- Если отключить лямбда зонд что будет
- Что будет, если отключить лямбда зонд? Рассказываем и показываем
- Скачать PDF
- Содержание
- Как это работает?
- Разновидности датчиков
- Можно ли ездить без этого датчика?
- Диагностика
- Что будет, если отключить лямбда зонд?
- Отключение лямбда-зонда
- Стоит ли отключать лямбда-зонд?
- Истории автовладельцев
- Что будет, если отключить лямбда зонд? (Видео)
- Отключение (заглушка) лямбда-зонда
- Заменить лямбда-зонд
- Преимущество установки нового датчика кислорода
- Очистить лямбда-зонд
- Установить обманку лямбда-зонда
- Виды обманок на лямбда-зонд
- Плюсы и минусы установки обманки лямбда-зонда
- Отключить лямбда-зонд программно
- Что будет, если отключить лямбда зонд в автомобиле
- Что такое лямбда-зонд
- Типы лямбда-датчиков и для чего они нужны
- Отключение
- Как можно определить, когда лямбда-датчик неисправен или отключен
- Наиболее распространенные проблемы с лямбда-зондом
- Что будет, если в смеси окажется слишком много или слишком мало кислорода?
- Сколько стоит замена лямбда-датчика
- Где купить
- Видео по теме
- ЛЯМБДА-ЗОНД В ОТКЛЮЧКУ
Если отключить лямбда зонд что будет
Что будет, если отключить лямбда зонд? Рассказываем и показываем
Скачать PDF
В современном автомобиле достаточно много различных датчиков, о предназначении которых многие водители не знают. Поэтому, вопрос, что будет, если отключить лямбда зонд не является редким. Это датчик довольно мудреный, в отличие от прибора, контролирующего положение коленвала, а также других схожих датчиков. Лямбда зонд пугает непонятным названием. Вот поэтому, многие автолюбители и считают этот датчик полностью бесполезным, другие считают его источником всех бед. Попробуем разобраться, кто прав по отношению к этому зонду. Ведь на самом деле, это очень важная деталь, только она должна быть гарантированно исправной.
Содержание
- Как это работает?
- Разновидности датчиков
- Можно ли ездить без этого датчика?
- Диагностика
Как это работает?
При необходимости он подает сигнал блоку управления, принуждая увеличить или уменьшить количество кислорода в смеси. Также, часто устанавливают лямбда зонд после катализатора. В таком случае, он проверяет состав отработанных газов. При высоком уровне токсичных веществ подается сигнал на блок управления. Как результат, загорается «чек», при компьютерной диагностике можно считать ошибку неисправности катализатора.
Называется этот датчик по греческой букве ? (лямбда). Именно так в физике обозначается отношение объема кислорода к основной массе топлива в составе горючей смеси. Нормальным считается показатель ?=14,7 на единицу топлива. Если этот показатель окажется ниже или меньше, датчик дает команду на блок управления для изменения соотношения.
Разновидности датчиков
Все зонды полностью одинаковы по принципу действия. Все различия заключаются в особенностях подключения электропитания. На практике, обычно различают их по количеству проводов, которые подключаются к зонду. Наиболее распространены двух- и трехконтактные датчики. Также существуют варианты с подогревом и без него. Датчики с подогревом более эффективны при запуске двигателя в зимнее время, они показывают более качественный результат.
При необходимости, оба типа зондов взаимозаменяемы. Также можно устанавливать датчик от любого автомобиля, даже с другим количеством проводов. Только в таком случае придется повозиться с подключением.
Можно ли ездить без этого датчика?
На самом деле, в большей части случаев автомобиль при отказе лямбда зонда можно эксплуатировать, только на некоторых моделях при отказе невозможно будет завести двигатель. Тут возникает другой вопрос, насколько это будет эффективно и полезно. Первым признаком отказа является повышенный расход топлива. Связано это с неправильной реакцией блока управления на текущую ситуацию. Также, обычно машина начинает «тупить», это также является следствием проблем с зондом (см. статью «Почему машина тупит при разгоне»).
