Что такое аквапланирование автомобиля

Аквапланирование – эффект, о котором многие слышали, а некоторые даже ощущали, но который, тем не менее, зачастую остается без внимания. Его потенциальная опасность при этом обычно не только недооценивается, но еще и усугубляется – несоблюдением скоростного режима, несвоевременной заменой шин, неподходящими действиями в опасной ситуации… Выясняем, что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как его избежать.
Содержание
  1. Что такое аквапланирование автомобиля
  2. Что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как с ним бороться
  3. Раз – и ты совершенно беспомощен. В чем коварство аквапланирования и как его избежать
  4. Что произошло
  5. Как и почему происходит аквапланирование
  6. Что можно сделать по факту (спойлер: почти ничего)
  7. Лучше до этого не доводить
  8. Наш вердикт
  9. Превратности аквапланирования
  10. Осторожно: влажная дорога
  11. Удачного аквапланирования!
  12. Вековая борьба со всплыванием
  13. Величайшие достижения «шиностроения»
  14. Аквапланирование шин: что это и как с ним бороться?
  15. Факторы, влияющие на аквапланирование
  16. Как проявляется аквапланирование?
  17. Чем опасно аквапланирование?
  18. Как избежать аквапланирования?
  19. Что делать, если аквапланирование началось?
  20. Как управлять автомобилем при аквапланировании?
  21. Что такое аквапланирование?
  22. Симптомы
  23. Причины возникновения
  24. Что делать при возникновении аквапланирования?
  25. Как избежать аквапланирования?
  26. Заключение

Что такое аквапланирование автомобиля

Что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как с ним бороться

Аквапланирование – эффект, о котором многие слышали, а некоторые даже ощущали, но который, тем не менее, зачастую остается без внимания. Его потенциальная опасность при этом обычно не только недооценивается, но еще и усугубляется – несоблюдением скоростного режима, несвоевременной заменой шин, неподходящими действиями в опасной ситуации… Выясняем, что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как его избежать.

Аквапланирование – это потеря сцепления шины с поверхностью дорожного полотна из-за слоя воды на его поверхности. Как следует из самого слова, это буквально эффект «планирования по поверхности воды» – его еще называют «водяной клин». Как правило, он возникает, когда автомобиль на слишком большой для текущих условий скорости въезжает в лужу или другое скопление воды. Главная опасность при этом – полная потеря сцепления с дорогой: здесь оно даже ниже, чем на льду, поскольку никакого трения в пятне контакта нет вовсе.

Избыточная скорость при этом является одной из главных причин, но может быть разной в зависимости от конкретных условий, поэтому нельзя сказать, что какая-то минимальная (из дорожных) скорость является универсальным способом гарантированно избежать аквапланирования. Однако помимо скорости есть и ряд других факторов и причин, провоцирующих этот эффект.

Как уже было сказано выше, первым и главным фактором является избыточная скорость. Шина обычного автомобиля имеет водоотводящие канавки, рассчитанные на отведение определенного количества воды из пятна контакта. Когда же автомобиль на большой скорости въезжает в лужу или просто на очень мокрую дорогу, шина может просто физически не справиться с отведением такого количества воды. В результате в пятне контакта возникнет водяная пленка между шиной и дорогой, и сцепление с дорогой пропадет.

Толщина водяной пленки – это второй логичный фактор. Если глубина пресловутой лужи велика, то уже никакая шина не сможет отвести всю эту воду из пятна контакта. То есть, при определенной скорости и толщине водяной пленки возникновение аквапланирования попросту неизбежно, и единственный способ на это повлиять – заранее снизить скорость.

Остаточная глубина протектора шины – третий из главнейших факторов, влияющих на потенциальный риск возникновения аквапланирования. Чем меньше глубина ламелей и канавок, отводящих воду, тем меньше этой самой воды они могут отвести. Изношенная шина, соответственно, куда менее эффективна в борьбе за сцепление с мокрой дорогой, чем новая – это нужно учитывать, выбирая скорость. Кроме того, некоторые активные водители в погоне за максимальным сцеплением на сухой дороге устанавливают на свои автомобили специализированную спортивную резину – так называемые полуслики или даже слики, но не всегда учитывают, что меньшее число водоотводящих каналов означает меньшую пригодность к движению по мокрой поверхности. Поэтому нужно осознанно подходить как к выбору резины, так и к ее своевременной замене.

