Что такое импрессивная речь

Речь – сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Что такое импрессивная речь

Что такое импрессивная речь

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Речь – сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Статья:

Речь – сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Сенсорная (импрессивная) речь – это восприятие и понимание речи. В 1874 г. Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике. Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные человеком слова, точнее, их звуковые образы, и он всю жизнь пользуется этой «картотекой». Если произошло поражение этой зоны, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова. При нормальном слухе он остается глухим к словам.

Различают и моторную (экспрессивную) речь – произнесение звуков речи самим человеком. В 1861г. французский нейрохирург П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобной извилины человек теряет способность к членораздельной речи, он издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев – в правом. Вся работа по формированию двигательных и речевых программ происходит в зоне Брока. Поэтому при поражении этой зоны человек может издавать только нечленораздельные звуки, а связать их в слова не в состоянии.

Большую работу по составлению «карты» речевых зон мозга вел канадский нейрохирург У. Пенфилд. Помимо зон Брока и Вернике, Пенфилд обнаружил дополнительную (верхнюю), речевую область, которая играет вспомогательную роль. Ему удалось раскрыть тесную взаимосвязь всех трех речевых областей, которые действуют как единый речевой. Когда у больного удаляли одну из речевых зон коры, возникавшие при этом нарушения речи через некоторое время становились меньше, хотя полностью не исчезали. Следовательно, сохраненные речевые области в какой-то мере выполняли функции удаленной зоны. Именно в компенсаторных возможностях мозга проявляется принцип надежности в обеспечении чрезвычайно важной в жизни человека речевой деятельности. Речевые зоны в этом отношении отличаются от многих других зон коры. Так, например, если удаляется часть коры зрительной или слуховой областей, то нарушенные функции восстановить невозможно.

В процессе наблюдений У. Пенфилд и его сотрудники Г. Джаспер и Л. Робертсон выявили неодинаковую роль речевых зон. Сроки и степень восстановления речи после удаления той или иной речевой области показывают, насколько велико ее значение в осуществлении речевой функции. Оказалось, что легче и полнее речь восстанавливается при удалении верхней речевой зоны — следовательно, она действительно играет второстепенную роль. При удалении зоны Брока нарушения речи значительные и стойкие, но все же речь может быть восстановлена. При удалении зоны Вернике, особенно если затронуты подкорковые структуры мозга, наступают наиболее тяжелые, часто необратимые расстройства речи, что свидетельствует о ведущей роли речевых зон (Брока и Вернике) для развития и сохранения речи: их утрата компенсируется лишь частично.

Психолого-педагогические аспекты исследования импрессивной речи дошкольников

Екатерина Курусь
Психолого-педагогические аспекты исследования импрессивной речи дошкольников

Импрeссивная речь – это вoсприятие и пoнимание рeчeи. Устнaя импрeссивная рeчь сoстoит в слухoвом вoсприятии рeчи, импрecсивнаяписьмeнная рeчьвырaжаeтся в зритeльном вoсприятии тeкста. Пoниманиeзвучaнияслoвавырaжаeтся в фoнемaтическомaнализе. Для тoгочтoбы рeбенку пoниматьфрaзы и прeдложения, ему нeобходимoусвoитьгрaммaтические структуры и пoниманиесмыcла слoва в зaвисимoстиoт кoнтeкста.

В 1874 г. Э. Вeрникe было устaновлено, чтo в кoре гoловногo мoзга нахoдится зoна импрeссивной рeчи – зoна Верникe. Порaжениe вeрхнeй висoчной извилины привoдит к тoму, чтo чeловекнe пoнимает смыслaслoв, нooн их слышит, так кaк в зoне Вeрникехрaнятсявсeусвoенныe челoвекoм слoва, тoчнeе, их звукoвые oбразы, и oн всю жизнь пoльзуетсяэтoй «кaртотeкой». Если прoизошлo пoражениеэтoй зoны, то хрaнящиеся тaм звукoвые oбразыслoв рaспадaются, и чeлoвек перeстаeт пoниматьслoва. При нoрмaльном слухeoн остaется глухим к слoвам. [1, с. 6]

При рaсстрoйствахимпрeссивной рeчинарушaютсяпрoцeссы рaспoзнавания рeчeвых элeмeнтов, грaмматичeского и смыслoвoгоaнaлиза вoспринимaемых сoобщений. [2].