Как видите, ездить на машине в большей части случаев можно. Но, при этом, придется смириться с повышенным расходом топлива. Также, езда на автомобиле оказывается довольно затруднительной из-за низкой приемистости. Если отключить исправный зонд, то возникнут проблемы с работой двигателя. На отключение неисправного датчика машина не отреагирует.
Диагностика
Зачастую, за отказ лямбда-зонда принимают совершенно другие поломки. Поэтому, перед покупкой нового датчика (стоит он немало), обязательно стоит провести диагностику. Наиболее оптимальным вариантом является использование диагностического сканера. Компьютер обычно показывает, есть ли ошибка лямбда зонда. В некоторых случаях имеется комплекс проблем, помимо кислородного датчика отказывают и некоторые другие части автомобиля.
Существует также «колхозный» метод диагностики. Заключается он в отключении датчика и проверке, как автомобиль будет работать без него. Считается, что при исправном зонде его отключение повлечет за собой ухудшение работы двигателя, или невозможность его завести. При неисправном датчике изменений не возникнет. К сожалению, такой способ диагностики не всегда надежен, лучше провести компьютерную диагностику.
Что будет, если отключить лямбда зонд?
Лямбда-зонд — это датчик, который оценивает состав выхлопных газов во время работы автомобиля при разных нагрузках и скоростных режимах.
Он передает сигнал на главный блок управления двигателем, после чего оптимизируется состав топливо-воздушной смеси. Лямбда-зонд, или кислородный датчик (КД), находится в системе выхлопных газов перед катализатором.
При неисправности датчика или катализатора либо при превышении допустимых норм показателей на панели приборов загорается лампочка «check engine». Она свидетельствует о том, что нужно провести диагностику двигателя. В данном случае результат диагностики отобразит одну из трех вышеперечисленных причин. Для проверки используют специальные диагностические сканеры.
Отключение лямбда-зонда
Некоторых автолюбителей интересует, можно ли отключить КД. Теоретически сделать это возможно, но нежелательно. Лямбда-зонд отключать не рекомендуется, потому что электронный блок управления (ЭБУ) двигателя включает автономный режим подачи топливо-воздушной смеси. Это влияет на расход топлива в худшую сторону, приводит к увеличению токсических веществ в выхлопных газах. Если же ездить с отключенным или неисправным КД долгое время, то могут возникнуть следующие проблемы:
- быстро возникнет черный сажевый налет на свечах зажигания, что приведет к плохому запуску двигателя, особенно на холодную, плохой воспламеняемости топливо-воздушной смеси, уменьшению зазора свечи;
- нагар на клапанах, что приводит к уменьшению продуваемости всасывающих и выхлопных каналов в ГБЦ, всасывающем коллекторе и выхлопном коллекторе, из-за чего снижается мощность автомобиля;
- нагар в катализаторе, что даже может привести к его расплавлению, после чего двигатель будет глохнуть сразу после запуска;
- нагар на поршнях, что может в итоге стать причиной капитального ремонта, как и вышеперечисленные неисправности.
В связи с вышеперечисленным вопрос, можно ли ездить с отключенным КД, имеет отрицательный ответ, ведь ни одному автомобилисту не хочется, чтобы с его транспортом возникали серьезные проблемы.
Отключение кислородного датчика возможно во время ремонта выхлопной системы. Но предварительно необходимо отсоединить клеммы аккумулятора, так как любое разъединение фишек детали записывается в ОЗУ блока управления, а на некоторых моделях автомобилей информация сразу отправляется в ПЗУ.
Стоит ли отключать лямбда-зонд?
Автолюбители со стажем отключают КД только в тех случаях, когда он пришел в негодность или произошло механическое повреждение проводов лямбда-зонда. Из-за этих проблем на блок управления будут передаваться непредсказуемые параметры, что приведет к неадекватному поведению автомобиля. К примеру, машина может начать терять тягу либо ее мощность снизится. Также может увеличиться или уменьшиться топливо-воздушная смесь. Если же отключить датчик путем размыкания, то будет подаваться среднее значение параметров выхлопных газов, что позволит добраться до автосервиса для дальнейшей диагностики и выявления неисправности. Долго же ездить с отключенным КД не рекомендуется, как уже говорилось выше. Неисправный датчик необходимо заменить.
