Что относится к смазочным материалам

Смазочные материалы - для чего нужны? Классификация смазочных материалов по назначению и составу, характеристики и свойства различных видов смазок, их выбор и хранение, а также производители смазочных материалов в России и мире.
Содержание
  1. Что относится к смазочным материалам
  2. Смазочные материалы — виды, назначение, производители
  3. Общие сведения о смазочных материалах
  4. Виды, назначение и классификация смазочных материалов
  5. Основные характеристики разных видов смазочных материалов
  6. Жидкие
  7. Консистентные
  8. Твердые
  9. Советы по выбору смазочных материалов
  10. Условия хранения смазочных материалов
  11. Наиболее популярные производители смазочных материалов в России
  12. Смазочные материалы
  13. Свойства смазок
  14. Классификация смазочных материалов
  15. По консистенции
  16. По назначению
  17. По составу
  18. Применение смазок
  19. Смазочные материалы
  20. Содержание
  21. Назначение и роль смазочных материалов (смазок и масел) в технике
  22. Виды и типы смазочных материалов
  23. Классификация
  24. См. также
  25. Литература
  26. Смотреть что такое «Смазочные материалы» в других словарях:
  27. Что относится к смазочным материалам
  28. Разновидности и особенности ГСМ
  29. Прайс Газпром с 14.08.2021 (ДТС +200, АИ-92 +400)
  30. Прайс Газпром с 12.08.2021 (ДТС+200)
  31. Прайс Газпром с 05.08.2021 (АИ-92 +300)
  32. Виды топлива
  33. Смазочные материалы как разновидность ГСМ
  34. Остались вопросы?

Что относится к смазочным материалам

Смазочные материалы — виды, назначение, производители

Смазочные материалы – это вещества с высокими антифрикционными свойствами, которые наносятся на контактирующие поверхности с целью облегчения их взаимного перемещения и уменьшения износа.

Общие сведения о смазочных материалах

Необходимость в применении смазочных материалов возникла еще в глубокой древности – с момента изобретения колеса. Чтобы оно легко вращалось, не скрипело и долго служило, на ось наносили животный жир или растительное масло.

По мере появления более сложных механизмов эксплуатационные требования к смазкам возрастали, в связи с чем в натуральную жировую основу начали добавлять мыло, графит, квасцы и прочие ингредиенты, снижающие коэффициент трения. Но получаемые смеси дорого стоили и имели низкую термостабильность. Поэтому во второй половине XIX века, с внедрением в производство быстроходных станков, мощного прессового оборудования, паровых машин и т.д., инженеры и химики упорно искали приемлемые по цене материалы, способные сохранять смазывающую способность при высоких температурах.

Настоящей революцией в развитии смазок стало использование продуктов нефтепереработки – минеральных масел. Сегодня на их основе создаются смазочные материалы, которые не только эффективно уменьшают силу трения, но и:

  • надежно защищают узлы и механизмы от коррозии, очищают их от загрязнений и продуктов износа, предотвращают образование царапин и задиров;
  • при механической обработке деталей отводят тепло из рабочей зоны станка, обеспечивают тщательное удаление стружки и абразивных частиц, чем продлевают срок службы инструмента и оборудования, улучшают качество продукции;
  • используются в качестве рабочего тела гидравлических приводов и амортизаторов, изолирующей и теплоотводящей среды в масляных трансформаторах;
  • герметизируют зазоры в цилиндропоршневых группах, чем повышают КПД поршневых компрессоров, двигателей внутреннего сгорания.

Виды, назначение и классификация смазочных материалов

Основными видами смазочных материалов, используемых в промышленности для обслуживания станков, являются жидкие и консистентные индустриальные смазки на базе минеральных масел.

Спектр автомобильных смазочных материалов гораздо шире (Рис.1). Кроме того, их дополнительно классифицируют по сезонности использования на летние, зимние и всесезонные.


Рис.1

Синтетические смазочные материалы для автомобилей стоят в 2 – 3 раза дороже минеральных, но имеют настолько высокие эксплуатационные показатели (Таблица 1), что владельцы автотранспорта массово переходят на их использование.

Таблица 1

Основные характеристики разных видов смазочных материалов

Жидкие

Основными эксплуатационными характеристиками жидких смазочных материалов (масел и смазочно-охлаждающих жидкостей) являются:

  • маслянистость – способность создавать на контактирующих поверхностях разделительную пленку требуемой прочности;
  • вязкость и плотность – от этих показателей зависит несущая способность смазывающей пленки (их значения необходимо учитывать при нормальной, максимальной и минимальной рабочей температуре);
  • индекс вязкости – чем он выше, тем шире температурный диапазон их применения;
  • термоокислительная стабильность – устойчивость к окислению при нагреве до максимальных рабочих температур;
  • температуры застывания, воспламенения, вспышки – это важно для обеспечения легкости холодного пуска механизмов, пожаро- и взрывобезопасности производства;
  • кислотное число – определяет антикоррозионные свойства.

    Если масло или СОЖ используется в качестве охлаждающей среды, следует обращать особое внимание на теплоемкость – с ее увеличением возрастает эффективность охлаждения.