При oбслeдовaнииимпрeссивной рeчи неoбходимо выявить пoнимaниезнaчeнияслoв и фрaз, грaмматическихсвязeй, кoнтекстной рeчи. Рабoта прoводится в несколько этапов. Структурaлогопeдическогоисслe дованияимпрeссивной рeчитщaтельнoпрoдумывaется, oпредeляется последoватeльностьпрeдъявленных зaдач. Гoтoвитсяпрoтoкол, кoтoрый зaполняeтся в прoцeссеoбслeдования. [3, с. 101].

Oбслeдование сoстoянияимпрeссивной рeчирeбенка дoшкольнoго вoзрастаобязaтельновключaет в сeбяслeдущиеэтaпы:

1. Правильнoстьвыпoлнения рeбенкомслoвестных инструкций, в рaзных ситуaциях,

2. Пoнимaние рeбeнкомзнaчения слов:

3. Пoнимaнияграматических форм:

• единственнoе и мнoжественное число;

• признaкиединственногo и мнoжественногочисeл;

• Единствeнное и множeственное число;

• Глaголы прoшeдшего времени мужскoго и женского рода;

5. Пoниманиепрeдложений и текстов.

Имрeссивная рeчьисслeдуeтся для тoго, чтoбы прoвeрить пoниманиязнaченияслoв ребeнком, лoгического или опoсредованного зaпоминaния, пoниманияпрoстыхпрeдлoжений, пoнимaние лoгикo-грaмматичeских структур.

Пoниманиеoбращенной рeчи в пoлномoбъеме, на бытoвомурoвне, oграничeнное в прeделах ситуaции. Прeдложно –падeжныекoнструкции: 4 гoда-в, на, нaд, пoд;

5 лет-за, пeрeд, oкoло, нa; 6 лeт-зa, пoд, из-за, из-пoд.

Глaголы с пристaвками: 4 гoда-пeреходит, выхoдит, пoдходит; 5 лeт: залeтает, пoдлетает, вылeтает; 6 лет-объезжaет, выeзжает, заeзжает,подъeзжает.

Выпoлнение инструкций: 4 гoда-однoступенчатые, двуступeнчатые; 5 лeт-двуступeнчатые, трeхступeнчатые;.

Пoнимaниепрeдложений: 6 лет-пoниманиесвязнoй рeчи, лoгикo-граммaтичeские инструкции.

Таким образом, импрессивная речь нужна для того, чтобы понимать к себе обращeнную речь в полном объеме, пoнимать письменную речь, предложения, тексты, различные грамматические формы словоизмененияно понимание речи может быть и несфoрмированным в результате дефектов на любoм уровне и в любом звене. В прoцессе рeчевого общeнияребенoк aктивноовлaдевает pечьюокружaющих, осущeствляя опeрации вычлeнения мoрфемы из слoв и связи этoгознaчения с oпределенной фoрмой при oбразовании нoвыхслoв. Очeнь вaжно, наскoлькопрaвильную рeчь слышит рeбенокдошкoльного вoзраста в ближaйшемокружeнии.

Пoслепрoведеннoгообслeдованияимпрeссивной рeчи делaются вывoдыo сoстоянии рeчи кaждого рeбенка дoшкольника. Нaоснoвании вывoдов сoставляютсяплaны индивидуaльной рaбoты нa кaждого рeбенка и нaгруппудeтей. [3, с. 101].

Литература и источники

1. Поваляева М. А.Справочник логопеда — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002

3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. Кн. для логопеда-.

Читайте также  Что такое бендикс в стартере

2-е изд., перераб. —М. : Просвещение, 1985. — 112 с.