Истории автовладельцев
Так как лямбда-зонд является достаточно «коварным» датчиком, то с ним может быть связано немало проблем. Часто при повышенном расходе топлива автовладельцы считают, что причина заключается именно в КД. Ниже приведены три истории владельцев легкового транспорта, которые наглядно демонстрируют проблемы и их решения.
Алексей, пользователь автомобильного форума из Ростова, является обладателем автомобиля Mazda 3 с двигателем объемом 2,0 л. У него возникла проблема повышенного потребления топлива. Даже в спокойном режиме передвижения машина тратила по 15 литров на сотню километров. Также на приборной панели горел «чек» ошибки, свидетельствующий о неисправности лямбда-зонда, как считал водитель. Новый датчик для его автомобиля стоит от 10 тысяч рублей, и Алексей не был готов потратить такие деньги. Был вариант приобрести аналог детали марки BOSCH стоимостью 3 тысячи рублей, но он мог не подойти к автомобилю из-за сопротивления. Поэтому автовладелец начал искать другие методы решения проблемы. Он вспомнил, что полтора месяца назад начал заправлять авто на АЗС «Лукойл», после чего и загорелся «чек». Знакомый посоветовал добавить в бак присадку, которая повышает октановое число бензина. Но в магазине автовладельца отговорили от этого, потому что есть большой риск спалить клапана. Зато Алексею посоветовали приобрести чистящую присадку, которая также заливается в бак. Еще он проверил уровень масла и долило его до должного уровня. Бензин Алексей залил уже на другой заправке, после чего добавил присадку. Расход топлива снизился до 9,5 литров, а чек потух. Можно сделать вывод, что ошибка может возникать еще и из-за некачественного бензина, а не только из-за неисправностей выхлопной системы.
Вторую историю поведал Сергей, который приобрел с рук автомобиль Opel Vectra A 1989 года выпуска. Расход топлива был слишком большой и достигал 12 литров на 100 км. Так как горела лампочка Check engine, то было принято решение провести диагностику. Она показала неисправность лямбда-зонда. Сергей заменил кислородный датчик, это помогло, но лишь на две недели. После этого датчик снова пришел в негодность, и загорелся «чек». Автовладелец поставил уже «бэушный», чтобы не тратить много денег. Это также решило проблему ненадолго. Сергей начал искать более подробную информацию и выяснил, что ранее на Vectra A устанавливались двигатели другого типа, а как раз начиная с 1989 года, были внедрены новые моторы. Конструктивно они ничем не отличались, но в старых двигателях лямбда-зонд не был предусмотрен, и использовалась другая прошивка. Путем перепрошивки проблему удалось исключить, ведь блок управления теперь считал КД несуществующим.
Пользователь автомобильного форума Taylor из Краснодара жаловался на высокий расход топлива автомобиля ВАЗ. Он решил поменять лямбда-зонд, думая, что это поможет. Но в итоге ему не удалось его отсоединить, и автолюбитель продолжил ездить с отключенным датчиком. Естественно, что проблема не была решена, хотя расход и несколько снизился. Ситуация успешно разрешилась, когда человек поехал в автосервис, где ему установили новую деталь.
Что будет, если отключить лямбда зонд? (Видео)
Отключение (заглушка) лямбда-зонда
Дата: december 30, 2016 10:51 am
Найдите специалиста по чип-тюнингу
Сделайте чип-тюнинг у проверенного специалиста с выдачей сертификата и возможностью манибэка.
АДАКТ против удаления корректно работающего катализатора.
Узнайте про возможные последствия для автомобиля.
Ездить с неисправным кислородным датчиком нельзя. Машина теряет в динамике, повышается расход топлива. Поэтому автовладельцы меняют, чистят, устанавливают обманки или программно отключают лямбда-зонд (глушат). Какой из способов лучше? Разобрали плюсы и минусы каждого.
