Что такое безопасная дистанция

Согласно п.85 ПДД "водитель обязан соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения в случае экстренного торможен
Содержание
  1. Что такое безопасная дистанция
  2. О безопасной дистанции наглядно и с примерами
  3. Как определяется безопасная дистанция между автомобилями по ПДД
  4. Что такое дистанция в ПДД: определение
  5. Безопасная дистанция между машинами по ПДД в метрах
  6. Минимальная
  7. В городе
  8. На загородной трассе
  9. В пробке
  10. При остановке
  11. На парковке
  12. Для грузовика
  13. До крупногабаритного автомобиля
  14. Боковой интервал
  15. Знак «Ограничение минимальной дистанции»
  16. Размер штрафов за несоблюдение расстояния
  17. Почему важно соблюдать дистанцию
  18. Что такое дистанция в ПДД
  19. Как соблюдать дистанцию
  20. Опасность движения на короткой дистанции
  21. И не вините оленей Санта-Клауса: объясняем, зачем и как соблюдать безопасную дистанцию на дороге
  22. Что такое безопасная дистанция?
  23. Почему надо соблюдать безопасную дистанцию?
  24. Какой должна быть безопасная дистанция?
  25. Как рассчитать безопасную дистанцию?
  26. Особые случаи
  27. СЮЖЕТ
  28. Какая дистанция должна быть между автомобилями?
  29. Понятие дистанции по ПДД
  30. Какая дистанция должна быть между транспортными средствами?
  31. Минимальная
  32. В городе
  33. На трассах
  34. В пробке
  35. На светофоре
  36. На парковке
  37. При остановке
  38. Штраф за несоблюдение

Что такое безопасная дистанция

О безопасной дистанции наглядно и с примерами

В пункте 85 ПДД записано: «Водитель обязан соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения в случае экстренного торможения или остановки…» При этом Правила никак не уточняют, каким образом следует рассчитывать эту самую безопасную дистанцию. Да и многих водителей, похоже, этот вопрос особо не интересует. До поры до времени…

Сценариев развития событий — множество. Например, выезжая на главную дорогу, водитель первого автомобиля начинает ускоряться, а затем притормаживает, чтобы пропустить транспорт или пешеходов, и в этот момент в него въезжает машина, ехавшая позади. Попутное столкновение может произойти и в момент перестроения, когда водитель второй машины смотрит по зеркалам или отвлекается на действия других участников движения (например, его начинают «прижимать» из соседнего ряда). В любом случае он какое-то время не смотрит вперед — этого достаточно, чтобы не успеть среагировать на то, что автомобиль впереди тебя начинает останавливаться.

Еще один типичный пример: водитель первого автомобиля ускоряется, чтобы успеть проехать перекресток или пешеходный переход, а потом, увидев, что не получится проскочить, начинает резко тормозить — и эта остановка оказывается полной неожиданностью для водителя второго автомобиля, который тоже думал, что успеет проехать, и тоже начал ускоряться.

Помимо дистанции играет роль и разность скоростей: если второй автомобиль изначально едет быстрее первого, риск того, что тормозного пути не хватит, возрастает.

Авария может быть вызвана и более банальными причинами: водитель по какой-то причине отвлекся от дороги «буквально на секунду». Такое случается сплошь и рядом и, как правило, не имеет никаких последствий, однако иногда и этой упущенной секунды достаточно, чтобы не успеть среагировать на внезапное изменение дорожной обстановки, особенно если не учитываются другие факторы риска. Например, такие, как скользкая дорога.

Играем в догонялки

Любую тему всегда проще раскрывать на наглядных примерах. Итак, два легковых автомобиля, Renault и Ford, и два водителя, по ходу заездов меняемся и машинами, и позициями, заезды проводим на разных скоростях в диапазоне от 40 до 70 км/ч и на разных покрытиях. При этом события развиваются по одному из двух сценариев.

Для начала «классика»: водитель первого автомобиля производит экстренное торможение — просто резко бьет по педали тормоза вплоть до полной остановки. И это становится «полной неожиданностью» для водителя второго автомобиля, вынужденного тоже прибегать к резкому торможению. Хватит ли дистанции, выбранной на свое усмотрение, но близкой к реальным условиям (как бы он ехал, держась в общем потоке), чтобы избежать попутного столкновения?

Оба водителя обладают значительным опытом, поэтому без проблем выдерживают безопасную дистанцию. Чтобы дойти до «грани», нужно взвинчивать темп или сокращать расстояние.

Меняем асфальтовое покрытие на микст из снега и льда, а вперед запускаем машину на шипованной резине. И этого уже достаточно, чтобы водитель Renault «догнал» Ford! «Перелет» на добрый метр в реальной ситуации точно обернулся бы битым железом. Но в наших заездах водители имели право на ошибку: автомобили двигались в разных рядах.

И еще, несмотря на то что участвующий в эксперименте водитель начинает реагировать, лишь когда вспыхивают стоп-сигналы на ведущей машине, он все же ожидает подобного развития ситуации. Можно предположить, что в реальных условиях задержка на оценку обстановки и принятие решения будет большей, а это лишние доли секунды и соответственно дополнительные метры. Именно они и будут иметь значение!