Возрастные психолого-педагогические особенности детей при обучении ПДД и ОБЖ Возрастные психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, при обучении ПДД и ОБЖ Старший воспитатель МБДОУ №16 Качура.

НОД «Колобок». Формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР посредством знакомства с русскими народными сказками Непосредственно образовательная деятельность «Колобок» Цель: формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР через знакомство с русскими.

НОД «Козлятки и волк». Формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР посредством знакомства с русскими народными сказками Непосредственно образовательная деятельность «Козлятки и волк» Цель: формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР через знакомство.

Основные аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи Воспитание здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности В настоящее время образовательные учреждения переходят на личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной.

Проект «Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи» Проект «Психолого – педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи.» Вид проекта: социальной направленности, обще-садовский,.

Психолого-педагогические аспекты формирования представлений о культуре русского народа Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не.

Психолого-педагогические аспекты сопровождения детей в период адаптации ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ Татарникова Н. Н., Савинкина Е. П. МБДОУ «ДСОВ № 76», г. Братск.

Психолого-педагогические основы воспитания этноэкологической культуры у дошкольников. Психолого-педагогические основы воспитания этноэкологической культуры у дошкольников. Проблема этноэкологического образования является.

Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи Психолого – педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства,.

ПОНЯТИЕ ОБ ИМПРЕССИВНОЙ И ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

ПОНЯТИЕ ОБ ИМПРЕССИВНОЙ И ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Импрессивная речь (от лат. «ттргеззю» – впечатление) одна из форм речи, понимание устной или письменной речи. При отклонениях в деятельности анализаторов нервной системы человека импрессивная форма речи меняется. Например, устная импрессивная речь людей с пониженным слухом может базироваться на визуальном восприятии, когда произносимые собеседником слова распознаются по артикуляционным движениям губ, а письменная импрессивная речь слабослышащих организована на тактильном восприятии особых выпуклых знаков подушечками пальцев. В психологическую структуру импрессивной речи включают три этапа.

I этап – это этап первичного восприятия речевого сообщения.

II этап – это этап, на котором происходит декодирование сообщения.

III этап – это этап, на котором сообщение соотносится с конкретными семантическими категориями прошлого или же частного понимания устного либо письменного сообщения.

Экспрессивная речь (от лат. «ехргеззю» – выражение) – процесс формирования высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма.

Экспрессивная речь начинается с определения мотива и основной идеи высказывания, затем следует проговарива-ние высказывания «про себя» (стадия внутренней речи), и завершается процесс более или менее развернутым устным высказыванием.

Читайте также

ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОСЛОВЕСНЫЙ ПЕРИОД Только человеку присущ величайший дар природы – речь. Но она не является врожденной способностью. Речь формируется вместе с развитием ребенка под влиянием речи взрослых постепенно и во многом зависит от некоторых факторов:

ОЦЕНКА ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

ОЦЕНКА ПОНИМАНИЯ РЕЧИ Основные возрастные показателиВ 3–6 мес. прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.В 6-10 мес. понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам «Поцелуй маму. Дай

18. Расстройства речи

18. Расстройства речи Тахифазия – ускоренная речь, может проявляться многословием или перемежаться с пословицами, каламбурами. Отмечается при ускоренном мышлении, от степени выраженности которого напрямую зависит расстройство речи.Логорея (полифразия, речевое

6.4. Расстройства речи

6.4. Расстройства речи Речь человека является отражением состояния его когнитивных функций.Выделяют две основные группы причин нарушений устной речи:1) нарушения, обусловленные психопатологическими расстройствами (расстройства сознания, мышления, аффекта, воли,

Развитие речи

Развитие понимания речи

Развитие понимания речи В случаях, когда заходит разговор о маленьком ребенке, который еще не научился говорить, от близких ребенка часто можно услышать: «Он все понимает, только пока не говорит». Такая характеристика поведения малыша подразумевает, что он знает значения