Заменить лямбда-зонд
Если кислородный датчик неисправен, есть несколько вариантов решения проблемы. Одна из них — поменять ДК. Сделать это можно самостоятельно, купив новую деталь в специализированном магазине или автосервисе. Обратите внимание на маркировку, которая нанесена на старый зонд. С точно такой же должен быть новый зонд.
Замена происходит обязательно на охлажденном двигателе и отключенном зажигании. Для начала от старого устройства отключаются провода. Затем гаечным ключом отсоединяется старый зонд, а на его место ставится новый. Работать надо осторожно, не срывая резьбу.
Если не уверены, что справитесь, обратитесь к специалистам. Они сделают работу качественно. Следующие 50 000–100 000 км оригинал отработает на отлично.
Преимущество установки нового датчика кислорода
- Экономит топливо от 5 до 15%. Изношенность ДК влияет на расход топлива, поэтому установка нового вернет его в норму;
- Улучшает работу двигателя;
- Со 100% уверенностью оповещает о выходе из строя катализатора;
- Уменьшает выброс вредных веществ.
Существенный минус такого решения — цена. Стоимость нового лямбда-зонда доходит до 25 000 рублей. А если у машины отключен или выбит катализатор, замена не поможет. Нужно программное отключение — чип-тюнинг.
Очистить лямбда-зонд
Часто на кислородном датчике накапливается копоть, а внутри оседают продукты горения. Это мешает ему работать в полную силу. У машины пропадает тяга, снижается максимальная скорость и растет расход топлива. Один из вариантов решения проблемы — чистка лямбда-зонда.
Как проходит чистка кислородного датчика:
- Перед чисткой зонда внимательно осмотрите его. Если есть повреждения, либо конструкция деформирована, то неисправность вряд ли связана с загрязнением. Если повреждений нет, можно чистить.
- Вам понадобится ортофосфорная кислота, которая хорошо разъедает накипь и очищает от сажи. Не используйте инструменты механической очистки: железная щетка, наждачная бумага, надфиль и прочее. Вы повредите слой из драгоценного металла, и датчик станет непригодным к использованию.
Снимите кислородный датчик с автомобиля и поместите в кислоту. Чтобы ускорить процесс, возьмите мягкую кисть и равномерно нанесите жидкость по всей поверхности. - Ортофосфорная кислота очищает лямбда-зонд за 15–25 минут. После промойте устройство теплой водой и тщательно высушите.
К сожалению, чистка помогает далеко не всегда.
Если ортофосфорные ванны не принесли результата, датчик кислорода следует заменить или отключить программно.
Установить обманку лямбда-зонда
Сломанный или некорректно работающий ДК невозможно починить, но можно заменить на дорогостоящий новый или установить обманку. Многие автовладельцы выбирают этот простой способ обмана электронного блока управления. При этом обманка посылает ЭБУ усредненный (похожий на рабочий) сигнал и компьютер думает, что все нормально. При этом пропадает весь смысл адаптивности двигателя. Компьютер не понимает насколько качественно готовится смесь и насколько экологичен выхлоп. Без нормального датчика ЭБУ сходит с ума, что приводит к повышенному расходу топлива и другим неприятностям.
Виды обманок на лямбда-зонд
- Механическая обманка. Эта универсальная запчасть устанавливается практически на все автомобили. Внутри нее есть мини-катализатор, через который проходят выхлопные газы. Там они немного очищаются и электронный блок управления получает заниженные значения вредных выбросов.
- Электронная обманка. Она специально программируется под определенную марку, объем и год выпуска автомобиля, что делает ее дороже механической. Присоединяют устройство к проводам, через которые значения корректируются до допустимых.
В обоих случаях сигналы с первого и второго кислородного датчика будут разными. ЭБУ примет эти показания за нормальную работу катализатора.
Плюсы и минусы установки обманки лямбда-зонда
Обманка лямбда-зонда погасит «Check Engine». Стоимость, по сравнению с другими решениями, небольшая, поэтому это самая популярная процедура.