Еще несколько факторов, от которых зависит возможность проявления этого опасного эффекта – это давление в шине, техническое состояние подвески автомобиля, его масса и состояние дорожного полотна. С дорогой все просто: чем ровнее и лучше дорога, и чем меньше на ней бугорков, неровностей и выпуклостей, тем ровнее по ней распределяется вода – и тем выше риск аквапланирования. Кроме того, большую опасность представляют асфальтовые колеи, заполненные дождевой водой: если двигаться «по накатанной траектории», можно внезапно потерять управление.

Давление в шине тоже влияет на минимальную скорость возникновения аквапланирования вполне очевидно: если давление в шине недостаточное, то встретившись с водяной преградой, шина не будет эффективно «взрезать» ее, а просто «промнется», оставив воду в пятне контакта. Поэтому приспущенные шины повышают риск аквапланирования и снижают начальную скорость его возникновения. Аналогичная ситуация и с подвеской автомобиля: неисправные амортизаторы, не имеющие достаточной упругости и жесткости, дополнительно усугубляют неспособность автомобиля «прижиматься» к дорожному полотну – а значит, повышают потенциальную опасность. Ну а с массой автомобиля все еще проще: легкий автомобиль имеет больше шансов «всплыть» на меньшей скорости, чем тяжелый.

Первый и самый очевидный способ избежать этого опасного эффекта – выбирать правильную скорость движения. Опасность аквапланирования в том, что его начало нельзя предсказать — если только вы не летите на скорости далеко за 100 в огромную лужу: тут уж все ясно. В остальном же выбор оптимальной скорости, учитывающей количество воды на дороге, однородность дорожного полотна, тип и состояние шин, массу автомобиля и все прочие факторы – главный залог безопасности.

Кроме скорости, нужно помнить и о траектории: шины максимально эффективно отводят воду при равномерном движении по прямой, и в повороте могут быть чуть менее эффективными. Поэтому повороты следует проходить медленнее, чем обычно – мало того, что мокрая дорога скользкая, так еще и внезапная лужа на дуге может резко изменить текущий расклад.

Если же вы уже чувствуете, что автомобиль внезапно «поплыл», то главное – не крутить рулем и не бить по тормозам. Водяная пленка под колесом – это не обледенелая дорога и не укатанный снег, и привычные методы борьбы с заносом тут не сработают. Если вы повернете руль в момент «всплытия», то как только шина вновь коснется дороги, она спровоцирует резкий рывок в сторону – и последующий занос. Ровно то же самое касается и заблокированных педалью тормоза колес.

Исходя из вышеописанных условий, оптимальным сценарием действий при аквапланировании является торможение двигателем без изменения положения руля. Если автомобиль «поплыл», нужно отпустить газ и не совершать резких движений, ожидая, когда естественные силы вернут вам сцепление и контроль над машиной.

Еще один нюанс: зачастую аквапланирование возникает не на всех колесах сразу, а лишь на одном-двух: например, если автомобиль въезжает в лужу одной стороной. В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие: ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой. Поэтому общий сценарий действий тот же: не въезжайте на мокрые участки на слишком большой скорости и не пытайтесь резко рулить или тормозить, когда одна из сторон автомобиля находится «на воде».

Раз – и ты совершенно беспомощен. В чем коварство аквапланирования и как его избежать

Фото автора, Nokian

Фото автора, Nokian

Аквапланирование – явление нечастое, но крайне опасное, поскольку ведет к потере контроля над автомобилем. Последний трагический случай имел место несколько дней назад. Каковы причины и как можно снизить риск подобных происшествий? Будем разбираться!

Что произошло

Поводом для возвращения к старой теме стало ДТП, которое произошло в начале этой недели на трассе Минск – Витебск с участием легкового автомобиля и маршрутного такси.

«Предварительно установлено, что в результате попадания колес автомобиля в образовавшийся на проезжей части поток воды произошел неуправляемый занос, в процессе которого автомобиль столкнулся с маршрутным такси», – сообщил Следственный комитет.

