Ваз что это обозначает

Все мы знаем, что в Советском Союзе была развитая автомобильная промышленность, выпускавшая множество видов автомобильной техники под разными марками. В настоящее время уже редко где встретишь данную продукцию СССР. В этой статье мы не ограничимся лишь ответом на вопрос о том, как расшифровывается ВАЗ и ГАЗ, но еще и расскажем о них.

Ваз что это обозначает

Как расшифровывается ВАЗ, ГАЗ и другие автомобили СССР. Полный перечень.

Все мы знаем, что в Советском Союзе была развитая автомобильная промышленность, выпускавшая множество видов автомобильной техники под разными марками. В настоящее время уже редко где встретишь данную продукцию СССР. Поэтому современная молодежь не знает, например, чем отличаются и как расшифровываются ВАЗ 21011 и ГАЗ 3102. На самом деле, заводов, выпускающих автомобили под разными марками, было достаточно много. Поэтому в этой статье мы не ограничимся лишь ответом на вопрос о том, как расшифровывается ВАЗ и ГАЗ. Расскажем краткую историю каждого из них.

Как расшифровывается ВАЗ

ВАЗ — это Волжский автомобильный завод. Первые машины стали выпускаться в 1970 году в г. Тольятти. Всю технологию производства, включая оснащение оборудованием, а также обучение персонала руководство Советского Союза приобрело у итальянского автогиганта FIAT. Завод специализировался на легковых автомашинах.

Как расшифровывается ГАЗ

Наверное, вы заметили, что последние две буквы ВАЗ расшифровываются как автомобильный завод, а первая буква связана с местностью. Такая формула расшифровки применима почти ко всем советским маркам авто. ГАЗ – Горьковский автозавод, основанный в 1932 году в городе Горький, ныне Нижний Новгород. Базовые технологии были куплены в США у автоконцерна FORD, но впоследствии советские конструкторы вооружились своими технологиями, вытеснив иностранные. Завод выпускал не только легковушки, но также грузовой транспорт и даже автобусы.

Как расшифровывается КамАЗ

Камский автомобильный завод (КАМАЗ) построили в 1969 году в городе Набережные Челны. А «Камский» — потому что стоит завод на берегу реки Кама. Самый крупнейший в СССР завод по производству грузовых автомобилей и тягачей.

Как расшифровывается ЗИЛ

Завод ЗИЛ основали в 1916 году в Москве, расшифровывается как Завод имени Лихачева. Он прошел нелегкий путь, прежде чем стать одним из крупнейших в СССР. Уже через год после основания прогремела революция, и его изъяли в собственность государства. Несколько лет завод занимался починкой грузовых транспортных средств, а также выполнял задания для танковой промышленности. Во время руководства страной Сталиным завод переименовали в честь Сталина, и продукция выпускалась под маркой ЗИС. Наиболее широко производство развернулось с 1957 года после коренной реконструкции.

Теперь вы знаете не только о том, как расшифровывается ВАЗ и ГАЗ, но и немного об истории советского автопрома. Далее вы найдете полный список всех заводов СССР, а их целых 20, и это не считая заводов по производству мотоциклов, троллейбусов, трамваев, тракторов!

  • КАЗ — Кутаисский автомоб. завод.
  • КамАЗ — Камский автомоб. завод.
  • МАЗ — Минский автомоб. завод.
  • БелАЗ — Белорусский автомоб. завод.
  • ГАЗ — Горьковский автомоб. завод.
  • ЗиЛ — Завод имени Ивана Лихачева.
  • УралАЗ – Уральский автомоб. завод (во времена Сталина – УралЗИС Уральский завод им. И. Сталина).
  • ВАЗ — Волжский автомоб. завод.
  • ИжМаш — Ижевский машиностроительный завод.
  • АЗЛК — Автомоб. завод им. Ленинского Комсомола (Московский).
  • СеАЗ — Серпуховский автомоб. завод.
  • РАФ — Рижская автобусная фабрика.
  • ЕрАЗ — Ереванский автомоб. завод.
  • ЛуАЗ — Луцкий автомоб. завод.
  • ЗАЗ — Запорожский автомоб. завод.
  • УАЗ — Ульяновский автомоб. завод.
  • ЛиАЗ — Ликинский автомоб. завод.
  • ПАЗ — Павловский автомоб. завод.
  • КАвЗ — Курганский автомоб. завод.
  • ЛАЗ — Львовский автомоб. завод.

Что означает аббревиатура АвтоВАЗ?