Обманка не учитывает разные параметры и условия работы двигателя. Например, регулировку впрыска топлива. Поэтому при автоматической корректировке показания через какое-то время выйдут за пределы условно-нормальных, снова вылезет ошибка Р0140 и загорится чек.
Отключить лямбда-зонд программно
После физического удаления катализатора программное отключение лямбда-зондов, стоящих после него, обязательный этап. Без адаптации находящийся после катализатора ДК передает неправильные показатели выхлопа, загорается чек и двигатель уходит в аварийный режим. Это чревато увеличенным расходом топлива и плохой динамикой.
Отключение с помощью чип-тюнинга принесет приятные бонусы:
- Увеличатся показатели мощности и крутящего момента;
- Снизится расход топлива (по сравнению с аварийным режимом);
- Улучшится тяга на низах;
- Станет отзывчивей педаль газа;
- Улучшится общая динамика автомобиля, разгон станет более резвым;
- Переключения коробки передач будут более плавными;
- Оптимизируется работа двигателя с включенным кондиционером, машина перестанет «тупить».
Программное отключение лямбда-зондов проводят партнеры ADACT в России и странах СНГ.
Что будет, если отключить лямбда зонд в автомобиле
У лямбда-зонда есть важная функция, но мало кто о ней догадывается. Важно заранее узнать, для чего он нужен, как работает и сколько стоит, если необходима замена.
Лямбда-зонд так же важен, как и другие датчики в машине. Его функция заключается в измерении концентрации кислорода, что позволяет обеспечить идеальное сгорание смеси в двигателе. Лямбда-зонд также известен как датчик кислорода.
Что такое лямбда-зонд
Лямбда-зонд используется для проверки качества сгорания топливной смеси, другими словами, он измеряет количество остаточного кислорода в выхлопных газах. Это означает, что если в выхлопных газах много O2, то в смеси сгорания есть избыток воздуха, но если кислорода мало, то это хороший признак и смесь в двигателе оптимальна. Эта деталь также будет важна для тех, у кого чистота окружающей среды является приоритетом.
Для неспециалистов следует отметить, что в бензиновом двигателе смесь должна быть стехиометрической: один грамм бензина следует сжигать на каждые 14 граммов воздуха. Должна соблюдаться именно эта пропорция, в противном случае произойдет чрезмерное окисление углеводородов внутри катализатора.
Для начала измерения O2 лямбда-зонду необходимо достигнуть температуры около 340 градусов Цельсия. По этой причине датчик всегда находится под действием электрического сопротивления для его нагревания.
Типы лямбда-датчиков и для чего они нужны
Существует два типа лямбда-зонда:
- Узкополосный: он менее точен, но дешевле.
- Широкополосный: более точный и дорогой.
Лямбда-зонд имеет две функции, и обе они имеют фундаментальное значение. Одна из них заключается в анализе, а другая — в контроле и информировании «мозга двигателя» транспортного средства для того, чтобы сгорание топлива происходило идеально.
Две функции лямбда-зонда:
- Задача управления: лямбда-зонд расположен перед каталитическим нейтрализатором и анализирует количество O2 в воздухе. В этом случае он действует как датчик.
- Информационная задача: именно датчик посылает записанные данные в блок управления двигателем машины, который действует в соответствии с зафиксированным кислородом. Со своей стороны, двигатель пытается достичь идеальной смеси и рассчитывает точное количество топлива, которое будет впрыскиваться в цилиндры, для обеспечения максимальной эффективности.
Отключение
Автовладельцу может быть интересно, что будет, если самостоятельно отключить лямбда зонд. Теоретически это возможно, но крайне нежелательно. Если отключить лямбда зонд, ЭБУ включит автономный режим подачи смеси. Со временем это приведет к разным проблемам — нагару на поршнях, катализаторе, клапанах и так далее. Всё это в конечном итоге может привести к необходимости капитального ремонта.
При удалении катализатора отключить лямбда зонд можно программно. Программа движка подстроится под работу без датчика. Многие автосервисы предлагают услугу по отключению датчика кислорода.
Как можно определить, когда лямбда-датчик неисправен или отключен
Это можно понять по трем сигналам, которые поступают от самого транспортного средства:
- Потеря работоспособности.