    Консистентные

    К основным характеристикам консистентных смазочных материалов относятся:

  • вязкость – определяет возможность заправки смазки в узлы и механизмы, холодного пуска машин, потери мощности на трение;
  • предел прочности на сдвиг – наименьшая механическая нагрузка, при которой смазка начинает переходить из пластичного состояния в текучее;
  • температура каплепадения – минимальная температура, при которой смазка начинает переходить в жидкое состояние (определяется в момент падения первой капли);
  • число пенетрации – характеризует степень густоты смазки, от чего напрямую зависят ее вязкость, предел прочности на сдвиг и тиксотропные свойства.

    Твердые

    Основные требования, предъявляемые к твердым смазочным материалам:

  • малый коэффициент трения;
  • высокая адгезия к контактирующим поверхностям;
  • термичесая и термоокислительная устойчивость;
  • устойчивость к истиранию (определяется по времени работы пары трения до истирания смазывающего слоя).

    Советы по выбору смазочных материалов

    Прежде чем выбирать смазочные материалы, нужно четко определиться с тем, для чего они нужны. Так, если их главной задачей является снижение коэффициента трения при умеренных рабочих температурах и давлениях, основной технической характеристикой будет смазывающая способность. Для компрессорных и моторных масел важнейшее значение имеют охлаждающие, моющие, антикоррозионные и противозадирные свойства, устойчивость к карбонизации.

    Выбор вида смазочных материалов для технологического оборудования и способ их применения зависит от конструкции и условий работы (нагрузка, скорость, рабочая температура) узла трения. Например, пластичные смазки отлично подходят для высоконагруженных тихоходных механизмов, а жидкие – для смазывания скоростных трущихся пар с малой нагрузкой. Твердые смазочные материалы используются при невозможности подвода к узлу трения жидких и пластичных смазок и в тех случаях, когда он работает в условиях экстремальных температур и/или нагрузок, вакуума, радиации, в агрессивных средах.

    Назначение и область применения жидких смазочных материалов легко определить по их маркировке. К примеру, индустриальные масла согласно ГОСТ17479.4-87 маркируются четырьмя группами знаков, где первая прописная буква (И) обозначает их принадлежность к индустриальным смазкам, вторая (Л, Г, Н или Т) – группу по назначению, третья (А, В, С, Д или Е) – подгруппу по эксплуатационным свойствам, а цифры – класс кинематической вязкости. Чтобы узнать, какое из них подойдет для конкретного механизма, следует воспользоваться таблицами 2, 3, 4:

    Таблица 2

    Таблица 3

    Таблица 4

    Правильно выбрать пластичную смазку по маркировке поможет ГОСТ 23258-78: первой прописной буквой обозначается группа (подгруппа) по назначению, следующими буквами – вид загустителя. Далее следует дробь, где числитель и знаменатель представляют собой значения самой низкой (без знака минус) и максимальной температуры использования, уменьшенные в 10 раз (к примеру, 2/8 означает, что данный смазочный материал можно применять при рабочих температурах от -20 до +80°С). По одной или нескольким строчным буквам после дроби можно получить информацию о виде дисперсионной среды, последние цифры – это класс консистенции.

    Кроме буквенно-цифровой маркировки консистентной смазки, в технической документации указывают ее название (Литол, Фиол, Зимол, Графитол и т.д) состав, эксплуатационные характеристики (они носят рекомендательный характер, поскольку зависят от конкретных условий работы узла трения).

    Условия хранения смазочных материалов

    Для того чтобы смазочные материалы дольше сохраняли свои эксплуатационные свойства, их нужно правильно хранить, а именно:

    соблюдать температурный режим, указанный производителем;

    не допускать резких колебаний температуры, попадания на емкости прямых солнечных лучей;

    • герметично закрывать наливные отверстия.

    В соответствии с ГОСТ 1510 и СНиП 2.11.03 на производстве смазочные материалы должны храниться в сухих складах с хорошей вентиляцией, на стеллажах. Допускается их кратковременное хранение вне помещений – в этом случае емкости необходимо ставить на поддоны и защищать от осадков и солнца навесом.

    Наиболее популярные производители смазочных материалов в России

    Неизменными лидерами по производству смазочных материалов в России являются ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром нефть». Их доля на рынке составляет соответственно 45%, 20% и 14%.

    В розничной продаже пользуются спросом продукты авторитетных зарубежных брендов Elf, Shell, Total, Castrol, Mannol, ZIC, Mobil и Motul, но с полок магазинов их все увереннее вытесняют бюджетные марки, среди которых — ADWA и ORLEN OIL (Польша), WEGO (Чехия).

    С 2014 года в промышленности наблюдается устойчивая тенденция к отказу от дорогих импортных смазок в пользу продуктов производства России, Беларуси и Казахстана. Немалую роль в этом сыграл Технический регламент Таможенного союза ТР ТС — 030 – 2012, установившего общие требования к безопасности смазочных материалов, масел и специальных жидкостей при их производстве, транспортировке, хранении, реализации и утилизации, и обязавшего производителей предоставлять на каждую партию продукции паспорт качества.