Это происшествие обратило на себя внимание, потому что в результате погиб человек. Но за пределами информационного поля остается много других аварий, которые имели куда менее печальные последствия. Причиной их возникновения также становилось аквапланирование. Давайте разберемся, из-за чего оно происходит и можно ли его избежать.

Читайте также  Что такое ударная отвертка

Как и почему происходит аквапланирование

Протектор шины имеет специальный рисунок, рассчитанный на то, чтобы выдавливать воду при проезде залитой водой дороги. Количество, форма, ширина и глубина канавок – все это работает на то, чтобы «прогонять» воду и сохранять сцепление с твердым покрытием. Если же по какой-то причине этого недостаточно, колесо поднимается над дорогой и начинает скользить по толще воды – это и есть аквапланирование.

На фото ниже на примере зимней покрышки Continental WinterContact TS870 225/45R17 наглядная демонстрация того, сколько литров воды за секунду «прогоняет» протектор шины в зависимости от ее износа на скорости 80 км/ч.

Просто мокрый или немного залитый водой асфальт причиной подобного явления не становится. Обычно речь идет о глубокой луже или же залитой колее. В любом случае объем воды должен быть достаточно большим, чтобы колесо «всплыло» над дорогой. А дальше…

Возможны различные сценарии развития ситуации. Если машина до этого ехала по прямой, есть шанс, что она просто заскользит в том же направлении. Но ее может развернуть (попадание колеса в «глубокую» воду означает его резкое торможение из-за возросшего сопротивления) или бросить вбок. А если это произошло в повороте, то сорвать с движения по дуге. В любом случае контроль над автомобилем теряется.

Что можно сделать по факту (спойлер: почти ничего)

На самом деле большинство людей при возникновении аквапланирования практически бессильны. Даже подготовленный водитель очень ограничен в своих действиях и способен сделать не очень много или вообще ничего. Причем последнее в некоторых случаях будет даже лучшим решением!

Давайте по порядку. Прежде всего, «срыв» происходит очень быстро и резко, и какое-то время автомобиль выходит из-под контроля водителя. Но это лишь часть проблемы. Попытка «словить» машину рулем или притормозить нередко лишь провоцирует проблему: когда колеса снова «цепляются» за дорогу, важно, чтобы они катились с первоначальной скоростью и в том же направлении, как до срыва. Если же они вывернуты или замедлены тормозами, это может привести к резкому заносу.

Именно поэтому решение ничего не делать (до возвращения сцепления с дорожным покрытием) может быть не таким уж плохим. Все действия (рулем или «газом») будут полезны, если будут выполнены точно и своевременно, в противном случае вреда будет больше, чем пользы. Попытки корректировать занос рулением можно предпринимать только когда вернется сцепление с дорогой. Вопрос в том, будет ли это еще возможно.

В любом случае для благополучного исхода помимо правильных в данной ситуации действий и хладнокровия нужна еще как минимум удача. На самом деле аквапланирование – одна из опаснейших ситуаций на дороге, в которой может быть бессилен даже хорошо подготовленный водитель. А посему…

Лучше до этого не доводить

Да, это как раз тот случай, когда шансы на успешное решение проблемы по факту ее возникновения невелики, поэтому крайне желательно если не исключить, то минимизировать вероятность ее возникновения. А вот такие возможности у водителя есть.

На вероятность возникновения аквапланирования влияют различные факторы. Прежде всего это уровень воды, а также рисунок протектора и его глубина. Но также нагрузка на колесо и скорость движения. На многие из этих составляющих водитель может в той или иной степени влиять.

Глубина лужи от нас не зависит, но мы выбираем, как ее проезжать. Если дорога залита водой, есть вероятность, что ее слишком много (один из тревожных симптомов – впереди идущий автомобиль не оставляет следов, поднимает высокие брызги), что уже повод рассматривать ситуацию как потенциально опасную. Дополнительный риск несут лужи, а также залитая водой продольная колея. Здесь решением может быть пропускать такие места между колес.

Надо понимать, что риск возникновения аквапланирования в большей степени зависит от глубины протектора. Чем больше он изношен, тем меньше воды способна вытеснить шина, тем выше риск «всплытия». Поэтому на старых покрышках нужна еще большая перестраховка.