- Увеличение потребления топлива.
- Нестабильный холостой ход.
Наиболее распространенные проблемы с лямбда-зондом
Отключение этого компонента является крайне негативным для автомобиля, потому что это приведет к серьезным последствиям. Если есть дисбаланс в смеси, то это может очень дорого обойтись владельцу транспортного средства.
Что будет, если в смеси окажется слишком много или слишком мало кислорода?
Если кислорода мало, то топливо сгорает не так, как должно. Если это произойдет, тогда можно будет увидеть, что выхлопные газы выбрасывают сажу.
Если кислорода много, это также вредно для двигателя. Значит сгорание проходит не идеально. Оксид азота будет вытеснен и двигатель может остановиться.
Без сомнения, лямбда-датчик является важной частью работы машины, так как он контролирует эффективность работы двигателя, управляя смесью воздуха и топлива. Он отвечает за подачу точного количества топлива в цилиндры, чтобы двигатель работал с максимальной эффективностью.
Если лямбда-датчик работает неправильно, то расход топлива автомобиля будет снижен, а сокращение выбросов загрязняющих веществ не будет контролируемым и не будет соответствовать действующим нормам.
Неисправность лямбда-зонда может привести к механическим неисправностям, более высоким затратам на ремонт, повышенному расходу топлива и штрафам.
Этот компонент нуждается в техническом обслуживании и, при необходимости, замене. По мнению экспертов, средний срок службы лямбда-датчика составляет около 180 000 километров.
Сколько стоит замена лямбда-датчика
Цена лямбда-датчика составляет около 1800 рублей, и заменить его нетрудно, хотя это зависит от того, где он находится.
Это не дорого, особенно если сравнить его цену с затратами, которые могут быть вызваны его поломкой. Поэтому не стоит экономить на поддержании датчика в хорошем состоянии и менять его после окончания срока службы.
Где купить
Запчасти и другие изделия для автомобиля легко доступны для приобретения в автомагазинах вашего города. Но существует другой вариант, который недавно получил ещё и значительные улучшения. Долго ждать посылку из Китая больше не требуется: в интернет-магазине АлиЭкспресс появилась возможность отгрузки с перевалочных складов, расположенных в различных странах. Например, при заказе вы можете указать опцию «Доставка из Российской Федерации».
Переходите по ссылкам и выбирайте:
Видео по теме
ЛЯМБДА-ЗОНД В ОТКЛЮЧКУ
Как определить, насколько эффективно сгорает рабочая смесь в цилиндрах двигателя? Это можно сделать, оценив количественный состав компонентов, полученных в результате сгорания, или, другими словами, выяснив, что содержится в выхлопных газах.
Вот только компонентов в выхлопе не счесть. Проще всего оказалось определить концентрацию свободного кислорода. Здесь существует прямая логика. Если кислорода в отработавших газах маловато, то рабочая смесь в цилиндрах наверняка была чересчур богатой. Если кислорода много, можно говорить о бедной смеси. Причем концентрация находится в непосредственной зависимости от степени переобогащения или обеднения. Осталось передать эту информацию блоку управления двигателем, а уж электроника откорректирует подачу топлива в цилиндры таким образом, чтобы соотношение бензин/воздух в смеси стало оптимальным.
В теории коэффициент избытка воздуха в рабочей смеси обозначается греческой литерой «лямбда». Датчик, зондирующий выхлоп на предмет содержания в нем кислорода, соответственно называется лямбда-зондом.
Важная персона
Несмотря на то что лямбда-зонд — самая последняя инстанция, его правильная работа необычайно важна для двигателя, что совершенно понятно, поскольку сгорание рабочей смеси является определяющим для мощностных, экономических и экологических характеристик мотора. Если лямбда-зонд отказал, блок управления переводит двигатель в режим работы по усредненным параметрам, не отвечающим текущим нагрузочным и скоростным условиям движения. Поэтому неисправности лямбда-зонда обязательно сопровождаются снижением мощности, увеличением расхода топлива и содержания в выхлопе вредных веществ.