    Смазочные материалы

    Смазочные материалы сегодня имеют широкий спектр применения в автомобильной технике, судостроительной, домашнем хозяйстве и других аспектах жизни. Бывают они различных видов и форм: минеральные, органические, синтетические. Смазочные материалы применяют для уменьшения трения в деталях, что способствует их большей износостойкости. Во всем множестве ГСМ, их применении и видах разберемся далее.

    Свойства смазок

    Масла и смазки имеют ряд своих особенностей и свойств. В зависимости от температуры окружающей среды они могут изменять свое агрегатное состояние, менять свойства, условия эксплуатации.

    Читайте также  Вода в двигателе что делать

    Итак, свойства смазочных материалов:

    • Консистентность или твёрдость материала. Определяется специальным прибором – пенетрометром с конусом. Чем выше степень погружения в жидкость, тем она соответственно мягче.
    • Прокачиваемость также определяется опытным путем. Такое свойство важно в холодное время года. Когда необходимо быстро смазать всю систему изнутри.
    • Температура каплепадения — важный фактор при выборе смазочного материала. Чем выше данный показатель, тем при более горячих температурах будет доступно использование ГСМ.
    • Противоизносность – показатель для определения способности уменьшать трение. Чем он выше, тем гуще масло и, соответственно, повышается долговечность детали.
    • Не маловажным является антикоррозионное свойство. Выявить его можно с помощью технических тестов. При наличии в смазке органических примесей можно сказать, что она будет защищать деталь от ржавчины.
    • Водоотталкивающее свойство также определяется техническими тестами. Чем больше смазки осталось, тем она водоустойчивее.

    Стоит упомянуть о следующих фактах, характеризующих ГСМ:

    • Вязкость. Чем она выше, тем хуже для техники.
    • Возможность образовывать маслянистую пленку.
    • Температура вспышки материала.
    • Взаимодействие ГСМ с кислородом.
    • Коэффициент маслянистости. При более высоких его показателях трение уменьшается. Но чрезмерная маслянистость привлекает много пыли, грязи, твердых частиц, что способствует ухудшению работы механизма.

    Классификация смазочных материалов

    Видов смазочных материалов на рынке представлено множество: пластинчатые, жидкие, твердые и даже газообразные. Каждый из этих видов делится на свои подвиды и имеет классификации. Но основные характеристики одинаковы.

    Наиболее распространенными являются пластинчатые виды смазок. Они имеют густую пастообразную консистенцию и применяются для смазывания подшипников, рычажных механизмов. Менее распространёнными, но пользующимися спросом, называют твердые смазки, до затвердевания они представляют собой порошок или суспензию, для которых нужен загуститель.

    Классифицируют смазки и масла по следующим признакам:

    • по составу;
    • по консистенции;
    • по области применения.

    По консистенции

    Смазки различаются по консистенции на пластинчатые, полужидкие и твердые. Каждая из них в своем составе имеют процентную долю масла, загустителя различных примесей и присадок для улучшения их физико-химических свойств.

    Пластинчатые применяются в основном в автомобильной технике. Твердые применяют для плотного и качественного уплотнения и защиты техники. К жидким относят моторные масла. Используются для смазывания всех деталей и из бесперебойной работы.

    Общая массовая доля присадок в смазке не более 5%. Они задают определенную химическую формулу и состав. Основными добавками являются – дисульфид молибдена и графит.

    По назначению

    Конечно, применять один и тот же ГСМ в автомобильных двигателях и судоходном строительстве не стоит. Поэтому есть определенное разделение, которое помогает сделать правильный выбор. Кроме того, существуют таблицы применения автомобильных смазок. Разберемся во всем подробнее:

    • Антифрикционные предназначены для уменьшения трения деталей и увеличения их износостойкости. К ним относятся различные виды солидола и графитина. Конечно, данные виды ГСМ не так популярны, как раньше. На смену им приходят усовершенствованные пастообразные и твердеющие смеси. По цене они дороже обычного солидола.
    • Смазки узкоспециализированные разработаны были для каждой из отраслей в отдельности, то есть применять их нужно строго в своих отраслях.
    • Консервационные применяются для долговременной защиты и покрытия деталей. Таким образом, защита от коррозии достигает 70%.
    • Уплотнительные предназначены для улучшения герметизации зазоров, резьбовых соединений, упрощения сборки и демонтажа арматурных изделий.

    Особое внимание стоит уделить ГСМ антифрикционным. Они в отличие от всех остальных имеют свою классификацию:

    • Термостойкие хорошо себя проявляют при высоких температурах.
    • Морозостойкие предоставляют возможность беспрепятственного использования смазок в холодное время года и обеспечения полного смазывания и прогона масла по необходимым местам.
    • Химически стойкие не позволяют детали взаимодействовать с кислородом, тем самым предотвращают коррозию.
    • Общего назначения – солидол, литол.
    • Смазки для приборов.

    В производстве используются следующие смазочные масла: автотракторное, авиационные и индустриальные.

    По составу

    Смазки по составу бывают нефтяные и синтетические. Каждая из них имеет свои свойства, цену и область применения. Очень важно подобрать подходящий ГСМ.