Цена реакции

Если у автомобилей сопоставимый тормозной путь, почему происходят попутные столкновения? Потому что тормозной путь — это лишь одна из трех составляющих остановочного пути, расстояния, которое проезжает автомобиль с момента обнаружения водителем опасности и до момента полной остановки. Остановочный путь также включает в себя расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя и время срабатывания тормозной системы.

Другими словами, процессу торможения предшествуют две фазы: реакция водителя (на оценку ситуации, принятие решения и действие — нажатие на тормоз — в зависимости от подготовки и состояния водителя уходит от 0,2 до 1,2 секунды, но обычно в расчетах применяется 0,8 секунды) и срабатывание тормозной системы (0,2 секунды). То есть прежде чем автомобиль начнет замедляться, еще около секунды он будет двигаться с первоначальной скоростью. При 60 км/ч это 16,7 м, при 90 км/ч — уже 25 м (помните, сколько метров вы держите перед собой в городе и на трассе?).

Резонно предположить, что именно на это расстояние может измениться первоначальная дистанция между двумя автомобилями после их экстренного торможения и остановки, и это при условии, что у обоих будет одинаковый тормозной путь. А он может отличаться как в меньшую, так и в большую сторону в зависимости от эффективности работы тормозной системы, массы автомобиля, установленных шин (что особо актуально в зимний период, когда шины с шипами и без них на разных покрытиях имеют значительные разбежки в показателях тормозного пути).

Просто перестроился…

А теперь представим другую ситуацию. Водитель идущей впереди машины плавно и без включения «поворотников» перестраивается в другой ряд, а перед вами «вдруг» оказывается пешеход, дорожный рабочий или пресловутый автомобиль прикрытия. Исход события теперь всецело зависит от вашей реакции, но дело дошло до «экстрима» во многом из-за неправильно выбранной дистанции, в результате чего времени на принятие решение и собственно действия остается совсем немного.

Мы решили сымитировать и эту ситуацию, выставив при помощи конусов небольшое препятствие. Водитель первого автомобиля объезжает его плавно, не показывая сигналов поворота. Водитель второй машины может реагировать (тормозить, объезжать), только когда увидит наше «препятствие».

Уже «пристрелочные» заезды на асфальте показали, что водителю второй машины для объезда препятствия приходится активно маневрировать и ехать на грани скольжения, а ведь он был морально готов к тому, что ему предстоит делать, был предельно сосредоточен.

Но стоило нам переместиться на микст снега и льда и приподнять темп, и вот уже второй водитель «косит пилоны», даже несмотря на готовность к маневру, свой опыт и хорошую резину!

Секунды, километры, метры

Как выбрать безопасную дистанцию? Одна из «народных» методик — разделить вашу скорость надвое, а полученная цифра и есть необходимое расстояние в метрах: при 60 км/ч — 30 м, при 90 км/ч — 45 м. Но все ли способны точно определить необходимое расстояние?

Гораздо проще использовать временной интервал, то есть двигаться не менее чем в нескольких секундах позади автомобиля, которой находится перед вами (в итоге дистанция получается такой же, как и в случае деления скорости надвое). Засечь временной интервал проще простого: выбираете любую привязку рядом с дорогой (знак, столб, светофор), фиксируете момент ее прохождения идущей впереди машиной, после чего считаете секунды (проговаривая 501, 502…). Вы должны проехать мимо этой же привязки не ранее чем через безопасный интервал времени.

Каким он вообще должен быть? Рекомендации специалистов варьируются в пределах 2-4 секунд. Согласны, что «вилка» достаточно широкая. Но к этому вопросу можно подойти дифференцировано (что, кстати, некоторые эксперты и делают): так, для простых условий крайний минимум можно определить в 2 секунды, для сложных (ограниченная видимость, скользкое покрытие, высокая скорость) — увеличивать дистанцию до 3-4 секунд.

Но давайте будем честны: выдержать даже 2 секунды в условиях плотного транспортного потока практически нереально, ведь при 60 км/ч нужно иметь перед собой 33,4 м свободного пространства, а при 90 км/ч — все 50. Стоит создать необходимый интервал, как его обязательно использует водитель из соседнего ряда, «нырнувший» в образовавшуюся брешь. Вынужденно используя уменьшенный интервал, нужно оставаться начеку. Впрочем, кто сказал, что за рулем вообще можно расслабляться?

Есть еще одно но: даже если вам удастся благополучно затормозить, остается риск того, что это не получится у едущего позади водителя!

Наш вердикт

Держать безопасную дистанцию сложно, но можно и нужно — для своего же спокойствия, здоровья и финансового благополучия. Старайтесь хотя бы придерживаться «правила двух секунд» и помните, что терять бдительность нельзя даже на вроде бы спокойном участке дороги.

Как определяется безопасная дистанция между автомобилями по ПДД

Каноны ПДД включают такое понятие, как средний тормозной путь автомобиля. Он подразумевает возможность торможения, едущего на скорости 60 километров в час автомобиля по нормальной дороге. В реальности безопасная дистанция между автомобилями варьируется, обусловливается несколькими моментами.

Что такое дистанция в ПДД: определение

По ПДД принято называть ездовое расстояние от одной машины к другой дистанцией без риска. Как правило, в современных дорожных условиях всегда встречается машина, идущая впереди, и риск аварии исключён только в одном случае: должен быть обеспечен такой промежуток до неё, который достаточен для торможения. Большая часть столкновений происходит как раз из-за короткого тормозного пути между автомобилями. Водитель не успевает сориентироваться, когда передний участник движения резко тормозит. В более тяжёлых случаях это приводит к цепной реакции и бьётся несколько машин подряд, например, зимой или в дождь.