В конце 60-х, более сорока лет назад, вся страна в едином порыве строила ВАЗ — Волжский автомобильный завод. А потом он незаметно превратился в АвтоВАЗ: давно известное и привычное всем название. И никто не задается вопросом — а что оно означает, какой несет смысл? Ведь «как вы лодку назовете, так она и поплывет».

Итак, усядемся поудобнее, закроем глаза, сосредоточимся. Вдох — выдох, наши руки тяжелеют и наливаются блаженным теплом, наше сознание концентрируется на всем известной аббревиатуре… ВАЗ — это Волжский автомобильный завод. А АвтоВАЗ — это… Правильно: Автомобильный волжский автомобильный завод.

Ничто не настораживает?

Помните, как в том анекдоте про Баден-Баден: «Зачем мне повторять, я не глухой». Мы что, хотим кого-то уверить в том, что ВАЗ действительно выпускает именно автомобили? Стало быть, подспудно, подсознательно все-таки сомневаемся? Причем настолько, что пишем не АВАЗ, а АвтоВАЗ!

«Автомобильный волжский автомобильный» — это не просто тавтология, «масло масляное», а, как говорят лингвисты, ненормативный семантический плеоназм! Разве может быть счастливой судьба предприятия, которое в самом своем названии несет бессмысленный pleonasmos, то есть излишество?

Если вазовцам обязательно нужно во что бы то ни стало сохранить в названии два прилагательных «автомобильный», то с точки зрения той же семантической лингвистики лучше поставить их друг за дружкой, чтобы получился ВААЗ — Волжский автомобильный-автомобильный завод. Тогда у нас уже не плеоназм, а дупликация, то бишь усиление смысла путем двукратного повтора. Разница? Принципиальная! Например, в Индонезии слово «suka» означает «прекрасный», а suka-suka — уже «прекраснейший». Так что ВААЗ — это фактически Волжский автомобильнейший завод! В превосходной (suka-suka!) степени.

А чтобы совсем избавиться от гнетущего наследия старого имени, нужно восстановить справедливость. Ведь по идее ВАЗ должен был называться ТАЗ — Тольяттинский автозавод. Но важность нейминга понимали еще в СССР, поэтому и придумали эпитет «волжский».

Между тем, по правде-то, волжский у нас… ГАЗ! Он тоже стоит на берегах великой русской реки, а вдобавок выпускает — увы, выпускал — автомобили Волга. Но вместо этого второй по значимости отечественный центр автомобилестроения в Нижнем Новгороде зовется Горьковским — в честь псевдонима великого пролетарского писателя Алексея Максимовича Пешкова, автора пьесы «На дне» и поэмы «Песня о Буревестнике». Пусть сильнее грянет буря! В цехах ГАЗа?

Предлагаю переименовать ГАЗ в НАЗ, Нижегородский автозавод — как он и назывался в самом начале, в 1932 году. Или в НиНАЗ.

А что касается ВААЗа, то, может быть, нам переименовать сам город — ну кому нынче интересен большой друг СССР итальянский коммунист (поговаривают, к тому же и террорист) Пальмиро Тольятти? Возвращать изначальное имя Ставрополь-на-Волге нехорошо: настоящий-то город скрылся в пучине Куйбышевского моря при строительстве ГЭС. Только плодить зловещие анекдоты про «проклятое место». И потом, для позитивного нейминга это нам ничего не даст: СтАЗ? СВАЗ?

Тогда предлагаю переименовать Тольятти в Автоград. И будет у нас не ВАЗ, а ААЗ — Автоградский автозавод.

А если уж заниматься переименеймингом, то… Почему ВАЗ, ГАЗ, ТагАЗ, УАЗ и КАМАЗ названы у нас по советскому географически-аббревиатурному принципу, а Автотор и Иж-Авто — по другому? Непорядок. Калининградский Автотор предлагаю переименовать в КалАЗ, а Иж-Авто — в ИАЗ. Или в ИжАЗ. Как тут не вспомнить, что братья-украинцы собирают в Ужгороде автомобили Skoda.

А почему мы должны делать исключения для сборочных предприятий иностранных компаний? Пришли в Россию, полезли в кузов — называйтесь груздями!

Итак, завод Ford во Всеволожске — это ВсеАЗ. Предприятие Toyota в Шушарах — ШАЗ. Или ШушАЗ? Правда, возникает проблема — в Шушарах еще и General Motors. ШушАЗ-1 и ШушАЗ-2? Можно выкрутиться следующим образом: Toyota — это ШАЗ, цеха General Motors — это ШушАЗ. А если по соседству все-таки построят завод Suzuki, то это будет ШушарАЗ.