И, наконец, скорость. Чем больше воды и чем меньше остаток протектора, тем меньше надо, чтобы колеса «всплыли» над дорогой. Но даже если покрышки новые, а лужи с виду не страшные, это не повод ехать аки посуху. В любом случае сильный дождь, вероятность затопления дороги и те же лужи – это повод снизить скорость. Риск аквапланирования возрастает на скоростях свыше 60 км/ч, но в отдельных случаях (большой слой воды, изношенные шины) это явление возможно и на 40-50 км/ч.

Что делать, если удалось оценить ситуацию лишь непосредственно перед въездом в воду? Если позволяют время и место, максимально гасим скорость до того момента, далее проезжаем водное препятствие уже без торможения, средним «газом» и по прямой. Если лужа в повороте, строим траекторию так, чтобы все равно проезжать ее по прямой.

В определенном смысле аквапланирование сродни прыжку с трамплина: сделать что-то в полете вы уже не можете – скорее, ухудшите ситуацию, исправлять ее надо было до (снижать скорость, чтобы не прыгать, или правильно заходить на трамплин). Или пытаться сделать что-то при приземлении.

Наш вердикт

Аквапланирование опасно тем, что водитель полностью теряет контроль над автомобилем, при этом ситуация развивается очень быстро и непредсказуемо. По счастью, оценить и снизить риск этого явления достаточно просто. Для этого нужно оценивать дорожную обстановку (учитывать погодные условия, состояние дороги, степень износа шин), правильно выбирать скорость и траекторию при проезде потенциально опасных мест.

Превратности аквапланирования

Статья из журнала «Авто Бизнес Маркет» — 01.07.2005г.
Автор: Александр Шумилов

Езда на машине – постоянное вступление в противоречие с физикой, прежде всего, при ускорении и торможении. При этом проявляются главные функции шин: контакт с дорогой, амортизация, гашение вибрации, ускорение и торможение. На влажной дороге необходимость сцепления с поверхностью встает особенно остро. Что такое аквапланирование и от чего зависит устойчивость вашего автомобиля? Ответы на эти вопросы вы найдете ниже.

Для того чтобы задействовать необходимые поперечные и продольные силы, возникающие при контакте с дорогой, любая шина нуждается в надежном сцеплении. При повороте в условиях недостаточного трения и высоких центробежных сил автомобиль легко может вылететь на обочину. Возникающие между шиной и дорогой силы трения выступают основным элементом безопасности при езде. Поэтому чем выше индекс трения m (my), обозначаемый также как величина силового замыкания, тем надежнее проходит поездка. Риск аварии на мокрой дороге возрастает как минимум на 30%.

Разумеется, разработчики ходовой части шасси и шин стремятся увеличить уровень их эффективности и тем самым обеспечить стабильность при езде также и в неблагоприятных условиях. В ответственный момент решающим оказывается качество самой шинной конструкции и резины, из которой она изготовлена. Физические границы величины трения постоянно изменяются и зависят от температуры, качества резины, скорости и дорожных условий.

Осторожно: влажная дорога

Необходимо помнить, что жизненно важная величина трения быстро и неуклонно падает на влажной трассе. И это происходит тем скорее, чем больше водная пленка на поверхности дороги. Особенно катастрофично происходит уменьшение величины трения и уход «в штопор» машин, имеющих шины с низкой глубиной профиля. Это часто случается с отъездившими свой срок или бывшими в употреблении шинами. Величина m, ничтожно малая в начале торможения, стремительно возрастает с увеличением скорости – как раз в этот момент роль шин особенно важна. При этом скорость падает быстро и отчетливо только незадолго до остановки автомобиля.

Насколько различаются тормозные характеристики на сухой и влажной дороге, наглядно продемонстрировали специалисты известного концерна Dunlop. В результате прямого сравнения тормозной путь Audi А4 при скорости 50 км/ч на сухой дороге составил 11.7 м, на мокром же асфальте – 14.2 (разница составила 2.5 м). При скорости 60 км/ч разница в тормозном пути на сухой и мокрой дороге составила уже 3.1 м. А при конечной скорости 100 км/ч разница тормозного пути подскочила до отметки 8.7 м.

Читайте также  Какой автошампунь для бесконтактной мойки лучше

Удачного аквапланирования!