Таким образом, понятие «дистанция» актуально для автомобилистов, перемещающихся вслед за другими участниками по той же траектории движения. Однако не менее важным является определение скорости движения.

  1. По ПДД, при определении наименьшей дистанции между автомобилями при движении, за основополагающий критерий берётся скорость ТС. Это значение делится на 2, и выводится самое оптимальное расстояние.
  2. Любой водитель со стажем автоматически сбрасывает скорость при сближении с впереди идущими машинами.
  3. Страховые агенты рекомендуют определять безопасный метраж как две трети длины кузова машины.
Читайте также  Датчик дпкв что это

Безопасная дистанция между машинами по ПДД в метрах

Дистанцию, как и скорость, задаёт сам водитель. В первую очередь он должен руководствоваться своим опытом вождения, особенностями модели авто и погодными условиями. ПДД включают пункты, согласно которым, дальность между автомобилями варьируется с учётом реальной дорожной обстановки. Принято различать минимально допустимый интервал, разрешённый промежуток на трассе и в городе, а также другие типы дистанций.

Минимальная

Самая оптимальная дистанция между машинами согласно ПДД — три метра. Но это только в идеальных условиях. Если идёт дождь, промежуток между транспортными средствами нужно увеличить как минимум в 4 раза, на снегу — в 3 раза.

Подробнее о качестве дороги и состоянии погоды:

  • сухой асфальт, без осадков — 3 м (2 сек);
  • некачественное, мокрое или глинистое покрытие — 4 метра (3-4 сек);
  • осадки в виде снега или дождя, гололёд — 6 метров (5 сек).

Водителям без должного опыта езды рекомендуется держать минимальную дистанцию в 8 метров или 7 секунд.

В городе

В условиях города темп движения гораздо выше, чем на трассах. Здесь чередуются разгоны, постоянная скорость, торможение. Поэтому безопасную дистанцию выдерживать очень сложно. Даже опытные автомобилисты, просидевшие за баранкой не меньше 7-8 лет, трудно привыкают к такому режиму.

Рекомендованная средняя дистанция в городе составляет 3 метра. Новичкам советуют выдерживать не меньше пяти метров. Им вообще тяжело, они стараются не приближаться к переднему авто ближе, чем на 5-10 метров, но тем самым создают проблемы. В образовавшийся просвет заезжает опытный водитель, расстояние между машинами резко сокращается. Всё это надо учитывать, действовать согласно конкретной ситуации, не забывая про закон.

На загородной трассе

Всё обусловливается качеством асфальта.

Вот какие пункты, касающиеся расстояния между автомобилями на трассе, прописаны в ПДД:

  • если нет особых препятствий на трассе, загрязнённых или заблокированных из-за ремонта участков пути, до передней машины надо выдерживать не менее трёх метров;
  • при наличии ям, опавших ветвей деревьев, других небольших препятствий, или если машина ездит ночью, расстояние нужно увеличить до четырёх метров;
  • если дорога обмёрзла, покрыта порошей, то в дневное время — шесть метров, в ночное — 7 метров;
  • на гололёде, покрытиях с тонкой плёнкой воды, во время снегопадов с частичным подтаиванием — семь метров.

В пробке

В заторах дистанция между автомобилями по ПДД должна составлять половину длины автомобиля, что аналогично 2 метрам. Этого промежутка вполне хватит, чтобы успеть поменять полосу и не создать аварийную ситуацию. Нужно учитывать всё, например, если передняя машина неожиданно заглохнет.

На сложных дорогах, в условиях плохой видимости, на узких улицах и закрытых поворотах промежуток следует выдерживать так, чтобы тормозной путь автомобиля был меньше, чем дистанция видимости.

При остановке

Останавливая машину, надо также соблюдать дистанцию, согласно погодным условиям и качеству дороги. На обледенелой дороге и снегу нужно выдерживать промежуток, равный 4 секундам.

Автомобиль останавливается часто под светофором, и здесь важно соблюдать правильную дальность, чтобы исключить возникновение аварии. Не рекомендуется приближаться к переднему автомобилю меньше, чем на 2-3 метра.

На парковке

В ПДД этот пункт чётко не прописан. Дело в том, что длина до припаркованной машины здесь зависит от конкретных условий. Паркуясь, следует рассчитать впереди столько места, чтобы суметь выехать на случай остановки другой машины сзади.

Для грузовика

Контролировать ситуацию перед легковым автомобилем водителю грузовика крайне важно! На трассах рекомендуется выдерживать наиболее безопасный промежуток, равный 40-80 метрам. Этого будет достаточно, чтобы остановить машину без риска столкновения.

До крупногабаритного автомобиля

Крупный транспорт, осуществляющий грузоперевозки, или большой автобус закрывают обзор водителям, передвигающимся сзади. И чем они массивнее, тем больше должно быть расстояние до них. На трассах многие стараются обгонять грузовики, но важно при этом выдерживать 10-метровый промежуток.

