская правосубъектность муниципальных образований закреплена в ГК РФ и конкретизирована в уставах муниципальных образований. Интересы муниципального образования представляет юридическое лицо в форме муниципального казенного учреждения — орган местного самоуправления.

Контрольные вопросы

  • 1. Публично-правовое образование как субъект гражданского права. Виды публично-правовых образований
  • 2. Гражданская правосубъектность государства, субъекта федерации, муниципального образования. Понятие казны
  • 3. Участие публично-правового образования в вещных правоотношениях
  • 4. Участие публично-правового образования в корпоративных правоотношениях
  • 5. Участие публично-правового образования в обязательственных правоотношениях
  • 6. Участие публично-правового образования в неимущественных правоотношениях

Контрольные задания

  • 1. Решите задачи:
  • 1. В 2006 г. арендованное имущество государственного предприятия «Бытовая химия» приватизировали путем преобразования созданного на его базе арендного предприятия в открытое акционерное общество. Планом приватизации было определено, что 82% акций распределяются между учредителями, входящими в число членов организации арендаторов, а 18% акций предприятия закрепляются в городской собственности сроком на 90 дней, в течение которых они должны быть проданы по закрытой подписке акционерам предприятия.

По прошествии 90-дневного срока акционеры, приобретшие право купить акции по закрытой подписке, обратились в городской Фонд имущества с требованием о заключении договоров купли-продажи. В фонде им ответили, что продать акции не могут, ибо они находятся в собственности Комитета по управлению городским имуществом. Этот комитет также отказался продавать акции, ссылаясь на то, что сделать это имеет право только Фонд имущества.

Акционеры, рассчитывавшие на приобретение акций по итогам закрытой подписки и не получившие их, оказались на своем очередном общем собрании без предполагавшегося количества голосов, из-за чего им не удалось обеспечить принятие интересующих их решений (в частности, о реорганизации общества).

Дайте юридическую оценку фактам, названным в задаче.

Как следовало поступить акционерам?

Какое решение должен вынести суд?

  • 2. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Рандеву» получило от местной администрации в порядке расчетов за произведенные поставки и выполненные подрядные работы для нужд самой местной администрации и нужд управляемого ею муниципального образования следующие простые векселя, выданные:
    • (1) самой местной администрацией в количестве 3 штук и ею же, но от имени муниципального образования в количестве 6 штук Ю октября 1997 г.;
    • (2) Администрацией Президента Российской Федерации в количестве 2 штук 4 августа 1997 г.;
    • (3) областной администрацией от имени области в количестве 10 штук 16 марта 1997 г. и в количестве 34 штук 20 марта 1997 г.

Дайте юридическую оценку фактам, указанным в задаче.

Основная литература

  • 1. Гражданское право России. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин; под общ. ред. А.Я.Рыженкова. — 3-е изд., перераб. и доп.- М. : Издательство Юрайт, 2015.- 388 с.- Серия : Бакалавр. Академический курс.
  • 2. Гражданское право. Т.1: Учебник/ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2009.
  • 3. Гражданское право. Т. 2. Общая часть. Лица,, блага, факты : учебник для бакалавров / В.А. Белов.- М.: Издательство Юрайт. 2012.- 1093с.- Серия Бакалавр. Углубленный курс.
  • 4. Алексеев С.С., Гонгало Б.М., Мурзин Д.В. и др. Гражданское право: учебник (под общ. ред. чл.-корр. РАН С.С. Алексеева). — 3-е изд., перераб. и доп. — «Проспект», 2011.

Дополнительные литература и источники

  • 1. Афанасьев И. Н. По вопросу определения публично-правового образования, которое должно отвечать по искам о взыскании убытков в виде недополученных доходов от льготной категории граждан /И.Н. Афанасьев // Правосудие в Поволжье. — 2008. — № 2.
  • 2. Инжиева Б.Б. Современный гражданский оборот и государство как его участник / Б.Б. Инжиева // «Черные дыры» в российском законодательстве. — 2013,-№ 1.
  • 3. Модин И.А. Государство как субъект, осуществляющий участие местных образований в гражданско-правовых отношениях в современном российском праве /Н.А. Модин //Государственная власть и местное самоуправление. — 2012.- № 11.