К сожалению, срок службы кислородных датчиков не превышает 100 тыс. км пробега. И даже этот ресурс они могут не выработать. Выход лямбда-зондов из строя ускоряется использованием некачественного топлива либо их регулярным перегревом, например, из-за догорания бензина в выхлопном коллекторе, что случается при льющих форсунках, пропусках зажигания, нарушениях фаз газораспределения. Выброс масла в коллектор при изношенных поршневых кольцах, проблемы с запуском, когда из-за многочисленных неудачных попыток несгоревшее топливо оказывается в выпускном тракте, также способствуют преждевременному отказу лямбда-зондов.
Стоит же кислородный датчик 20-120 у.е. в зависимости от модели автомобиля, причем в современных авто замена отказавшего лямбда-зонда может потребовать порядка 250 у.е. Если датчик нуждается в замене слишком часто, то не лучше ли вообще от него отказаться?
Такое желание с учетом низкой надежности лямбда-зондов инжекторных моторов ВАЗ и высокой вероятности заправить автомобиль низкокачественным бензином привело к развитию в России особого вида чип-тюнинга, при котором осуществляется программное отключение кислородного датчика именно на машинах из Тольятти. Для этого программа блока управления двигателем изменяется, чтобы работать, как будто пресловутого зонда не существует вовсе.
Известна проблема быстрого выхода из строя лямбда-зондов и владельцам подержанных иномарок. С нею столкнулся и Дмитрий. Ему слово.
История болезни
Opel Vectra A 1989 года выпуска с двигателем 1,6 л. На одометре значилось 340 тыс. км пробега. Неудивительно, что машина оказалась проблемной. На приборном щитке горел индикатор Check engine. Автомобиль потреблял слишком много бензина — по трассе около 10 л/100 км, в городе вообще литров 12, а то и больше. Почему купили? Прежний хозяин продавал дешево.
Нашли инструкцию, как считать коды неисправностей. Для этого надо замкнуть между собой определенные контакты в диагностическом разъеме. По миганию лампочки Check engine определили ошибку. Выяснилось, что виноват лямбда-зонд. Купили новый, поставили, и Check engine действительно утихомирился, а расход топлива пришел в норму. Но через две недели опять Check engine, опять лямбда-зонд. Поставили «бэушный». История повторилась, разве что лямбда-зонд б/у приказал долго жить еще раньше. Решили, что самостоятельно с вопросом справиться не можем, и отдали машину в сервис. Там лямбда-зонд поменяли в очередной раз, результат — снова деньги на ветер.
Тем временем я начал искать более подробную информацию по автомобилю и выяснил интересную вещь. Оказывается, на Vectra A устанавливалось два двигателя 1,6 л. Кроме C16NZ, который стоял на моей машине, был еще E16NZ. Собственно говоря, первый пришел второму на смену как раз в 1989 году, чтобы модель соответствовала действовавшим экологическим нормам. Конструктивно они ничем не отличались, только в E16NZ лямбда-зонда и катализатора не было вообще, а для блока управления двигателем предусматривалась другая прошивка.
Поскольку я в компьютерах подкованный, то поставил задачу заменить программу блока управления и тем самым превратить имеющийся C16NZ в E16NZ. Подвиг на это дело еще и тот факт, что прежний владелец, думая, что проблема в компьютере, купил в свое время другой блок, который теперь по наследству перешел ко мне. При наличии двух блоков риск в случае неудачи был минимальным. Пойди что-то не так, все можно было в любой момент вернуть на исходную.
Найти программу оказалось несложно. Кто-то добрый бескорыстно выложил в Интернете необходимую мне прошивку. Объем небольшой — около 200 килобайт. Оставалось только скачать ее на дискету. Позже я попробовал поискать программу чип-тюнинга для увеличения мощности, но такие нестандартные прошивки в свободном доступе отсутствуют — за них надо платить.