Боковой интервал

Данный промежуток не менее важен для дорожной безопасности. Боковой интервал по ПДД — это расстояние сбоку между машинами. Во время обгонов, на широких трассах с несколькими полосами, автомобили оказываются на одинаковой горизонтальной плоскости. Примечательно, что наибольшее число аварий происходит из-за неправильно выдержанного бокового промежутка. В правилах указано, что это расстояние должно быть рассчитано с учётом:

  • техсостояния и исправности машины;
  • темпа передвижения;
  • прочих воздействующих факторов, включая даже самочувствие водителя.

Знак «Ограничение минимальной дистанции»

Этот знак предупреждающий. Он запрещает движение автомобилей, если между ними промежуток меньше, чем указано на табло. Как правило, устанавливается на сложных участках пути, где имеются мосты, тоннели, ледовые переправы, инженерные коммуникации, понтоны. В ПДД прописан как 3.16.

Действует знак до ближайшего перекрёстка, начала или конца населённого пункта. Также может быть знак 3.31, означающий «Конец зоны всех ограничений».

Установка этого знака решает две важнейшие задачи:

  • облегчает контроль над порядком автомобильного движения, адекватно оценивается степень опасности конкретной машины из движущейся колонны;
  • разряжается плотность автопотока на сложных участках дорог, связанных с движением по пролётным строениям.

Встретить этот знак, например, можно перед таможней. Обгонять других участников движения здесь не получится: образуется своеобразная зона ожидания. Любая попытка маневра приведёт к большому ДТП, в котором пострадает несколько машин.

Размер штрафов за несоблюдение расстояния

Штраф в 1500 рублей за несоблюдение расстояния выписывается по закону только после образования аварии. Часто такие происшествия возникают в больших городах, где образуется много заторов. Отмечается несоблюдение по двум пунктам — неправильная скорость и расстояние.

Это взыскание не применяется при ДТП, если один из автомобилей припаркован или не движется.

Помните, что правила не дают чёткую картину действий. Водителю всегда следует надеяться на самого себя, ездить аккуратно, и не понимать ПДД буквально. Например, дистанцироваться в городском потоке на пять метров просто невозможно, иначе образуется пробка. И сами правила дорожного движения указывают, что двигаться надо со скоростью автомобильного потока.

Почему важно соблюдать дистанцию

Последнее обновление: 03.01.2021
Комментариев нет

Речь пойдет о том, как соблюдать дистанцию в дорожном потоке машин. Рассмотрим, что означает соблюдать дистанцию до едущего впереди автомобиля в транспортном потоке, какую целесообразно держать дистанцию в цифрах, и для чего, так сказать, вообще, важно соблюдать дистанцию. А также рассмотрим некоторые негативные последствия, возникающие в процессе движения, если пренебречь этой нормой.

Что такое дистанция в ПДД

Общее понятие «дистанция» — это расстояние между двумя объектами, взятое по направлению. Если объекты движутся навстречу друг другу, или один объект стоит на месте, а второй к нему приближается, то это означает, что дистанция между ними сокращается.

Поскольку, на дороге в роли объектов выступают участники дорожного движения, и эти участники подчиняются определенному порядку, принято говорить, что они движутся на некоторой дистанции, соблюдая, при этом, боковой интервал.

Из всех участников дорожного движения, в число которых входят и транспортные средства, и пассажиры, и пешеходы, в данном вопросе (о соблюдении дистанции) нас интересуют только транспортные средства.

Дистанция может быть встречная (когда ТС движутся навстречу друг другу) и попутная (когда ТС следуют друг за другом). Расстояние между бортами машин (транспортных средств) носит название боковой интервал.

ПДД не дают официальное определение термину «дистанция», соответственно, в Правилах не указано ее значение в цифрах. Тем не менее, транспортные средства движутся, расстояния между ними постоянно изменяются, и возникает вопрос:

Какая должна быть дистанция между транспортными средствами, чтобы движение осуществлялось в соответствии с ПДД, т.е. не создавая помех друг другу?

Поскольку движение у нас правостороннее, Правила разделяют попутное и встречное движение, то в рамках ПДД встречной дистанцией можно пренебречь. О дистанции в ПДД есть смысл рассуждать только в тех случаях, когда два или несколько автомобилей следуют попутно друг за другом в пределах одной полосы движения.

В пункте 9.10 ПДД есть следующие строки:

«Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, . ».

Таким образом, дистанция до едущего впереди автомобиля в ПДД — это расстояние удаления того, «переднего» автомобиля, от вашего, т.е. расстояние, на котором «передний» автомобиль, движущийся попутно, удален от вашего по линии полосы проезжей части.

Как соблюдать дистанцию

Прежде чем ответить на вопрос, как соблюдать дистанцию, есть смысл сначала понять, для чего необходимо соблюдать дистанцию до «переднего» автомобиля, и какой величины должна быть эта дистанция. Ответ на первый вопрос простой: дистанцию необходимо соблюдать для того, чтобы не столкнуться с автомобилем, который едет впереди.

Другими словами, в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, этой дистанции (с учетом скорости движения) должно хватить для безопасной остановки до «переднего» автомобиля или для его безопасного объезда.

Какой величины должна быть дистанция? Поскольку дистанция представляется в виде некоторого расстояния, то ее величина измеряется мерой длины (например, в метрах). Но в процессе движения, когда дорога «бежит» перед глазами, это расстояние (метры) до едущего впереди автомобиля приходится определять на «глазок», что не всегда удобно.