Нормативно-правовые акты

  • 1. Конституция РФ
  • 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.: [с послед, изм. идоп.]

Периодические издания

  • 1. Собрание законодательства РФ.
  • 2. Российская газета.
  • 3. Журнал «Ведомости уголовно-исполнительной системы».
  • 4. Журналы ИГ «Юрист».
  • 5. Журнал «Гражданское право»

РФ, субъекты РФ, муниципальные образования — субъекты гражданского права

Понятие и правовой статус публично-правовых образований, регулируемых гражданским законодательством.

Привычная сфера деятельности властей в публичных отношениях уводит их на задний план как участников гражданского оборота. Однако для осуществления их функций требуется соответствующее материальное обеспечение и собственность.

По этой причине, они выступают в качестве участников гражданских правоотношений.

То, что такой статус не предполагает применение мер принуждения к контрагентам становится неожиданностью даже для должностных лиц.

В качестве примера можно привести многочисленные нарушения со стороны муниципальных образований по вопросам аренды земельных участков. Местные власти в одностороннем порядке повышали размер платежей и требовали подписания соответствующего соглашения, вразрез с тем, что предусматривали обязательства. Отказавшиеся предприниматели регулярно вызывались на заседания комитетов по работе с должниками (хотя оснований для их образования не было).

Правовое положение публичных образований в гражданской сфере определено ст. 124 ГК.

Понятие и правовой статус публично-правовых образований, регулируемых гражданским законодательством

Понятие публичного образования в законодательстве напрямую не предусматривается. Его можно найти при помощи науки конституционного права, а также в позициях высших судебных инстанций.

Последние подразумевают под этим термином любые властные органы, осуществляющие публичные функции.

Однако наука конституционного права ограничивает их 3-мя видами:

  • общегосударственный субъект – Российская федерация;
  • региональные – субъекты РФ;
  • муниципальные образования.

Виды и перечень субъектов РФ предусмотрены в Конституции (ст. 65) и включают 85 регионов.

Что касается муниципалитетов, то их положение урегулировано базовыми нормами Конституции РФ, а также законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Указанный норматив предусматривает такие виды муниципальных образований как городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, а также внутригородскую территорию города федерального значения.

Порядок появления и реализации правоспособности

Гражданская правоспособность таких образований появляется с момента их создания. Что касается РФ, то в современном виде она была создана в 1993 г., после принятия Основного закона. Субъекты Федерации создаются на основании конституционного законодательства, а также уставов или конституций регионов. В качестве основы деятельности муниципалитетов вступают уставы.

Особенности участия в гражданских правоотношениях

  • Эти субъекты обладают специальной правоспособностью. Их статус запрещает заниматься предпринимательством.
  • Им принадлежат полномочия по установлению общих правил гражданского оборота.
  • Они осуществляют правоспособность не через единый центр, а распределенным образом. При этом, им принадлежит право самостоятельного определения ее границ.
  • Они участвуют в гражданских правоотношениях опосредованным способом. Это делается через определенные органы или через наделенных полномочиями лиц.

Несмотря на то, что статус этих структур предполагает столь широкие властные полномочия, связанные с возможностями изменения действующих правил, они отказываются нарушать принципы равенства участников гражданского оборота. Это связано с необходимостью создавать благоприятный режим на всех рынках и стимулировать частную инициативу.

Способы реализации правоспособности

Ст. 125 ГК предусматривает 2 способа реализации правоспособности. Первый подразумевает действия отдельных Федеральных, региональных или местных органов, согласно имеющейся у них компетенции. Она содержится как в законодательных актах, так и в положениях о них. Такие органы обладают правами юрлица.

Другим способом служит действия таких органов, а также граждан или организаций на основании законов, указов Президента, постановлений Правительства, местных региональных актов, осуществляемые по специальному поручению.