    • Для небольших мощностей с высокими скоростями выбирают минеральные, синтетические применимы для высоких нагрузок с низкими скоростями.
    • Следующими будут мыльные смазки. Они производятся с различными загустителями. В качестве них используют соли мыльных кислот. Такие ГСМ устойчивы к температурам. Однако, имеют особые условия хранения.
    • Натриевые смазки узкоспециализированы. Имеют ряд недостатков: легко смываются водой, к тому же температура плавления низкая.
    • Бариевые смазки.
    • Литиевые смазки широко применимы. Имеют отличные показатели. А в цене ничуть не дороже обычного солидола.
    • Неорганические смазки применяют в качестве загустителя термически устойчивые присадки.
    • Органические – одни из самых термоустойчивых ГСМ. Температура плавления составляет порядка 220 градусов Цельсия.
    • Углеводородные смазки применяются для защиты деталей и их консервации. Однако, помните, применять их рекомендуется лишь во внутренних частях техники. Ибо они имеют свойство притягивать и собирать на себе пыль с грязью и твердыми частицами.

    Каждая из описанных смазок обладает особыми свойствами. Подбирать ГСМ стоит в соответствии с ними. Кроме этого, есть условия хранения и применения любых смазочных материалов:

    • Наносить ГСМ можно пальцами, кисточкой, тряпочкой, губкой.
    • Хранить ГСМ необходимо в темном месте. Срок годности 5 лет. Но и после она является рабочей, в случае соблюдения всех эксплуатационных правил.
    • При попадании смазки в глаза, срочно промыть их проточной водой. Если боль и резь в глазах не проходят, обратиться в ближайшее медицинское учреждение.
    • Обязательно нужно уточнять совместимость разных ГСМ. В противном случае может произойти порча или поломка детали.

    Минеральные смазочные материалы более популярны среди производителей, которые их используют. Это связано с их технико-физическими свойствами. Они лучше, чем у синтетики.

    Применение смазок

    Для правильной и отлаженной работы механизмов и деталей стоит правильно подбирать смазку. Так, ГСМ применяют в:

    • Подшипниках качения. Принято использовать пластичные смазки. Они подходят благодаря своей консистенции и физико-химическим свойствам.
    • Шаровые шарниры могут изнашиваться или не работать связке со смазкой, в том случае, если сама деталь установлена или подобрана неправильно. В этом случае, любая смазка не подходит.
    • В карданных шарнирах раньше использовали масло. Его приходилось относительно часто менять. С течением времени перешли на ГСМ. Так стало проще, долговечность деталей увеличилась, а работа стала слаженней.
    • Широко наблюдается применение литейных смазок в таких отраслях, как текстильное производство, промышленность, автомобильное производство.
    • Различные масла применяют в домашнем хозяйстве. Для смазывания ручек дверей, дверных петель.
    • Для смазывания спиц колес, узлов в приборах.
    • Направляющих элементы автомобилей.
    • Замки, защёлки также смазываются маслом.

    Однако, применение смазок не всегда и не везде уместно. Порой они делают только хуже. Перед их применением стоит четко ознакомиться с инструкцией и применением. Возможными последствиями и подбором правильного ГСМ.

    Таким образом, сегодня производство масел и смазок поставлено на поток, рынок пестрит изобилием ГСМ. Они бывают из нефтяного сырья и синтетического. Их классификация многогранна. Бывают смазки — аналоги зарубежных. Они в разы дешевле. Бывает и наоборот. Главное, знать, в чем стоит отличие и не переплачивать. Представить жизнь обычного человека, автомобилиста и производственника без смазки сегодня практически невозможно. Она стала незаменимым элементом, продлевающим срок службы деталям и упрощая жизнь человеку.

    Смазочные материалы

    Сма́зочные материа́лы — твёрдые, пластичные, жидкие и газообразные вещества, используемые в узлах трения автомобильной техники, индустриальных машин и механизмов, а также в быту для снижения износа, вызванного трением.

    Содержание

    Назначение и роль смазочных материалов (смазок и масел) в технике

    Смазочные материалы широко применяются в современной технике, с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и.т д), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т. д.). В зависимости от назначения и условий работы смазочных материалов (смазок), они бывают твёрдыми (графит, дисульфид молибдена, иодид кадмия, диселенид вольфрама, нитрид бора гексагональный и т. д.), полутвёрдыми, полужидкими (расплавленные металлы, солидолы, консталины и др), жидкими (автомобильные и другие машинные масла), газообразными (углекислый газ, азот, инертные газы).

    Виды и типы смазочных материалов

    В зависимости от характеристик материалов трущейся пары, для смазки могут быть использованы жидкие (например, минеральные, частично синтетические и синтетические масла) и твёрдые (фторопласт, графит, дисульфид молибдена) вещества.

    По материалу основы смазки делятся на:

    • минеральные — в их основе лежат углеводороды, продукты переработки нефти
    • синтетические — получаются путем синтеза из органического и неорганического (например, силиконовые смазки) сырья
    • органические — имеют растительное происхождение (например: касторовое масло, пальмовое масло)

    Смазки могут иметь комбинированную основу.

    Классификация

    Все жидкие смазочные материалы делятся на классы по вязкости (классификация SAE для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO VG (viscosity grade) для индустриальных масел), и на группы по уровню эксплуатационных свойств (классификации API, ACEA для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO для индустриальных масел.