Читайте также  Как работает печка на ваз 2107

Глазомер у всех людей разный, и справедливо возникают другие вопросы. Безопасная дистанция — это сколько метров? И с какой скоростью должен ехать автомобиль, чтобы выдержать безопасную дистанцию? В случае с «метрами», на эти вопросы ответить проблематично. Но выход есть. Дистанцию целесообразно измерять не в метрах, а в секундах, т.е. временем.

За одну единицу времени автомобиль, движущийся с определенной скоростью, проезжает некоторое расстояние. За одинаковый промежуток времени, увеличивая или уменьшая скорость, автомобиль проедет, соответственно, большее или меньшее расстояние.

Предположим, два автомобиля, под номером 1 и 2 движутся со скоростью 60 км/час на дистанции 5 секунд. 1-й автомобиль — впереди, 2-й, соответственно, позади первого. Дистанция в 5 секунд означает, что с момента начала отсчета, через 5 секунд, 2-й автомобиль окажется в месте, где до этого находился 1-й авто.

Если оба автомобиля одновременно увеличат скорость до 100 км/час, и продолжат движение с этой скоростью, то дистанция между ними останется такой же, что и была до увеличения скорости, т.е. 5 секунд. Но на более высокой скорости оба автомобиля проедут большее расстояние (при неизменной дистанции).

Как определить дистанцию в секундах до едущего впереди автомобиля?

Для этого нужно приметить на дороге какой нибудь ориентир (например, штрих прерывистой разметки, дорожный знак и пр.) и как только «передний» авто поравняется с ориентиром, либо проедет штрих разметки, начать отсчет, равный секундам: и раз, и два, и три, и четыре. И считать до тех пор, пока вы не достигнете примеченного вами ориентира.

Поравнялись с ориентиром и запомнили, сколько получилось насчитать секунд. Получившееся число и будет вашей дистанцией до едущего впереди автомобиля, измеренной в секундах на данной скорости.

Безопасной дистанцией на твердом сухом покрытии дороги (сухой асфальт) считается дистанция в 2-3 секунды. На влажном или скользком дорожном покрытии дистанцию целесообразно увеличивать до 4-6 секунд.

Опытным путем установлено, что за это время водитель успевает сориентироваться, и принять меры для безопасной остановки или маневра. Это, так сказать, средние цифры, расчет был сделан на среднестатистического водителя.

С учетом того, что на высокой скорости автомобиля нагрузка на восприятие водителем дорожной обстановки увеличивается (соответственно, увеличивается время реакции, это доказанный факт), то с увеличением скорости целесообразно увеличивать дистанцию.

На небольшой скорости (например, во время движения в вялотекущей пробке) дистанцию допускается сокращать. Есть смысл держаться на таком расстоянии, чтобы оставалась возможность объехать «передний» автомобиль без отъезда назад, если тот по какой-то причине остановится, и не сможет продолжить движение (например, ДТП).

О том, как поддерживать дистанцию на непредвиденных остановках с возможностью объезда описано в статье Движение в потоке.

Опасность движения на короткой дистанции

Когда вы движетесь на оптимальной дистанции, у вас есть возможность смотреть на дорогу далеко вперед — она вам видна. В таком случае у вас даже остается безопасная возможность «гулять» по своей полосе, т.е. можно сместить автомобиль на полметра вправо или влево, и таким образом разглядеть дорогу впереди по движению.

На короткой дистанции вы лишаете себя такой возможности, потому что корпус едущего впереди автомобиля будет закрывать обзор дороги. А, ведь, впереди может ехать крупногабаритный автомобиль, и на большой скорости все события происходят очень быстро. Какие могут быть последствия? Ответ — любые.

Например, когда «передний» автомобиль кого-то объезжает (предположим, стоящий посередине полосы автомобиль), то есть большая вероятность не успеть его объехать самому, т.к. на короткой дистанции попросту не хватит времени для маневра. Такой вариант рассмотрен на примере дорожной ситуации в статье Еще раз о дистанции. Очень хороший пример.

Возможно другое развитие событий в тех же обстоятельствах: вам не хватит места для объезда, потому что соседняя полоса в этот момент будет занята другим автомобилем, а тормозить будет уже поздно. Такие варианты, также на примере дорожных ситуаций, рассмотрены в статьях Препятствие на второй полосе и Неожиданный «сюрприз» на второй полосе.

Водитель «переднего» автомобиля может по разным причинам резко затормозить. Если дистанция до него короткая, то есть вероятность самому не успеть затормозить, и врезаться сзади. В таких ДТП виновным признают того водителя, который ехал сзади — нарушение вышеупомянутого пункта 9.10 ПДД.

В статье Не ожидал, что автомобиль остановится есть пример столкновения, но несмотря на то, что его причина не дистанция, данный пример очень подходит для понимания того, как обычно все происходит. Рекомендую.

Еще одно неудобство движения на короткой дистанции заключается в пред.намерении совершить обгон едущего впереди транспортного средства. Обгон — это маневр, связанный с выездом на встречную полосу. Его эффективность заключается в том, чтобы как можно меньше времени находиться на встречной полосе.