Но под Питером есть еще завод Nissan, а вскоре заработает еще один — Hyundai-Kia. Как бы их назвать… Кто сказал «ПитерАЗ»? Поскольку промзона Каменка расположена в пределах питерской КАД, предлагаю Ниссану аббревиатуру СПАЗ — Санкт-Петербургский автозавод. А предприятие Hyundai-Kia можно будет назвать ШувАЗом — в честь соседнего района Шувалово, уже не говоря про первого вице-премьера России.

Volkswagen в Грабцеве — конечно, ГрабАЗ. Соседний завод по выпуску грузовиков Volvo, так и быть, будет КалужАЗ. Завод Sollers в Набережных Челнах — НаЧАЗ (один из выпускаемых там автомобилей можно переименовать в НачАЗ Калиф).

А вот что делать с московским Автофрамосом… Ума не приложу. МАЗ? Это в Минске. МосквАЗ? СтолАЗ — Столичный автозавод? КремАЗ — Кремлевский автозавод? ЗИЛ — завод имени Лужкова? Тогда во что переименовать завод имени Лихачева?

Словом, вопрос с Автофрамосом можно вынести на всенародное обсуждение. А пока — вот вам два проекта, которые сразу поднимут отечественный автопром на уровень выше мирового.

Первый: объединяем автозаводы в Ульяновске, Нижнем, Ижевске и Тольятти (или в Таганроге). И… Нет, уж лучше Росавто.

А вот второе предложение — точно беспроигрышное, хотя и потребует больше инвестиций. Строим два новых автозавода. Первый — в Ингушетии, в городе Карабулаке. Или в Челябинской области, в городе Карабаше. Второй — в Барабанове. Почему именно там? Потому что оба автозавода — Карабулакский (или Карабашский) и Барабановский можно объединить в мощнейший альянс, который обязательно начнет громить конкурентов просто в силу своего грозного имени. Трепещите, Renault-Nissan и FIAT-Chrysler — на сцену выходит КарабАЗ-БарабАЗ!

Смешно? А ведь в СССР вопросы размещения предприятий так и решались, уже не говоря про нейминг — директивно, указанием свыше. До сих пор расхлебать не можем…

Так что пусть у нас будут теперь Toyota и Ford, а не ШАЗ и ВсеАЗ. Но АвтоВАЗ и ГАЗ переименовать, пожалуй, нужно. Пусть тольяттинский завод будет хотя бы просто ВАЗ, без тавтологий и плеоназмов, а еще лучше — ОАО Лада. А ГАЗ — ОАО Волга. Чтобы им легче плылось.

Ваз что это обозначает

Все легковые автомобили, так же, как и любые другие транспортные средства, подвергаются обязательной маркировке, которая наносится специально в таких местах, чтобы любой желающий мог без труда найти ее. Но, пожалуй, не каждый автовладелец сможет сказать, что же кроется за этими «загадочными» буквенно-цифровыми кодами. Давайте попробуем расшифровать их на примере автомобилей «ВАЗ».

Заводская табличка

На все автомобили «ВАЗ» устанавливается заводская табличка с нанесенной маркировкой. Эта маркировка различна для автомобилей, предназначенных для внутреннего рынка, и для автомобилей на экспорт (рис. 1 и 2). Условно табличку можно разделить на два поля: в рамке и за рамкой. На поле 1 (в рамке) содержатся следующие данные. На первой строчке указано наименование предприятия-изготовителя.

Вторая строчка была введена только в 1999 году. На табличках автомобилей, предназначенных для поставок на внутренний рынок (рис. 1), изображен знак соответствия российским требованиям и номер Одобрения типа (РОСС — Россия, RU — код России, MT02 — код органа по сертификации, E***** — номер Одобрения типа). На табличках автомобилей, предназначенных для поставок на экспорт (рис. 2), указан номер сертификата отипования ЕЭС. Одним из самых важных элементов заводской таблички является комбинация цифровых и буквенных условных обозначений, которая называется идентификационным номером автомобиля (или по-другому — VIN-кодом (от англ. Vehicle Identification Number).