Операция на мозге
Нашлась также информация по процедуре перепрошивки. Сначала необходимо извлечь блок управления, который в Vectra A находится под передней панелью со стороны пассажира и закрыт пластмассовым щитком на защелках. Чтобы добраться до управляющего модуля, надо вывернуть саморезы из крышки на алюминиевом корпусе блока. Затем извлекаем печатную плату модуля, а из нее — самую большую из имеющихся микросхем. Она отличается не только размерами, но и наличием 28 выводов и светонепроницаемой наклейки.
Далее нужно специальное устройство — программатор. Кто с радиотехникой связан, поймет, что это такое. В программаторе старую прошивку стирают, а новую соответственно закачивают в микросхему. Остается вернуть микросхему на место и пропаять контакты. Это рекомендуется сделать, иначе из-за вибраций электрический контакт микросхемы с печатной платой будет постоянно теряться. Еще надо припаять к компьютеру подстроечный резистор. Это единственная новая деталь, появляющаяся в блоке после перепрошивки. С помощью резистора компьютер обучается — адаптируется к новым условиям. Если имеются радиотехнические навыки, опять же все это несложно.
Зонд-невидимка
Быть может, и стоило после перепрошивки выбить сердцевину из катализатора, но этого делать не стали. И провода от лямбда-зонда не отключали. Зачем, если этот датчик отключен программно? Компьютер просто перестал лямбда-зонд «видеть», потому что его нет в новой прошивке. Наверняка какой-то сигнал с этого датчика шел, но блоком управления он не принимался или не воспринимался.
А поведение машины поменялось до неузнаваемости. Раньше был вялый старт, теперь переборщишь с педалью газа — колеса срываются в пробуксовку даже на сухом асфальте. И, конечно, пришел в норму расход бензина, ради чего все и затевалось. Съездили на юг и обратно. По трассе при скорости 90 км/ч расход был меньше 6 л/100 км. А по паспорту на двигателе E16NZ как раз и должно быть около 5,5 л/100 км. С работающим лямбда-зондом было бы еще меньше на 100-200 граммов, но менять его каждые две недели — это, извините.
С современным автомобилем такого, пожалуй, не проделаешь. Теперь блоки управления, насколько я знаю, защищены от перезаписи. Надо располагать специальным кодом, для получения которого придется обращаться на завод-изготовитель. В принципе это правильно, потому что производитель защищает от умельцев то, что он делает. Но для наших условий эксплуатации это плохо.
Вердикт «АБw»
Плохо это или хорошо? В том, что выключение исправного лямбда-зонда приведет к увеличению содержания в выхлопных газах вредных для окружающей среды веществ, можно не сомневаться. Но это когда зонд, повторимся, исправен. А если по его вине двигатель «жрет» горючее бочками? Получается, что для экологии второй вариант может быть хуже первого. Правильный выход из данного положения — выяснить причину быстрого выхода из строя лямбда-зонда, устранить ее и заменить датчик.
Сергей БОЯРСКИХ. Фото автора.
Уважаемые читатели «АБw», если вы хотите поделиться собственным опытом эксплуатации и устранения каких-либо неисправностей, сделайте это в нашей газете. Связаться с редакцией можно по телефонам, почтовому или электронному адресам, которые указаны на последней странице «АБw».
Недавно в Германии появилось правило, согласно которому владельцы всех автомобилей, подвергшихся послепродажному вмешательству в компьютер, обязаны регистрировать сделанные изменения в TUV или у других сертифицированных специалистов. Если чип-тюнинг, которому подверглась машина, не будет зарегистрирован, считается, что автомобиль не получил разрешения на эксплуатацию. Вычислить доработанный блок нетрудно по так называемой контрольной сумме. После регистрации о чип-тюнинге придется сообщить в страховую компанию, которая может пересмотреть условия страхования.
В будущем похожими на лямбда-зонды датчиками обзаведутся дизели. В системах нейтрализации окислов азота, которыми их начинают оснащать для соответствия нормам Euro 5, предусмотрен впрыск мочевины в выпускной коллектор. Требуется точное дозирование, иначе лишний аммиак, оставшийся после реакции, образует в атмосфере азотную кислоту. Насколько надежными и долговечными будут эти датчики — вопрос. Не придется ли когда-нибудь программно отключать и их?