Для этого непосредственно перед началом обгона целесообразно начать разгон еще на своей половине проезжей части, а сделать это можно только, если вы движетесь на достаточной для разгона дистанции.

Таким образом, если ваша дистанция короткая, вы не сможете совершить необходимый разгон для того, чтобы обгон прошел быстро и безопасно. Обгон, в конце концов, произойдет, но ведь, ситуация на дороге меняется очень быстро.

В публикации О дистанции, скорости и приемах вождения есть видеоролик, на котором известный инструктор разъясняет суть этого вопроса, и показывает его выполнение на собственном примере.

И как дополнение к теме обгона рекомендую статью Правила обгона и ошибки при его выполнении.

Будьте внимательны за рулем. И соблюдайте дистанцию.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 03.01.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

И не вините оленей Санта-Клауса: объясняем, зачем и как соблюдать безопасную дистанцию на дороге

Как определить, где начинаются неприятности, рассказал инструктор по контраварийному вождению

Официально причиной этого ДТП назвали плохую видимость, но автоинструктор Даниил Виноградов уверен, что виноваты всегда сами водители

Фото: читатель UFA1.RU

Одно из самых распространенных ДТП — столкновение автомобилей, движущихся в попутном направлении в одной полосе. При этом виновным в аварии считают того, кто ехал сзади, — это он не соблюдал безопасную дистанцию.

UFA1.RU продолжает публикацию советов для водителей-новичков. О том, что такое безопасная дистанция и как правильно ее рассчитать, рассказал инструктор по контраварийному вождению Даниил Виноградов.

Что такое безопасная дистанция?

Дистанция — это расстояние между автомобилями, движущимися по одной полосе друг за другом. Очевидно, что следить за ней должен тот, у кого она, эта дистанция, перед глазами. Расстояние между автомобилями, которое позволяет гарантированно остановиться, не задев при этом впереди идущий автомобиль, принято называть безопасной дистанцией.

В Правилах дорожного движения дистанции посвящен единственный пункт — 9.10: водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Но как понять, что дистанция безопасная? В каком случае можно быть уверенным что успеешь остановиться?

— В учебниках по вождению, дошедших до нас из прошлого века, есть такой нехитрый способ: расстояние между машинами в метрах должно быть равно скорости, деленной пополам. Способ простой, но не очень надежный. Дело в том, что глазомер у разных водителей работает по-разному и очень сильно зависит от условий освещения и видимости, да и просто от усталости в конце дня, — объясняет Даниил Виноградов.

О том, как правильно рассчитать дистанцию, инструктор по безаварийному вождению расскажет чуть позже. А для начала разберемся, на чем такой расчет основан.

Почему надо соблюдать безопасную дистанцию?

— Водитель не может быть постоянно сконцентрирован на дороге. Именно рассеянное внимание чаще всего становится причиной аварийной ситуации и ДТП. Отвлечь от дороги могут разговоры по мобильнику или собственные мысли водителя. Но реакция мгновенной не бывает, даже если водитель не отвлекается. Адекватное реагирование на изменившуюся обстановку требует времени. Я знаю случай, когда разговаривавший по телефону водитель вообще не успел никак не отреагировать и столкнулся с машиной впереди на полном ходу, даже не пытаясь затормозить. Зимой легко пенять на гололед и плохую резину. Да хоть на оленей Санта-Клауса, перебегающих дорогу в неположенном месте, — шутит инструктор. — Но ведь летом на сухой дороге автомобили тоже «догоняют» друг друга. Так в чем же дело, чего не хватает водителю в таких ситуациях?

Ответить на вопрос просто, если знать, как на происходящее вокруг реагирует наш мозг. Представим, что водитель автомобиля (назовем его Первый) начинает тормозить. Водитель в автомобиле, движущемся следом за ним (назовем его Второй), все еще продолжает ехать с прежней скоростью. Второму потребуется не меньше 0,4 секунды, чтобы увидеть и понять, что ситуация впереди изменилась, принять решение и дать мышцам сигнал действовать.

— Прошу заметить, что 0,4 секунды — это минимальное время реакции, обусловленное физиологией человека. Но неопытному водителю может потребоваться и больше, чтобы правильно распознать внезапно изменившуюся ситуацию. Например, экстренное торможение автомобиля впереди, — акцентирует Даниил Виноградов.

Еще примерно полсекунды требуется водителю, чтобы перенести ногу с акселератора на тормоз. И плюс еще столько же — тормозным механизмам, чтобы начать замедлять автомобиль.

Какой должна быть безопасная дистанция?

— В среднем с момента начала торможения Первым до момента начала торможения Вторым проходит около полутора секунд. За это время автомобиль на скорости 60 километров в час проедет аж 25 метров, не тормозя, — объясняет инструктор по контраварийному вождению.

Выходит, что куда надежнее измерять дистанцию не метрами, а секундами.

— Мы имеем дело со временем реакции человека, так что логично обеспечить себе именно запас времени. Современные школы безопасного вождения этому и учат своих курсантов — измерять дистанцию в секундах. От обнаружения опасности до начала полноценного торможения проходит около полутора секунд. Для пущей уверенности округлим до 2 секунд, чтобы был запас. Эта дополнительная половинка секунды позволит остановиться не впритык к бамперу автомобиля впереди.

Читайте также  Что такое эур на приоре

Как рассчитать безопасную дистанцию?