    Читайте также  Какого цвета должны быть свечи зажигания

    По агрегатному состоянию делятся на:

    • твёрдые,
    • полутвёрдые,
    • полужидкие,
    • жидкие,
    • газообразные.
    • Моторные масла — применяемые в двигателях внутреннего сгорания.
    • Трансмиссионные и редукторные масла — применяемые в различных зубчатых передачах и коробках передач.
    • Гидравлические масла — применяемые в качестве рабочей жидкости в гидравлических системах.
    • Пищевые масла и жидкости — применяемые в оборудовании для производства пищи и упаковки, где возможен риск загрязнения продуктов смазывающим веществом.
    • Индустриальные масла (текстильные, для прокатных станов, закалочные, электроизоляционные, теплоносители и многие другие) — применяемые в самых разнообразных машинах и механизмах с целью смазывания, консервации, уплотнения, охлаждения, выноса отходов обработки и др.
    • Электропроводящие смазки (пасты) — применяемые для защиты электрических контактов от коррозии и снижения переходного сопротивления контактов. Электропроводящие смазки изготавливаются консистентными.
    • Консистентные (пластичные) смазки — применяемые в тех узлах, в которых конструктивно невозможно применение жидких смазочных материалов.

    См. также

    • Трибология
    • Лубрикант
    • Eurol B.V.
    • Фторопласты
    • Нефтяные масла

    Литература

    • Ильченко Андрей. Смазывание подшипников качения. 2008.
    смазка в Викисловаре ?

    • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Мирский, Александр Томасович
    • Бейсбол на летних Олимпийских играх 2000

    Смотреть что такое «Смазочные материалы» в других словарях:

    СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — вещества, обладающие смазочным действием. Основные смазочные материалы: смазочные масла, пластичные смазки, твердые смазки и смазочно охлаждающие жидкости … Большой Энциклопедический словарь

    смазочные материалы — (lubricants) – это вязкие, жирные жидкости или пасты, предназначенные для снижения трения и износа трущихся поверхностей. В большинстве случаев это масла, получаемые переработкой нефти (минеральные масла), путем синтеза (синтетеические масла),… … Автомобильный словарь

    смазочные материалы — Вещ ва, облад. смаз. действием. Применяются для смазки трущихся деталей машин и приборов, а тж. при обработке металлов давлением. В качестве с. м. используют жидкие, преимущ. нефтян., масла, синтетич. масла, пластичные смазки, тв. вещ ва (графит … Справочник технического переводчика

    СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — в ва, обладающие смазочным действием. С. м. применяют для смазки трущихся деталей машин и приборов, а также при обработке металлов резанием и давлением, для предохранения металлич. пов стей от коррозии и др. целей. Различают С. м. жидкие,… … Химическая энциклопедия

    смазочные материалы — вещества, обладающие смазочным действием. Основа мазочных масел: смазочные масла, пластичные смазки, твердые смазки и смазочно охлаждающие жидкости. * * * СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, вещества, обладающие смазочным действием. Основные … Энциклопедический словарь

    смазочные материалы — смазочные материалы — обобщённое название веществ (жидких, пластичных, твёрдых или пастообразных), наносимых на поверхности деталей машин, механизмов, рабочих частей инструментов и т. п. Используются в технике для уменьшения трения при… … Энциклопедия «Жилище»

    смазочные материалы — [lubricants] вещества, обладающие смазочным действием. Применяются для смазки трущихся деталей машин и приборов, а также при обработке металлов давлением. В качестве смазочных материалов используют жидкие, преимуществ нефтянянные, масла,… … Энциклопедический словарь по металлургии

    Смазочные материалы* — (франц. graisse; англ. grease, smear, ungment; нем. Schmiermittel) представляют вещества различного происхождения и состава, при обыкновенной t° находящиеся в жидком, твердом и промежуточном между ними состоянии и предназначаемые для устранения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Смазочные материалы — (франц. graisse; англ. grease, smear, ungment; нем. Schmiermittel) представляют вещества различного происхождения и состава, при обыкновенной t° находящиеся в жидком, твердом и промежуточном между ними состоянии и предназначаемые для устранения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Смазочные материалы — вещества, обладающие смазочным действием (См. Смазочное действие). Применяются для смазки (См. Смазка) трущихся деталей машин и приборов, а также при обработке металлов давлением. В качестве С. м. используют жидкие масла преимущественно… … Большая советская энциклопедия

    Что относится к смазочным материалам

    Главное назначение смазочных материалов — уменьшать износы трущихся деталей и сокращать затраты энергии на трение. Кроме того, смазочные материалы отводят тепло, выделяющееся при трении, уплотняют зазоры в смазываемых узлах, удаляют с трущихся поверхностей продукты износа и предохраняют эти поверхности от коррозии.

    К смазочным материалам относятся масла и пластичные смазки.

    Смазочное масло должно обладать определенными свойствами в зависимости от условий, в которых оно будет работать в том или ином узле трения.

    Рекламные предложения на основе ваших интересов:

    Наиболее тяжелы эти условия в двигателях, где масло подвергается воздействию высокой температуры, разжижается топливом, частично обводняется, а также загрязняется пылью, частицами металла, образующимися при износе деталей, и продуктами распада масла.