Мокрые дороги вдвойне опасны в условиях аквапланирования. Его суть состоит в образовании водяного клина между колесами и поверхностью дороги: вода не успевает уходить из-под протектора, под ним образуется пленка, по которой автомобиль и начинает скользить, как по льду. Шина как бы всплывает на поверхность этой пленки. Как следует из многочисленных исследований, уже после 70 км/ч в начале всплывания (оно зависит от качества шины, глубины протектора, высоты воды, нагрузки) шина испытывает снижение величины трения, достигающее критической отметки. Сцепление с дорогой в этот момент практически отсутствует. Всплывая, шина уже не в состоянии нормально переносить поперечные и продольные силы. Так как критическая скорость всплывания зависит от многих факторов, ее практически невозможно подсчитать, и она тем опасней, чем выше скорость автомобиля.

Лимит сцепления Тормозной путь при 100 км/ч
Сухая дорога 100% 40-50 м
Мокрая дорога 70% 50-80 м
Снег 20% почти 200 м

Как видно из таблицы, чем более скользкая дорога, тем больше тормозной путь и меньше сцепление.

Если лимит сцепления задействован лишь в одном направлении, то для переноса сил на другое уже не остается необходимого потенциала. Это важно помнить в условиях скользкой дороги, когда лимит сцепления и так ограничен. К примеру, полностью буксующее и при этом заблокированное колесо имеет 100% пробуксовку (машина движется, а колесо остается статичным), и полностью задействуется лимит сцепления в продольном направлении. Поскольку перенос боковой силы больше невозможен, автомобиль становится все более неуправляемым и может уйти в сторону. При использовании антиблокировочной системы (АБС) пробуксовка составит от 5 до 25% и, несмотря на полное торможение, произойдет перенос боковых сил, необходимых для поворота колеса. За 100% пробуксовки принимается заблокированное стоящее колесо или полностью прокручивающееся.

Вековая борьба со всплыванием

К важнейшим требованиям, предъявляемым к современной шине, относится наличие хороших антиаквапланировочных свойств. Перед допуском новой шины к эксплуатации автопроизводителями обязательно проводятся соответствующие ездовые тесты на продольную и поперечную аквапланировку (при езде по прямой и на поворотах). Хорошие результаты таких тестов становятся предпосылкой для допуска шины к первичному оснащению новых автомобилей.

Инженеры-конструкторы с давних пор пытались если не устранить, то хотя бы смягчить проблему аквапланирования. Специалисты концерна Dunlop, например, занимаются этим вопросом с 1960 г., и только с началом эксплуатации широких шин эффект всплывания в дождевую погоду значительно пошел на убыль.

При езде на неприспособленной резине наступает опасное состояние, сравнимое с «танцем яиц на сковородке», когда на высокой скорости перед колесом образуется водяной клин, просачивающийся под его поверхностью и заставляющий его всплывать. На высокой скорости это происходит тем быстрее, чем выше уровень воды. На очень высокой скорости всплывание происходит и при низком уровне слоя воды. Также наступление аквапланирования зависит от следующих факторов: нагрузка на колесо, высота уровня воды, конструкция шины (контур, внутреннее строение), распределение нагрузки на протектор, давление воздуха, ширина шины, глубина профиля и его строение.

После появления перспективных широких шин для легковых автомобилей их разработчики предприняли дополнительные меры с тем, чтобы еще больше снизить риск аквапланирования. Важным элементом при решении этой задачи выступает профиль протектора со сравнительно высоким у дождевых шин процентом негативного профиля (дренажные канавки и каналы). Именно с его помощью с поверхности протектора вбирается и быстро выводится достаточно большое количество воды. Очень эффективны также стрелообразные, направленные профили с уходящими к боковине каналами, которые, ускоряя отток воды, создают гидродинамический эффект. Но этот профиль не может быть слишком большим, так как блоки протекторного профиля становятся при этом более подвижными, что негативно сказывается на таких свойствах, как точность руления, боковой увод и износ шины. И в этом случае при конструировании шин важно выдержать необходимые пропорции между сокращением риска аквапланирования и ухудшением остальных функций колеса.

Величайшие достижения «шиностроения»

Главной проблемой летних дождевых шин, обладающих боковыми дренажными каналами, остается тем не менее недостаточно эффективный отвод воды из центральной части протектора. Что же может быть в этом случае логичней широкого и глубокого желобка, опоясывающего средину протектора? Идея эта не нова, и первые патенты на нее были выданы еще в 70-е годы. Но ее практическое воплощение состоялось только в средине 90-х.