Идентификационный номер (рис. 3) состоит из 17 знаков и расшифровывается таким образом. Первые три буквы идентификационного номера (а) называются международным идентификационным кодом изготовителя и присваиваются Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ). Буквы и цифры, используемые на первых двух знаках идентификационного номера, закрепляются за каждой страной и контролируются международным агентством — Обществом автомобильных инженеров (SAE), которое работает под руководством Международной организации по стандартизации (ISO). Первая буква обозначает географическую зону (например, X — Европа), вторая — страну (T — Россия), а третья — завод-изготовитель (A- ВАЗ). Под обозначение модели или модификации автомобиля отведено 6 знаков (b). Последующие восемь знаков (с) называются порядковым производственным номером (или по-другому — номером шасси) и имеют следующую расшифровку. Первый знак (d) обозначает год выпуска автомобиля (табл. 1).
Табл. 1.
Шифр модельного года выпуска

Год Код года Год Код года Год Код года Год Код года
1971 1 1981 B 1991 M 2001 1
1972 2 1982 C 1992 N 2002 2
1973 3 1983 D 1993 P 2003 3
1974 4 1984 E 1994 R 2004 4
1975 5 1985 F 1995 S 2005 5
1976 6 1986 G 1996 T 2006 6
1977 7 1987 H 1997 V 2007 7
1978 8 1988 J 1998 W 2008 8
1979 9 1989 K 1999 X 2009 9
1980 A 1990 L 2000 Y 2010 A

Буквенный шифр модельного года выпуска меняется 1 июля предыдущего года. То есть, если, например, автомобиль изготовлен в декабре 1999 года, то он уже имеет шифр Y (который соответствует 2000 году). Второй знак порядкового производственного номера (e) обозначает страну (или завод) сборки автомобиля (табл. 2).

Табл. 2.

Условное обозначение Страна (завод)
0-6 ВАЗ
7 “РосЛада” (г.Сызрань)
9 Финляндия

Помимо идентификационного номера (VIN-кода) в рамке заводской таблички указывается:
1 — индекс модели двигателя, например, «двигатель 2105» и т.д. (только для автомобилей, предназначенных для внутреннего рынка);
2 — допустимая полная масса автомобиля;
3 — допустимая полная масса автомобиля с прицепом (если разрешена эксплуатация данного автомобиля с прицепом);
4 — допустимая полная масса на переднюю ось автомобиля;
5 — допустимая полная масса на заднюю ось автомобиля. На поле 2 таблички (за рамкой) указываются:
— номер для запчастей (прогрессивный номер выхода автомобиля с конвейера);
— номер вариантного исполнения автомобиля (двузначный шифр);
— номер комплектации автомобиля (трехзначный шифр).
Номер для запчастей является порядковым номером автомобиля, сходящего с конвейера. Он служит для учета количества выпускаемых машин и для облегчения поиска данных по автомобилю в случае необходимости.
Примеры вариантного исполнения для впрысковых версий представлены в таблице 3.

Табл. 3.
Вариантные исполнения

Модель Код Вариантное исполнение
21083 20 с контроллером Январь-4
2108 21 с контроллером Январь-4
2108 22 с контроллером GM
21083 23 с контроллером GM
21083 24 впрыск Bosch — Саратов
21099 04 панель приборов 2114
21093 05 панель приборов 2114
21099 23 впрыск Bosch — Саратов и панель приборов 2114
21093 25 впрыск Bosch — Саратов и панель приборов 2114

Номер комплектации автомобиля составляет отклонение от основной цены автомобиля, оговоренной составом производственной комплектации (табл. 4).
Табл. 4.
Комплектации автомобилей (на 2002 информация устарела. Более полную информацию смотрите в разделе Комплектации)

Шифр Комплектация
010 базовая
011-015 базовая на период освоения
110-199 экспортная (левый руль)
610-699 экспортная (правый руль)
710-799 внутрипроизводственная “люкс”
810-899 внутрипроизводственная “норма”

Кроме перечисленных выше, в табличках для автомобилей, предназначенных на экспорт (рис. 2), указываются:
— на поле 1 таблички — код страны и номер разрешения на эксплуатацию (проставляется страной-импортером автомобилей);
— на поле 2 таблички — индекс модели двигателя.