    Масла для двигателей. Эти масла должны иметь определенную вязкость, температуру застывания и температуру вспышки, обладать хорошими противоизносными и моющими свойствами, стабильностью и коррозионностью.

    Вязкость — основное свойство масел. Внешне вязкость масла проявляется в его подвижности: чем меньше вязкость, тем масло более подвижно.

    От вязкости масла зависит возможность создания хороших условий для смазывания, а следовательно, и предохранение деталей от износа, а также хорошего охлаждения трущихся деталей.

    Вязкость масел для двигателей выбирается с учетом частоты вращения коленчатого вала двигателя. Для двигателей с большой частотой вращения коленчатого вала применяют масла с небольшой вязкостью.

    Вязкость масел измеряют в сантистоксах (сСт).

    Очень важно, чтобы вязкость масла незначительно изменялась с изменением температуры. А так как температура в картере двигателя зимой и летом неодинакова, то применяют сезонные сорта масел с разной вязкостью: менее вязкое — зимой (примерно 6 сСт при 100° С) и более вязкое — летом (примерно 10 сСт при 100° С).

    Широко используют всесезонные масла, применяемые и летом и зимой, что исключает трудоемкие работы по замене масла при подготовке автомобилей к зимней или летней эксплуатации.

    Температурой застывания называется температура, при которой масло теряет свою подвижность. Для зимних масел она значительно ниже, чем для летних.

    Температурой вспышки называется температура, при которой пары масла образуют горючую смесь с воздухом, воспламеняющуюся при поднесении к ней открытого пламени. Чем большую температуру вспышки имеет масло, тем меньше его сгорает при работе двигателя и, следовательно, тем меньше отложений оседает на стенки камеры сгорания и днище поршней.

    Под противоизносными, или, как их иногда называют, смазывающими, свойствами масел понимают их способность к образованию на поверхностях трения сопряженных деталей прочной пленки, препятствующей их износу.

    Под моющими свойствами понимают способность масла противостоять лакообразованию на горячих поверхностях.

    Под стабильностью понимается способность масел сохранять свои первоначальные свойства и противостоять внешнему воздействию. На стабильность масел для двигателей внутреннего сгорания, оказывают влияние химический состав масел, температурные условия и воздействие металлов и продуктов окисления.

    Коррозионные свойства масел зависят от наличия в них органических кислот, перекисей и других продуктов окисления, сернистых соединений, щелочей и воды.

    Коррозионные свойства масел оцениваются по кислотному числу. В процессе эксплуатации содержание кислот в масле возрастает в 3—5 раз, что зависит от химической стабильности масла, содержания антиокислителей и условий его работы.

    Условные обозначения марок масел включают: первый буквенный индекс М, обозначающий моторное масло, цифровой индекс, указывающий класс вязкости (8, 10, 12 или 63/10); второй буквенный индекс А, Б, В или Г, обозначающий группу по эксплуатационным свойствам.

    Для масел трех групп — Б, В или Г — введены подгруппы с индексами 1 и 2. Цифровой индекс 1 обозначает, что это масло для карбюраторных двигателей, а индекс 2, что это масло для дизельных двигателей. Индекс к в обозначении дизельных масел марок М-8Гк и М-ЮГк указывает, что масло предназначено для двигателей типа КамАЗ.

    Примеры расшифровки марок масел:

    М-8Б1— масло моторное для малофорсированных карбюраторных двигателей вязкостью 8 сСт при температуре 100° С;

    М-10В2—масло моторное для среднефорсированных дизельных двигателей вязкостью 10 сСт при температуре 100° С;

    М-63/ЮГ1—масло моторное для высокофорсированных карбюраторных двигателей. При низких температурах это масло можно рассматривать как зимнее с вязкостью 6 сСт, а при высоких — как летнее с вязкостью 10 сСт; буква з обозначает, что масло содержит загущающие (вязкостные) присадки и всесезонное применение.

    Для отечественных легковых автомобилей рекомендуются летом марки масел М-12Г,, М-12ГИ, зимой М-8Г1, М-8ГИ и круглый год — всесезонные М-6/10Г,, М-10ГИ.

    Для грузовых автомобилей ГАЗ -53А, ЗИЛ -130, «Урал» и их модификаций с карбюраторными двигателями рекомендуются зимой и летом масла М-8Б1 или М-8В1.

    Для дизелей КамАЗ рекомендуются летом М-10Г2к, зимой — М-8Г2к; для дизелей семейства МАЗ — летом М-ЮВг, зимой — М-8В2.

    Трансмиссионные масла. Эти масла предназначены для смазки агрегатов трансмиссии автомобиля (коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов) и рулевого механизма.

    В агрегатах трансмиссии масло испытывает большие давления, но не сгорает и не образует нагара. Трансмиссионные масла должны обладать высокой маслянистостью, хорошо прилипать к трущимся поверхностям механизмов трансмиссии, иметь повышенную вязкость и низкую температуру застывания.

    Для агрегатов трансмиссии и рулевого управления автомобилей выпускают специальные трансмиссионные масла, которые предназначены для гидроусилителей рулевого управления, гидромеханических коробок передач, амортизаторов, гидроподъемников автомобилей-само-свалов и др.