Даниил Виноградов уверяет, что в движении измерить дистанцию в секундах несложно:

— Двигаясь в потоке автомобилей с постоянной скоростью, найдите ориентир около дороги. Это может быть дерево, вывеска, автобусная остановка. Когда автомобиль перед вами проедет этот ориентир, начинайте отсчет. Через несколько секунд вы и сами окажетесь у того места, которое отметили для себя. Так вы узнаете, какая дистанция между вами и машиной впереди. Если пройдет больше двух секунд — все в порядке, если меньше — срочно снижайте скорость!

Особые случаи

Две секунды — это минимальное расчетное время безопасной дистанции при благоприятных условиях, то есть на исправном автомобиле по сухому чистому асфальту и при хорошей видимости. Но есть ситуации, когда дистанцию необходимо увеличить. В дождь или снегопад, на мокрой или скользкой дороге тормозной путь увеличивается. А туман и вовсе искажает восприятие пространства, другие автомобили кажутся дальше, чем есть на самом деле.

Графика: Анна Рыбакова» title=»Две секунды — это минимальное расчетное время безопасной дистанции при благоприятных условиях. На каждый неблагоприятный фактор необходимо добавлять еще по секунде

Графика: Анна Рыбакова» itemprop=»contentUrl» >

Две секунды — это минимальное расчетное время безопасной дистанции при благоприятных условиях. На каждый неблагоприятный фактор необходимо добавлять еще по секунде

Графика: Анна Рыбакова

— Кроме этих очевидных, погодных, факторов, требующих увеличения дистанции, есть еще и внутренние для водителя причины увеличить дистанцию: не выспался, устал, простудился — такие состояния затормаживают реакцию. На каждый неблагоприятный фактор к привычной безопасной дистанции надо добавлять еще минимум по одной секунде, — рекомендует Даниил Виноградов.

Если вас в пути накрыл снегопад, минимальной должна стать дистанция в три секунды. В снегопад при минусовой температуре дорога становится скользкой — это сразу два неблагоприятных фактора. В таких случаях минимально допустимой дистанцией для вас будет уже четыре секунды. А в гололед, когда сцепление с дорожным полотном слишком мало, рекомендуемая дистанция не меньше пяти секунд.

Соблюдать дистанцию следует даже при совсем низкой скорости. Например, при движении в пробке или перед светофором. И дело тут не только в безопасности.

СЮЖЕТ

— Любой бывалый водитель скажет вам, что на светофоре надо останавливаться так, чтобы видеть колеса впереди стоящего автомобиля. Ведь может случится, что его придется объезжать (например, машина заглохнет или сломается). И в таком случае вы сможете просто вывернуть руль и спокойно уехать, не сдавая при этом назад. То же касается и пробок — всегда оставляйте себе пространство для маневра, — делится простой «хитростью» Даниил Виноградов.

Поделитесь с нами своими историями, которые помогут улучшить навыки вождения. Ждем ваши сообщения, фото и видео в нашу редакцию на электронную почту , в наши группы во « ВКонтакте », Facebook и « Одноклассниках », а также в редакционный WhatsApp по номеру:

Какая дистанция должна быть между автомобилями?

Несоблюдение дистанции является частой причиной столкновения транспортных средств. Дистанция определяется расстоянием между автомобилями, следующими друг за другом. Чем выше скорость движения, тем она должна быть больше.

Понятие дистанции по ПДД

В ПДД не указано точное расстояние в метрах, которое водители обязаны соблюдать. Тем не менее, принято считать, что безопасная дистанция между автомобилями при движении определяется скоростью и тормозным путем машин, движущихся в потоке транспортных средств.

Водитель обязан соблюдать:

  • боковой интервал, который сможет обеспечить безопасность движения;
  • дистанцию до движущегося впереди ТС, позволяющую избежать столкновения.

ПДД не указывают точную величину безопасной дистанции в метрах, поскольку она зависит от многих факторов:

  • состояния дорожного покрытия;
  • технического состояния автомобиля;
  • погодных условий и т.д.

При движении в транспортном потоке нужно уметь быстро анализировать ситуацию, прогнозировать экстренное торможение движущегося впереди авто и одновременно обращать внимание на транспортное средство, движущееся сзади.

В ПДД существует такое понятие как эффективное расстояние. Под этим подразумевается безопасная дистанция между автомобилями. Согласно ПДД, данное расстояние необходимо увеличить, когда:

  • за рулем находится новичок (об этом свидетельствует специальный знак на заднем стекле);
  • движение осуществляется по некачественному дорожному покрытию;
  • водитель резко увеличивает скорость;
  • дождь сменился снегом, и обзор стал хуже;
  • произошло перестроение в конец автомобильной очереди, где больше пяти транспортных средств.

Дистанцию требуется увеличить еще больше, если движение осуществляется:

  • по мокрому асфальтобетонному покрытию;
  • по мокрой грунтовой дороге;
  • по обледенелой или заснеженной дороге.

Несоблюдение эффективного расстояния значительно увеличивает риск попутных столкновений.

Какая дистанция должна быть между транспортными средствами?