Технические требования
Существуют определенные технические требования к маркировке заводской таблички. Они, как правило, предназначены для узкого круга специалистов, но некоторые из них будут полезны и рядовым потребителям.
Модель или модификация автомобиля, тип двигателя и остальные надписи нанесены на заводской табличке фотоспособом.
Номер для запчастей, год выпуска, номер шасси, а также номер вариантного исполнения и номер комплектации автомобиля выбивается в табличке нумератором. Так как во всех нумераторах шрифт наборный, то возможны некоторые смещения цифр относительно друг друга как по горизонтали, так и по вертикали (в пределах ГОСТа). Кроме того, может иметь место и различная глубина насечки (в пределах ГОСТа).
В идентификационных номерах применяются буквы латинского алфавита (за исключением I, O, Q) и арабские цифры.
Заводская табличка размером 87×63 мм крепится самонарезающимися винтами или заклепками рядом с маркировкой кузова (см. далее).
Идентификационные номера, а также знаки дополнительной маркировки должны быть изображены в одну или две строчки. При изображении идентификационного номера в две строчки ни одну из его составных частей не допускается делить переносом. В начале и конце строчки должен быть проставлен знак (символ, ограничительная рамка таблички и т.п.), который выбирается предприятием и должен отличаться от цифр и букв маркировки. Между знаками и строчками идентификационного номера не должно быть пробелов. Допускается разделение составных частей идентификационного номера выбранным знаком.

Маркировка кузова
Маркировка кузова содержит идентификационный номер (VIN-код), полностью совпадающий с идентификационным номером заводской таблички. Он заключен между двумя звездочками. Расстояние между звездочками и крайними цифрами или буквами, а также расстояние между отдельными знаками маркировки должно быть не более половины ширины цифры.
Пример маркирования кузова модели автомобиля ВАЗ-2108:
*XTA210800J0314484*
Идентификационный номер кузова должен наноситься на неотъемлемую часть моторного отсека под капотом (табл. 5).

Маркировка двигателя
Маркировка двигателей содержит следующие элементы:
— товарный знак или сокращенное наименование предприятия-изготовителя;
— обозначение индекса модели;
— порядковый производственный номер. В качестве индекса модели применяется сокращенное обозначение модели двигателя.
Индекс модели и порядковый производственный номер двигателя могут быть нанесены в одну или две строчки. При нанесении маркировки в две строчки ни индекс модели, ни порядковый производственный номер не допускается делить переносом.
Порядковый производственный номер двигателя должен быть заключен между двумя разделителями,
например, звездочками (только для двигателей, начиная с семейства автомобилей ВАЗ-2108 и последующих моделей). Расстояние между крайними цифрами и разделителем с каждой стороны должно быть не более половины ширины цифры.
Пример маркировки двигателей:
1) модель 21011 с порядковым производственным номером 4135586:
в две строчки — 21011
4135586;
2) модель 21081 с порядковым производственным номером 7812301:
в одну строчку — 21081 *7812301*;
в две строчки — 21081
*7812301*;
3) модель 11113 с порядковым производственным номером 2301:
в одну строчку — 11113 *0002301*;
в две строчки — 11113
*0002301*.
Допускается в маркировке двигателя после порядкового производственного номера за звездочкой указывать год выпуска двигателя.
Место маркировки — в удобном для прочтения месте на установленном в автомобиле двигателе.

Ваз что это обозначает

Расшифровка заводской маркировки прошивок ВАЗ

ПО современных ЭБУ маркируется изготовителем алфавитно – цифровым кодом, разделенном на 5 групп.

первая группабуква и цифра обозначает тип (семейство) контроллера:

J 4 – блоки управления (ЭБУ) Январь‑ 4 / 4 . 1 ;
J 5 – блоки управления Январь‑ 5 . 1 / 5 . 1 . 1 / 5 . 1 . 2 ;
V 5 – блоки управления VS‑ 5 . 1 (НПО «Итэлма»);
М 1 – блоки управления Мотроник М 1 . 5 . 4 (М 1 . 5 . 4 N); N (New) – новая аппаратная реализация
M 7 – блоки управления Мотроник MP 7 . 0

вторая группабуква обозначает автомобиль, состояние разработки или шифр темы:

V – автомобили ВАЗ с передним приводом семейств 2108 , 2110 ;
N – семейство автомобилей с полным приводом ВАЗ;

Исключение почему-то составили прошивки для классики, например, J 5 V 26 L 52 и пр.

третья группадве цифры обозначает условный номер комплектации ( 00 … 99 ); для переднеприводных автомобилей ВАЗ существуют следующие номера:

03 – нормы токсичности Евро‑ 2 , 8 ‑ми клапанный 1 . 5 л двигатель;
05 – нормы токсичности Евро‑ 2 , 16 -ти клапанный 1 . 5 л двигатель;
07 – нормы России, 16 -ти клапанный 1 . 5 л двигатель;
13 – нормы России, 8 ‑ми клапанный 1 . 5 л двигатель.
26 – нормы России, 8 ‑ми клапанный 1 . 45 л двигатель. Задний привод (классика).