    Ассортимент автомобильных трансмиссионных масел достаточно широк. В маркировку трансмиссионных масел входят буквы, означающие: Т —трансмиссионное, А — автомобильное, С — из сернистых нефтей, П — с присадкой, д — долгорабо-тающее, и цифра после дефиса, показывающая кинематическую вязкость в сантистоксах при температуре 100° С.

    Кроме того, применяют и дополнительные индексы, например И —

    импортная присадка, ГИП — гипоидное.

    Основные марки масел, применяемые для зубчатых передач:

    ТСп-10— зимнее для средней климатической зоны и всесезонное для северных районов;

    ТАп-15в — всесезонное для умеренной и жаркой климатических зон.

    Пластичные (консистентные) смазки. В отличие от смазочных масел пластичные смазки представляют собой мазеподобные вещества, применяемые для смазывания тех узлов трения, в которых масла плохо удерживаются (вытекают) или подвергаются сильному воздействию грязи, пыли и воды. К таким узлам трения относятся трущиеся пн; динения ходовой части, органон управления, подвески, а также отдель ные детали двигателя и трансмиссии. Смазки применяются также для защиты деталей от коррозии.

    По составу смазки представляют собой смеси минеральных масел с различного рода загустителями, которые в основном и определяют эксплуатационные свойства масел. В качестве загустителя чаще всего применяют мыло.

    Смазки могут иметь следующие присадки: против окисления, повышающие ее стабильность, улучшающие вязкостно-температурные и другие свойства. Их вводят в масло, на котором готовят смазку. Кроме присадок, в смазку добавляют твердые наполнители, чешуйчатый графит или дисульфит молибдена, улучшающие ее антифрикционные свойства.

    Номенклатура выпускаемых смазок довольно широка.

    Кальциевые смазки называют со-лидолами. Солидолы выпускают двух разновидностей: обычные и пресс-соли долы.

    К пластическим смазкам относится графитная смазка УСсА — грубая плотная мазь с серебристым оттенком. Она изготовлена на более вязком масле, чем солидол С, и в ее состав входит около 10 % наполнителя — графита П грубого помола.

    Литиевые смазки получают все большее распространение благодаря своим ценным эксплуатационным качествам. И прежде всего это Литол-24— мягкая мазь вишневого, реже коричневого цвета. Ее можно применять как единую смазку для всех основных узлов трения автомобиля вместо практически всех смазок, причем в результате такой замены узел трения будет меньше изнашиваться, а сроки между сменой смазки можно увеличить. Кроме того, Литол-24 обладает хорошими консервационными свойствами.

    ЦИАТИМ -201 — низкотемпературная мягкая желтая или светло-коричневая мазь. Применяют ее в узлпх трения всех типов, где имеются небольшие удельные нагрузки, ;i также там, где требуется незначительное усилие сдвига, например в гибком валу спидометра.

    Если отсутствуют стандартные сорта масел и смазок, применять заменители можно только по рекомендации заводов-изготовителей.

    Пластичные (консистентные) смазки

    В узлах трения, где жидкая смазка не может удержаться на трущихся поверхностях смазываемых деталей, применяют пластичные смазки.

    Пластичные смазки представляют собой смесь минеральных масел с различного рода загустителями. Смазки, в которых в качестве загустителя использовано кальциевое мыло, называются солидолами, а смазки с загустителями в виде натриевого мыла — консталинами. Выпускаются также кальциево-натрневые смазки, а также смазки на литиевой основе — литолы.

    Кальциевые смазки отличаются влагоустойчивостью (не смываются водой) и применяются для смазки деталей, подверженных воздействию воды. Натриевые смазки более тугоплавки, чем солидолы, но менее влагоустойчивы. Их применяют для деталей, работающих при повышенной температуре. Кальцпево-нат-риевые смазки занимают промежуточное положение.

    Солидолы выпускают на жировой и синтетической основе.

    Используют солидолы для смазки шарнирных соединений деталей ходовой части и механизмов управления (рессорных пальцев, втулок шкворней, шарнирных соединений рулевых тяг и др.).

    Для подшипников ступиц колес автомобилей МАЗ и КрАЗ рекомендуется смазка Литол-24, ГОСТ 21150—75.

    В настоящее время универсальная водостойкая смазка, предназначенная для смазывания подшипников и других узлов трения, механизмов, выпускается по ГОСТ 84366—64. В соответствии с этим ГОСТ ом установлены две марки смазки: пресс-солидол С и солидол С (смазка УСс — автомобильная). В состав этих смазок входят масла индустриальные и кальциевые мыла синтетических жирных кислот. Содержание мыла в пресс-солидоле С должно быть не менее 9%, а в солидоле С — не менее 12%.

    Внешне эти солидолы должны представлять собой однородную мазь желтого или темно-коричневого цвета.

    Пластичная смазка не должна оказывать коррозийного действия на смазываемые детали. Испытывают коррозийное действие смазки нанесением ее слоя на стальную или медную пластины, которые должны находиться 4 ч при температуре 70 °С. После испытания на пластинах не должно быть заметно пятен и коррозийных точек. При испытании на медных пластинах не должно быть также зелени, темно-коричневых и серо-стальныя пятен и налетов, допускается только незначительное Изменение цвета медных пластинок.