Дистанция между автомобилями по ПДД должна строго соблюдаться водителями. Однако нередко возникают ситуации, когда водитель движется в транспортном потоке вплотную за другим авто и лишается свободы действий, к примеру:

  • невозможно экстренно притормозить, так как нет места для остановочного пути;
  • нельзя объехать ТС, которое внезапно остановилось. Сдать назад так же невозможно, из-за стоящих сзади машин;
  • не совершить разгон либо выполнить большинство маневров;
  • недостаточный обзор дороги.

При движении за автомобилем рекомендуется держать дистанцию, которая позволяет остановиться, совершить маневр и избежать столкновения.

Минимальная

На сухом асфальте минимальная дистанция между движущимися транспортными средствами составляет 3 метра (2 секунды). Если дорожное покрытие некачественное, мокрое или на трассе присутствует глина, то это расстояние увеличивается до эквивалента времени в 3-4 секунды.

Если выпали различные осадки: пошел мокрый снег, дождь, на дороге появился гололед, наиболее безопасной является дистанция 5-6 секунд. Водителям, которые не имеют большого навыка, рекомендуется держать минимальное расстояние не менее 7-8 секунд.

Если выпал снег, но он достаточно укатанный, то опытные водители могут держать дистанцию в 4 секунды, новички – 5 секунд.

В городе

В городе данной дистанцией воспользуется опытный водитель и заставит новичка сокращать расстояние и нервничать. В среднем, рекомендованная безопасная дистанция между автомобилями в городском режиме составляет 3 метра. Это примерно 2/3 длины корпуса машины.

Для начинающих водителей нужно держать расстояние не менее 5 метров.

На трассах

Дистанция на трассах напрямую зависит от состояния дорожного покрытия. Расстояние до следующей машины должно составлять:

  • 2 секунды, если асфальтовая дорога не содержит каких-либо препятствий в виде загрязненных участков или ремонтных работ;
  • 3 секунды, когда на дороге имеются небольшие препятствия (попадаются ямы, опавшие ветки), которые можно легко объехать;
  • 3 секунды, если движение осуществляется по качественному дорожному покрытию, но в темное время суток;
  • 4 секунды – в светлое время суток, когда дорога покрыта инеем, снегом;
  • 5 секунд, если водитель едет в темное время суток по заснеженной дороге;
  • 6 секунд, когда на дороге гололед, прошел мокрый снег, дорога заснежена, на дорожном покрытии образовалась тонкая пленка воды.

В пробке

Нормальной считается расстояние между машинами, равное половине авто. Для новичков оно составляет 2/3 длины машины, это, в среднем, 2 метра. Такого расстояния вполне достаточно, чтобы перестроиться на другую полосу, без создания аварийной ситуации, если впереди идущая машина внезапно заглохнет. Это снизит риск резких маневров со стороны других автомобилей.

На сложных участках дороги или в плохую погоду дистанция должна быть такой, чтобы тормозной путь авто был меньше, чем расстояние видимости. Данное правило применяется к передвижению на перекрестках с плохим обзором, по узким улицам, а также в закрытых поворотах.

На светофоре

В правилах дорожного движения установлено, что водитель должен соблюдать дистанцию, которая предотвратит возникновение аварийной ситуации. На светофоре не рекомендуется сильно приближаться к авто, находящемуся впереди, чтобы избежать аварии.

При остановке перед оживленным перекрестком дистанция должна быть 2-3 метра, чтобы в случае удара машина не задела другие ТС. Оставив дистанцию несколько метров до следующего авто, есть шанс избежать аварии при перестроении в другой ряд.

На парковке

Дистанция на парковке зависит исключительно от конкретной ситуации, это расстояние в ПДД четко не определено. Так, она должна быть такой, чтобы водитель и пассажиры могли свободно выйти из машины. Если же водитель остановился позади припаркованного авто, то требуется оставить место для того, чтобы беспрепятственно выехать, если сзади встанет другая машина.

При остановке

При остановке движение напрямую зависит от качества дорожного покрытия:

  • на грязном и мокром асфальте дистанция равна 3 секундам;
  • на дороге с препятствиями или на обледенелой дороге равно 5 секундам;
  • на зимней дороге расстояние равно 4 секундам.

Водитель должен сразу же увеличить дистанцию, если в работе автомобиля случился внезапный сбой, встречное ТС включило дальний свет, обуты шины не по сезону.

Штраф за несоблюдение

При ДТП нарушение фиксируется на основании двух правил:

  • 10.1 – регламентирует движение машины с требуемой скоростью;
  • 9.10 – предписывает соблюдение безопасной дистанции между ТС.

Согласно правилу 9.10 водитель обязан выбирать безопасную дистанцию до авто, которое движется перед ним, а также боковой интервал. Помимо этого, он должен сам решить, какое именно расстояние поможет избежать столкновения между двумя транспортными средствами.

Согласно КОАП 12.15 (Кодексу РФ об административных нарушениях) штраф выплачивается за несоблюдение дистанции либо движение машины по обочине, которое способствовало аварийной ситуации.

Также движение на встречном разъезде и пересечение транспортной колонны наказывается штрафом до 1500 руб.

В руководстве ПДД такое понятие как «дистанция между автомобилями» рассматривается довольно размыто. Фиксированное значение отсутствует. Исключением является наличие на дороге указателя, который ограничивает минимальную дистанцию. В остальных случаях водитель должен самостоятельно выбирать оптимальный интервал между собственным автомобилем и машиной, следующей перед ним.

Оцените статью
Добавить комментарий