четвертая группа
буква, обозначает порядковый уровень ПО (A…Z), чем дальше буква в алфавите, тем новее уровень ПО;

пятая группадве цифры, обозначает версию калибровки ( 00 … 99 ), чем больше номер, тем новее калибровки.

ЭБУ Bosch M 7 . 9 . 7 , М 10 , Январь 7 . 2 / 7 . 2 +

В них первая группа – одна буква – код производителя

I – Итэлма
B – Bosch
А – Автэл

вторая группа – одна цифра – модель контроллера

1 – M 10
1 – M 7 . 9 . 7
2 – Январь 7 . 2

третья группа – 3 знака (цифро-буквенный код) – условное обозначение проекта по внутренней ВАЗ-овской классификации.

03 Е – проект 2111 , Евро II
18 E – проект 2111 , Евро III
04 D – проект 21114 , Евро II
18 D – проект 21114 , Евро III
05 D – проект 21124 , Евро II
08 D – проект 21124 , Евро III
20 E – проект 21214 , Евро II
21 E – проект 21214 , Евро III
22 H – проект 21214 , Евро III
01 C – проект 11183 , Евро II
C 02 – проект 11183 , Евро III
02 C – проект 11183 , Евро III
73 C – проект 11184 , Евро III
73 D – проект 21126 , Евро III
C 02 – проект 11183 , Евро III
26 F – проект 21067 , Евро II
26 E – проект 21067 , Евро II

четвертая группа – 1 буква – версия ПО.

пятая группа – 2 цифры – номер калибровки

B 103 EQ 09 – Bosch, М 7 . 9 . 7 , проект 03 E, версия ПО – «Q», номер калибровок 09
I 203 EK 34 – Итэлма, Январь 7 , проект 03 E, версия ПО – «К», номер калибровок 34

Попытка классификации обозначений тюнинговых прошивок

Так как явно назрела необходимость в систематизации прошивок с измененными калибровками, в обозначении прошивок мы будем придерживаться следующих правил: калибровки переднеприводных ВАЗов – «V», заменены на:

« А» – для прошивок на нестандартное «железо»
«B» – «Butan» – прошивки для работы на сжиженном газе
«С» – «Cam» – прошивки под нестандартные распредвалы
«D» – «Dynamic» – для динамичных прошивок
«Е» – «Economy» – для экономичных прошивок
«М» – «Modify» – модифицированные прошивки
«Т» – «Tuning» – тюнингованные прошивки

Так же важно обозначать нормы токсичности после модификации. Например, префиксами _Е 3 , _E 2 , _E 0 , _R 83 или _RCO.
Нам кажется такая система обозначений наиболее полно и правильно отражает суть чип-тюнинга и мы будем впредь придерживаться этой системы при публикации на сайте новинок чип-тюнинга.

От «копейки» до Лады XRAY: как менялся облик отечественных автомобилей с годами

19 апреля 1970 года с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые Жигули. Это была модель ВАЗ-2101, получившая в народе прозвище «копейка». После неё были ещё пять моделей из серии «классика», одна Ока, десяток Лад. Все эти машины вовсе не близнецы. Каждый ВАЗ имеет существенные различия, которые стоит наглядно увидеть.

Классические Жигули

Семейство классических Жигулей — семь моделей заднеприводных автомобилей малого класса. В линейке два типа кузовов — четырёхдверный седан и пятидверный универсал. Все модели отличает лаконичный дизайн — сейчас внешность Жигулей может показаться простоватой, но для своего времени классические ВАЗы были довольно стильными советскими авто.

ВАЗ-2101 (1970–1988) — заграничная публика знала модель как LADA-120. Представляет собой четырёхдверный седан. У своего итальянского собрата «копейка» забрала все внешние черты:

  • кубическая форма корпуса (пока ещё с округлыми углами, тогда как следующие модели станут более «рубленными»);
  • простой «фасад» с прямоугольной радиаторной решёткой и круглой парой фар;
  • высокая линия крыши;
  • скруглённые арки колёс;
  • лаконичный «тыл» с вертикально ориентированными фонарями и небольшой крышкой багажника.

ВАЗ-2102 (1971–1986) — пятидверный универсал получился просторным. Помимо изменившегося типа кузова, «двойку» отличает от «копейки» номерной знак, расположившийся на пятой двери и вертикальные задние фонари.