Первым объявил о создании подобной конструкции – широкой и высокоскоростной шины AquaContact – немецкий концерн Conti. В 1991 г. Goodyear представил в Америке новую шину Aquatred, появившуюся двумя годами позже в Европе со скоростным индексом Т (190 км/ч), но с небольшим диапазоном размеров. В том же году Michelin презентовал свой прототип Catamaran в сверхскоростной версии (235/45 ZR17), а итальянский Pirelli уже в 1997 г. представил свою версию – Pirelli P 5000 Drago (со скоростными индексами H и V 210-240 км/ч от 45 до 65 серии). Всем этим конструкторским решениям была свойственна широкая кольцеобразная канавка посреди протектора и направленный рисунок. Боковые дренажные каналы были несколько короче: чтобы центральный обеспечивал наиболее интенсивный отток воды в продольном направлении. Pirelli Drago до сих пор находит спрос у автолюбителей, а Catamaran от Michelin так и не был запущен в серийное производство. По-прежнему доказывает свой высокий класс при езде по мокрым дорогам и «пионер» дождевых шин Uniroyal (новые антиаквапланировочные шины Uniroyal RainSport 1, Uniroyal Rallye 580/680).

И все же главной проблемой подобных шинных конструкций остается их зависимость от вполне определенных погодных условий. Такие колеса плохо подходят для езды по сухой дороге.

Эта проблема решена у спортивных шин за счет жесткого центрального профильного ребра, которое сознательно опущено конструкторами антиаквапланировочных шин. Экспериментально и на практике доказано, что конструкторский приоритет одного из шинных свойств практически сводит на нет остальные важные функции шины.

Тем не менее опыт крупнейших шинопроизводителей свидетельствует о возможности достижения разумного компромисса в различных областях применения и категориях шин. Так современные высокоскоростные и широкопрофильные шины Dunlop SP Sport 9000, Goodyear Eagle F1, Pirelli PZero или Michelin Pilot Sport, несмотря на экстремальные габариты, обладают удивительно действенной аквапланировочной защитой.

И все же абсолютной защитой от аквапланирования не обладает ни одна, даже самая совершенная шина. Водителю следует всегда помнить об этом. На аквапланирование влияет также регулировка давления в шинах. Недостаточное давление изменяет контур покрышки и сокращает распределение давления на средину протектора, шина при этом всплывает раньше времени. Сюда же следует отнести и глубину профиля: с недостаточным остатком профиля (тем более при «лысой» резине) опасность аквапланирования возрастает многократно. Законодательно предусмотренная в странах Евросоюза глубина профиля в 1,6 мм, по мнению специалистов, все же недостаточна для широких низкопрофильных шин и должна находиться на границе около 3 мм. Не последнюю роль играет и выбранная водителем скорость: в дождь и при стоячей воде на дороге, естественно, нужна особая осторожность. Хлюпающие шумы снизу и повышенная легкость при управлении машиной – эти сигналы неизменно свидетельствуют об опасности аквапланир

Шиномонтаж со скидкой до 100%.

Внимание! Заказ и доставка более 2-3 комплектов колес новому клиенту без предварительной оплаты невозможны.

Аквапланирование шин: что это и как с ним бороться?

Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины. То есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося автомобиля от дороги. С точки зрения физики, объяснение следующее: когда колесо попадает на залитую водой поверхность, в зоне контакта увеличивается давление воды, когда же его величина становится больше, чем давление шины на опорную поверхность, шина всплывает.

Электронная энциклопедии «За рулем» наглядно иллюстрирует процесс. Взгляните на рисунок. На сухой дороге (а) пятно контакта шины с покрытием составляет величину 1. На мокрой дороге этот участок уменьшается из-за появления водяного клина (участок 2, рис. б). По мере увеличения скорости движения и количества воды шина все больше всплывает над дорогой подобно мчащемуся катеру, поскольку возрастает подъемная сила клина и ей приходится выдавливать больше воды из зоны контакта за меньший промежуток времени. Наконец, когда скорость достигнет определенной величины, называемой критической, и между шиной и покрытием останется слой воды (рис. в), автомобиль, потеряв контакт с дорогой, станет неуправляемым. Опасность очевидна, поэтому аквапланирования следует избегать.