    Кроме вышеуказанных пластичных смазок отечественная промышленность выпускает универсальную тугоплавкую смазку УТ (жировой консталин) двух марок: УТ-1 и УТ-2, универсальную тугоплавкую синтетическую смазку УТС (синтетический консталин) двух марок: УТс-1 и УТс-2, а также универсальную тугоплавкую морозостойкую смазку УТМ для механизмов, работающих при низких температурах.

    Особая пластичная смазка предназначается для листов рессор. Она состоит из минерального масла, загущенного кальциевым мылом, с добавлением 10—11% коллоидного графита.

    Детали, требующие предохранения от коррозии при длительном их хранении, а также подшипники, испытывающие малые нагрузки, смазывают техническим вазелином, который состоит из минерального масла с загустителем в виде парафина.

    Важнейшим параметром, определяющим качество пластичных смазок, является температура каплепадения, которая показывает, при каких условиях может работать данная смазка. Температура эта соответствует такому состоянию смазки, при котором происходит падение первой капли смазки в результате ее нагрева в специальном сосуде,

    Разновидности и особенности ГСМ

    Прайс Газпром с 14.08.2021 (ДТС +200, АИ-92 +400)

      13 авг 2021

    Повышение цен на оптовом топливном рынке в августе 2021г. Газпромнефть Москва повышает цены на АИ-92, ДТС: 92 бензин.

    Прайс Газпром с 12.08.2021 (ДТС+200)

      11 авг 2021

    Повышение цен на оптовом топливном рынке в августе 2021г. Газпромнефть Москва повышает цены на ДТС: ДТС +200.

    Прайс Газпром с 05.08.2021 (АИ-92 +300)

      04 авг 2021

    Повышение цен на оптовом топливном рынке в августе 2021г. Газпромнефть Москва повышает цены на АИ-92: 92 бензин +300.

    ГСМ (горюче-смазочные материалы) — продукты перегонки нефти. Это промышленная продукция, поэтому реализуют ее исключительно специализированные компании. Изготовление всех типов ГСМ строго регламентируется действующими стандартами и нормативными требованиями. Поэтому каждая партия горюче-смазочных материалов обязательно должна сопровождаться документами с результатами лабораторных исследований, которые подтверждают ее качество.

    В категорию ГСМ входят:

    • горючее — бензин, дизельное топливо, керосин, попутный нефтяной газ;
    • смазочные материалы — моторные и трансмиссионные масла, пластичные составы и вещества;
    • технические жидкости — тосол, антифриз, тормозная жидкость и другие.

    Это обширная группа продукции, каждая из разновидностей которой имеет широкую сферу применения.

    Виды топлива

    Топливо — самая многочисленная категория горюче-смазочных материалов. Она включает:

    • Бензин. Предназначен для работы двигателей внутреннего сгорания. Для него характерна быстрая воспламеняемость, которая в ДВС происходит в принудительном порядке. Выбирая тип горючего, нужно учитывать состав, октановое число (влияет на детонационную стабильность), давление пара и прочие характеристики.
    • Керосин. Изначально его использовали исключительно для освещения. Однако особые физико-химические свойства сделали горючее основным компонентом ракетного топлива. Керосин обладает высокой испаряемостью и повышенной теплотой сгорания, хорошо переносит низкие температуры и уменьшает трение между деталями. Из-за последнего свойства он часто используется в качестве смазывающего материала.
    • Дизтопливо. Оно может быть маловязким и высоковязким. Первое используется для грузового транспорта и других быстроходных машин. Дизель с высокой вязкостью применяется для низкооборотистых двигателей и промышленного оборудования, тракторов и специальной техники. Благодаря доступной цене, низкой взрывоопасности и высокому КПД, солярка стала одним из самых востребованных видов топлива.

    Природный газ в жидкой фракции, который используется для заправки автомобилей, — это не продукт переработки нефти, потому, согласно принятым стандартам, к ГСМ не относится.

    Смазочные материалы как разновидность ГСМ

    Смазочные материалы применяются для снижения трения между частями машин и их защиты от износа. В зависимости от консистенции смазки могут быть:

    • полужидкими;
    • пластичными;
    • твердыми

    Их характеристики зависят от наличия в составе присадок — дополнительных веществ, улучшающих эксплуатационные свойства. Добавки могут улучшать как один, так и сразу несколько показателей. Различают, к примеру, противоизносные и моющие добавки, оберегающие детали от наслоения отложений.

    В зависимости от способа изготовления масла делятся на три вида:

    • синтетические;
    • минеральные;
    • полусинтетические.

    Последние являются комбинацией фракций, полученных искусственным путем, с минеральными составами, являющимися результатом нефтепереработки. Каждый продукт имеет свою маркировку, по которой определяют его предназначение. В ней отражены качество, вязкость, наличие присадок, соответствие определенному стандарту и сезонность. Более полную информацию о горюче-смазочных материалах можно получить у наших менеджеров.

    Остались вопросы?

    Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!

    Оцените статью
    Добавить комментарий