ВАЗ-2103 (1972–1984) — третья модель Жигулей (Lada 1500 в экспортном варианте) была спущена с конвейера в том же году, что и «двойка». От ВАЗ-2102 «трёшку» отличить можно без труда, так как у них разный тип кузова. А вот от предыдущего седана («копейки») ВАЗ-2103 поможет выделить крупная радиаторная решётка с «сидящими» прямо на ней сдвоенными фарами.

ВАЗ-2104 (1984–2012) — универсал, известный на Западе как Kalinka. Главное отличие от предшественников — не круглые, а прямоугольные передние фары. Линии корпуса более рубленные (закругления на углах стали менее выраженными, чем, например, у «копейки»).

Если ВАЗ-2104 — первый отечественный универсал с прямоугольными передними фарами, то ВАЗ-2105 — первый седан с подобной формой оптики. Кузов «пятёрки» выделяется большей угловатостью. Сбоку разместились крылья с резанными обводами. Крыша не имеет ни намёка на скругления, капот и багажное отделение длиннее, чем у «копейки» или «тройки».

ВАЗ-2106 (1976–2006) — в народе прозван «жигулями-шестёркой», для иностранного покупателя использовалось название Lada 1600 — заднеприводный четырёхдверный седан. Особенность ВАЗ-2106 — круглая пара передних фар, «посаженная» не на радиаторную решётку, а в чёрные пластиковые прямоугольники.

ВАЗ-2107 (1982–2012) сделали в соответствии с автомобильными трендами восьмидесятых годов. Тогда были модны угловатые, даже немного грубые формы, обилие хромированных деталей, выпирающие детали (вроде радиаторной решётки, которая стала выступать от уровня капота). Как и у ВАЗ-2106 фары посажены в пластиковые прямоугольники (разница в том, что у «шестёрки» передняя оптика круглая, а у «семёрки» она прямоугольная).

Ока (1987—2008)

ВАЗ-111 (Лада Ока) — российский автомобиль сверхмалого класса. С конвейера было спущено порядка 700 тыс. моделей. По типу кузова это трёхдверный хэтчбек. В стремлении уменьшить размеры машины разработчики пожертвовали гармоничностью облика, из-за чего в народе Оку прозвали «чебурашкой». Характерные особенности внешнего вида:

  • миниатюрный кузов;
  • угловатые линии;
  • прямоугольная оптика;
  • бампер из неокрашенного пластика;
  • укороченные свесы;
  • короткие колёсные арки;
  • слишком тонкие стойки крыши;
  • солидная площадь остекления.

Семейство LADA Samara

В 1984 году Волжский автомобильный завод решил провести полный рестайл своих ВАЗов и выпустил Lada Samara (он же ВАЗ-2108). В 1987 году публике была представлена ещё одна модель этого семейства — ВАЗ-2109. Различия у «Самары» и классических Жигулей были колоссальными, что разделило советских граждан: одни были возмущены изменившимся обликом ВАЗов, другие хвалили производителей за новшевства, отделившие отечественные авто от прародителя Fiat 124.

ВАЗ-2108 (1984–2003) — в народе трёхдверный хетчбэк ВАЗ-2108 прозвали «зубило» и «крокодилом» за вытянутую суженную переднюю часть. Машина просторная, так как по задумке должна была использоваться в качестве семейного авто. Кузов у Самары жёстче и, соответственно, безопаснее «классики». Задние места сделаны с учётом посадки детей, багажник вместительный.

ВАЗ-2109 (1987–2004) отличается от ВАЗ-2108 тем, что это пятидверный, а не трёхдверный хетчбэк. Других существенных отличий во внешнем облике нет.

Семейство «десяток»

В 1983 году началось проектирование седана на базе хетчбэка ВАЗ-2108. Проект получил условное название «семейство десяток». Первым был выпущен ВАЗ-2110, затем в продажу поступили универсал ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112.

ВАЗ-2110 (1995–2010)

ВАЗ-2010 (LADA 110) — четырёхдверный переднеприводный седан. Отличалась модным для середины 1990-х «биодизайном» с плавными очертаниями и максимальной площадью застекления.

ВАЗ-2111 (1997–2010)

В передней части эта модель полностью повторяет ВАЗ-2110.

ВАЗ-2112 (1998–2008)

Он такой же вместительный как универсал, но внешний вид модели облегчается за счёт резкого перехода от крыши к задней двери. При этом отсутствуют углы, все линии очень плавные.