Читайте также  Антипробуксовочная система что это

Факторы, влияющие на аквапланирование

Большое влияние на аквапланирование оказывают рисунок и степень износа протектора. Чем прямее, шире, глубже и чаще расположены канавки на покрышке, тем быстрее и больше удаляется воды из зоны контакта шины с дорогой, а стало быть лучше их сцепление. У гладкой шины (типа слик), например, коэффициент подъемной силы на водяном клине в два раза выше, чем у шины с рисунком. Вот почему «Правилами эксплуатации шин» запрещается применять покрышки, глубина канавок которых меньше 1,6 мм.

Аналогичная зависимость проявляется и в отношении дорожного покрытия. Чем крупнее зернистость асфальта, тем быстрее и больше воды выдавливается из зоны контакта. Самым опасным с точки зрения склонности к аквапланированию оказываются гладкие дорожные покрытия. Особенно в поворотах.

Толщина водяной пленки — еще один фактор, влияющий на возникновение аквапланирования. Чем глубже лужа — тем больше в ней воды, тем труднее вывести ее всю из пятна контакта.

Фактор, на который в первую очередь может повлиять водитель, — скорость движения автомобиля. Чем выше скорость, тем больше вероятность того, что колеса вашей машины превратятся в водные лыжи.

Один известный производитель шин провел испытания, по результатам которого составил таблицу зависимости величины пятна контакта шины от износа протектора и скорости движения.

Техническое состояние подвески на склонность автомобиля к аквапланированию, вопреки заблуждениям, не влияет. Другое дело — при повышенных люфтах в рулевом управлении или шаровых опорах, при неотрегулированном развале/схождении и неработающих амортизаторах труднее контролировать автомобиль — он будет хуже реагировать на действия водителя. При этом вывести автомобиль из заноса, вызванного аквапланированием, будет сложнее. Однако сама физика потери контакта между колесом и дорогой от состояния подвески не зависит. Куда важнее вес автомобиля. Более тяжелому автомобилю проще вытеснить воду из пятна контакта. В том числе поэтому грузовикам позволено ездить на шинах с меньшей, чем у легковых автомобилей, глубиной протектора — 1 мм.

Пониженное давление в шинах — еще одна причина для возникновения аквапланирования. Исследования, проведенные одним из мировых лидеров в производстве шин, показали, что снижение давления в шине легкового автомобиля до 1,7 бара вместо положенных 2,4 бара приводит к тому, что на скорости 100 км/ч шина лишается пятна контакта и полностью всплывает.

Как проявляется аквапланирование?

Если руль во время движения вдруг стал легким, а на его отклонение автомобиль не реагирует, сохраняя прямолинейное движение, значит эффект аквапланирования уже наступил.

Чем опасно аквапланирование?

Водитель теряет контроль над автомобилем, а это может привести к аварии. Как правило, машину начинает заносить в сторону наклона профиля дороги или в ту сторону, где лужа под колесами оказалась глубже. Ну а дальше — сценарий малопрогнозируемый.

Как избежать аквапланирования?

Если во время поездки вас застал ливень, то избежать риска аквапланирования на дороге можно лишь одним способом — значительно снизив скорость. Учтите, что даже с новыми шинами от именитого производителя, при толщине слоя воды на асфальте в десять сантиметров машина может потерять контакт с дорогой даже на скорости до 80 км/ч.

Чтобы свести к минимуму риск аквапланирования, следует соблюдать определенные правила:

  • Не допускать чрезмерный износ шин. ПДД предписывают минимальную высоту протектора в 1,6 мм для летних шин легковых автомобилей и 4 мм — для зимних. Но и до этих показателей лучше не доводить. На многих шинах предусмотрены индикаторы износа.
  • Регулярно проверять давление в шинах и поддерживать его в норме. Рекомендации производителя можно найти в инструкции по эксплуатации.
  • Ехать по мокрой дороге с умеренной скоростью.
  • Избегать быстрой езды по глубоким лужам.

Что делать, если аквапланирование началось?