Примером такового может выступать голосование в совете директоров акционерного общества, участником которого является публичное образование.

Особенности участия государственных и муниципальных субъектов в отдельных сферах гражданского оборота

Объем специальной правоспособности таких лиц зависит от того, какие виды правоотношений он затрагивает.

Вещные права

В этой сфере государству и муниципалитетам могут принадлежать права собственности на любое имущество, необходимое для выполнение их функций.

Законодательство предусматривает ряд особых условий:

  • В качестве оснований для возникновения вещных прав выступают исключительные процедуры. В них входит взимание налогов, проведение конфискации, реквизиции и национализация, а также принудительный выкуп земли и бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей. При их реализации указанные объекты переходят в собственность государства.
  • В качестве исключительного основания прекращения вещных прав выступает приватизация имущества. В результате нее, объекты переходят в частную собственность.
  • В собственности государства находится особое имущество. Наиболее характерным примером являются изъятые из оборота вещи. В частности, боевое оружие, недоступное для легального приобретения частными лицами.
  • Создание организаций, на имущество которых распространяется право собственности учредителя. Примерами служат МУПы и ГУПы, а также казенные предприятия.
  • Особые основания приобретения вещей в порядке наследования. Собственность государства возникает, если у умершего гражданина отсутствуют наследники, либо если имеющиеся не заявили свои притязания на имущество по закону или на основании завещания в течение полугода после смерти наследодателя. Также любой гражданин вправе определить переход своей собственности в пользу государства или муниципалитета в завещании.

Обязательственное право

Наряду с вещными правами, такие субъекты могут выступать в качестве стороны обязательства.

К числу наиболее распространенных соглашений относятся договоры поставки и подряда для государственных или муниципальных нужд. Обязательства возникают на основании контрактов. Полномочия по их одобрению передаются специально создаваемой конкурсной комиссии. А сама процедура выбора контрагента предполагает сравнение заявок различных компаний по ряду критериев.

Ст. 817 ГК предусматривает регулирование обязательства, вытекающие из договора муниципального и государственного займа. Он предусматривает выпуск последними ценных бумаг, подтверждающих право предъявителя на получение долга.

Другим примером обязательства служит бюджетный кредит, заемщиком по которому могут быть как публичные субъекты, так и юрлица.

Договор муниципальной или государственной гарантии выступает в качестве обеспечения кредитных и иных обязательств заемщика. Примером служат стройки олимпийских объектов в Сочи. Строительные компании получали такие гарантии в качестве обеспечения по банковским кредитам.

Отношения, связанные с интеллектуальной собственностью

Ст. 1298 ГК устанавливает возможность определенных условий в контракте по созданию произведения искусства или культуры для нужд государства или муниципалитета. Исключительное право может принадлежать как единолично заказчику, так и последнему наряду с исполнителем. В случаях, когда оно остается за автором, заказчик получает простую лицензию на использование произведения бесплатно.

В отношении технологий (ноу-хау) исключительные права могут также принадлежать заказчику, однако такое условие должно содержаться в контракте. Такие условия обязательно включаются в текст, если результат относится к изъятым из оборота объектам, если доведение до применения финансируется РФ, если результаты связаны с оборонной сферой и безопасностью.

Корпоративные отношения

Наиболее часто участие государства и муниципалитетов проявляется в случаях приватизации, а также в процессе создания юрлиц и их управления.

Такие субъекты могут участвовать как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях.

Участвуя в капитале коммерческих организаций, РФ действует, в основном, через Росимущество. Но существуют и другие подобные органы. К примеру, управление акциями Сбербанка, находящихся в собственности государства осуществляет Центральный банк РФ. Голосование в советах директоров предприятий, доля в которых принадлежит государству или муниципалитету осуществляется назначенными в эти органы лицами.

Также законодательство предусматривает такой вид организаций как государственные корпорации. Порядок создания и деятельности каждой из них должен регулироваться отдельным федеральным законом.

Оцените статью
Добавить комментарий