LADA Kalina

Kalina — переднеприводные автомобили «малого класса II группы» (сегмент «B» по европейским меркам). Семейство включает в себя седан, пятидверный хэтчбек и универсал. Эти три ВАЗа стали первыми «проектами» АвтоВАЗ, разработанными с помощью компьютерных технологий.

ВАЗ-1117 (2004–2018)

Имеет зауженный перед и мощную заднюю часть с крупной крышкой багажника. Но переходы между разными частями авто плавные, поэтому машина в целом смотрится гармонично.

ВАЗ-1118 (2004–2013)

ВАЗ-1118 (LADA Kalina седан) кажется меньше седана, но это обман зрения, так как габариты у них одинаковы. Переднюю часть можно назвать агрессивной из-за хищно сужающихся фар и узкой радиаторной решётки. Зато бампер очень аккуратный, что и придаёт автомобилю легковесности.

ВАЗ-1119 (2006–2013)

ВАЗ-1119 или LADA Kalina хэтчбек — кузов этой модели оформлен в том же стиле, что и у ВАЗ-1117. Бампер округлой формы, багажная крышка небольшая и имеет максимальную площадь остекления. Задние фонари скомпонованы вертикально и более вытянуты по форме, чем у универсала и седана.

LADA Granta

Лада Гранта — отечественный переднеприводный авто, разработанный на базе LADA Kalina. Перед разработчиками была поставлена цель сделать машину, максимально приближенную по техническим параметрам и внешнему виду к Калине, но снизить её себестоимость. Стремление к удешевлению, несомненно, отразилось и на облике машины.

LADA Granta седан — отличается от Калины тем, как выглядит машина анфас. В передней части выделяется стильный «рисунок» из фар, радиаторных решёток, номерного знака и знака с логотипом. Эти элементы посажены на чёрную подложку в форме буквы Х. Сбоку и сзади Granta повторяет LADA Kalina седан.

В 2014 начался выпуск Lada Granta Liftback. Как и у седана, у лифтбека в передней части есть X-образный рисунок. Кроме этого модель отличается выпуклой крышей, плавно переходящей в миниатюрную заднюю часть.

LADA Granta спорт (2018 и по сей день) — переднеприводный седан «субкомпактной» категории. Не отличается особой вместительность, как и лифтбек. Акцент при его разработке был сделан на современный динамичный дизайн, рассчитанный на молодёжную аудиторию. Спортивный вид ему придаёт объёмный бампер, антикрыло на крышке багажника и массивные 16-дюймовые колёса с большим количеством мелких спиц.

Лада Largus

В 2011 году АвтоВАЗ представил публике первую модель из семейства Ларгус. Это была машина С-класса, прототипом для которой стал румынский Dacia Logan MCV 2006 года. В линейке представлены пассажирский универсал и фургон.

Лада Largus R90 (2012 и по сей день) — это пассажирский универсал в 5- и 7-местном исполнении. Дизайн у неё простой, лишённый каких-либо украшательств.

Ларгус F90 (2012 и по сей день) — это тот же R90. Только вместо пассажирской части сделан грузовой отсек, который снаружи имеет глухие задние и боковые панели. Распашные задние двери фиксируются в трёх положениях. Боковые двери обеспечивают широкий угол открытия, так что через них тоже можно производить разгрузку.

Лада Vesta (2015 и по сей день)

LADA Vesta — авто малого класса, выпускается с 2015 г. Заменил Ладу Приору и занял звание самого продаваемого в 2018 г. Внешне 5-дверный авто мало отличается от современных иностранных моделей — имеет обтекаемый корпус, оригинальные бамперы, спойлеры и прочее.

Лада XRAY (2015 и по сей день)

LADA XRAY — компактный хетчбэк, сделанный в стиле SUV (спортивно-утилитарный автомобиль, используемый ежедневно и позволяющий вмещать в себя много груза). Передний бампер у машины приподнят, имеет Х-образный чёрный рисунок как у Лады Гранта. На боковинах появился рельеф (выштамповка), придающий облику машины динамичности.

Первый автомобиль АвтоВАЗА был спущен с конвейера в 1970 году. С тех пор конструкторы завода не сидят без дела и постоянно придумывают новые вариации, ориентируясь на меняющиеся потребности общества. Родоначальница ВАЗов, «копейка» не имеет совершенно ничего общего с современными Ладами Ларгус, XRAY, Гранта.

Оцените статью
Добавить комментарий