Не крутите руль в разные стороны на большие углы, это опасно! При внезапном восстановлении сцепления с дорогой вывернутые под большим углом колеса могут спровоцировать резкий увод автомобиля в сторону. Старайтесь сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого маневрируйте.

Не пытайтесь резко затормозить, чтобы не спровоцировать занос или разворот машины.

Как управлять автомобилем при аквапланировании?

Одним из главных условий устойчивого движения автомобиля – надежное сцепление колес с дорожным покрытием.

При сильном дожде между шинами и дорогой может появиться вода, и тогда машина рискует превратиться в неуправляемый катер.

Что делать, чтобы не попасть в такую историю, как правильно реагировать на это превращение, если все уже случилось?

Что такое аквапланирование?

Это явление, при котором сцепление шин с дорожным покрытием полностью утрачено, вследствие образования на дороге тонкого слоя воды.

Преодолевая лужу на высокой скорости, машина съезжает с относительно сухой поверхности прямо в воду.

Непосредственно перед рисонком протектора образуется, так называемый водяной клин, и авто приподнимается над дорогой, как бы планируя. Контакт с дорогой исчезает, и машина становится неуправляемой.

Симптомы

Есть некоторые признаки, по которым человек за рулем понимает, что его машина превращается в плывущий без управления катер.

Так, отчетливо ощущается невесомость автомобиля, а рулевое колесо крутится без малейшего усилия со стороны водителя. Попавшие в такую ситуацию водители сравнивают свои ощущения с зависанием авто над пропастью.

Наблюдая за эффектом аквапланирования с позиции пешехода, можно заметить, как из-под колес машины, въехавшей в лужу на большой скорости, вдруг появляется пенистая водная масса.

Причины возникновения

Аквапланирование возникает вследствие комбинации нескольких факторов: состояния подвески авто и протектора шин, состояния дороги и скорости автомобиля.

Подвеска машины в хорошем техническом состоянии повышает способность авто уверенно прижиматься к дорожному покрытию.

Сильный износ протектора увеличивает долю риска автомобиля оказаться в ситуации аквапланирования.

Специальные канавки на шине эффективно отводят воду от пятна контакта с дорожным покрытием. Чем рисунок на шинах менее выражен, тем опаснее выезжать на таких колесах в дождливую погоду.

Мокрое дорожное покрытие, несомненно, опасно при наличии колеи и выбоин, но и ровная дорога таит в себе опасность: вода распределена по ее поверхности равномерно, покрышкам при аквапланировании просто не за что зацепиться.

При высокой скорости движения авто даже протектор с улучшенным водоотводом не справится с отведением воды из зоны контакта шины и дорожного полотна.

Да и водитель не успеет правильно среагировать.

Что делать при возникновении аквапланирования?

Столкнувшись с ситуацией, когда вы почувствовали, что автомобиль планирует, не паникуйте.

Порой, именно первая реакция определяет дальнейшее развитие событий.

Этот эффект сохраняется всего несколько секунд, и самое главное в эти мгновения – подготовить машину к выходу из заноса.

Медленно отпускайте педаль газа, не нажимайте на тормоз! Не вращайте рулевое колесо, уверенно держите руль прямо: прямой курс не позволит машине уйти в занос.

Как избежать аквапланирования?

Чтобы не попасть в ситуацию, когда «водяной клин» вносит коррективы в движение вашего автомобиля, стоит придерживаться некоторых правил.

Выбирая сезонные шины для своего автомобиля, обратите внимание на их протектор: особенно эффективны против аквапланирования шины с повышенным водоотводом.

Водяной клин особенно страшен машинам, имеющим проблемы с подвеской, пониженное давление в шинах и изношенный протектор.

При движении в дождливую погоду следите за скоростью и обращайте внимание на состояние дорожного покрытия.

Если необходимо переехать места скопления воды на дороге, сбавьте скорость, двигайтесь строго по прямой траектории, крепко держите руль. Избегайте резких поворотов руля при движении по мокрой дороге.

Заключение

Предотвратить аквапланирование гораздо легче, чем бороться с ним.

Забудьте про агрессивный стиль вождения, постарайтесь, по возможности, объехать лужу на дороге, не стоит пытаться пролететь ее, потому что такой «полет» может легко стать неуправляемым.

Оцените статью
Добавить комментарий