ПАТОЛОГИЯ РЕЧИ (АФАЗИЯ)

ПАТОЛОГИЯ РЕЧИ (АФАЗИЯ) Под афазией (от греч. а — отрицание, phasis — речь) понимается нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь или пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей. Появление афазии обусловлено

Недостаток речи

Недостаток речи Чрезвычайной фрустрацией была невозможность говорить. Если взрослые говорили прямо со мной, я могла понимать все, что они говорили, но не могла выпустить мои слова наружу. Это было как большое заикание. Если я находилась в слегка напряженной ситуации,

Странности «речи — памяти»

Странности «речи — памяти» Он назвал свой основной дефект распадом «речи-памяти». И это имело основание.До ранения каждое слово имело четкое значение, которое всплывало сразу же, как только он его слышал. Каждое слово было частицей живого мира, с которым оно было связано

Физиологические основы речи.

Физиологические основы речи. Для декодирования речи, воспринимаемой в акустической форме, важнейшим условием является удержание в речевой памяти всех ее элементов, а в оптической форме – участие сложных поисковых движений глаз. Процессы декодирования речи

ЧУДО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ

ЧУДО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ Благодаря исследованиям И. П. Павлова и его учеников стало известно, как происходит образование слов — речи. Было установлено, что у высших животных (обезьяны, собаки) взаимоотношения с окружающим миром устанавливаются в результате поступления в

Воздействие профессиональной речи

Воздействие профессиональной речи Гармонично настроенный человек способен сразу же отреагировать даже на незнакомое слово, произнесенное с искажением – негармоничные вибрации слова вызывают неприятное чувство. Возможно, профессиональный жаргон также основан на этом

Игры на развитие речи

Игры на развитие речи Природа позаботилась о том, чтобы человеческий детеныш учился разговаривать, повторяя за взрослыми. Это ли не повод следить за собственной речью. Но это не все, что может сделать сознательный родитель, чтобы помочь ребенку как можно скорее освоить

На чистоту речи

На чистоту речи Если человек сбивается и невнятно говорит, нужно в ту ночь, когда небо ясное, без облаков, да с молодым месяцем, встать лицом к народившийся луне и сказать: Будь чист и речист мой язык, Как чисто небо ясное, Как луна прекрасная. Ключ, замок, язык. Аминь.

Что такое импрессивная речь

ПОНЯТИЕ О НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ

ГЛАВА 1. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧИ

Речь, голос и слух – это функции человеческого организма, которые имеют огромное значение не только для общения людей, но и для культурного и интеллектуального развития всего человечества. Развитие речи тесно связано с высшей нервной деятельностью. Речь – это относительно молодая функция коры головного мозга, которая возникла в стадии развития человека как существенное дополнение к механизму нервной деятельности животных. И. П. Павлов писал: «В развивающемся животном организме на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности.

Читайте также  Шевроле нива или рено дастер что лучше

Для животного действительность представлена исключительно раздражениями и их следами в больших полушариях головного мозга в специальных клетках зрительных, слуховых и других центров. Это то, что для человека представляется как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды.

Это первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными.

Но слово составило вторую, специальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов.

Именно слово сделало нас людьми, однако не подлежит сомнению, что основные законы, установленные в работе первой сигнальной системы, должны действовать и во второй, потому что это работа той же нервной ткани…».

Деятельность первой и второй сигнальных систем неразрывно связана, обе системы непрерывно находятся во взаимодействии. Деятельность первой сигнальной системы – это усложненная работа органов чувств. Первая сигнальная система – носительница образного, предметного, конкретного и эмоционального мышления, работает под влиянием прямых (несловесных) воздействий внешнего мира и внутренней среды организма. У человека имеется вторая сигнальная система, обладающая способностью создавать условные связи на сигналы первой системы и образовывать наисложнейшие взаимоотношения организма с окружающей средой. Основным специфическим и реальным импульсом для деятельности второй сигнальной системы является слово. Со словом возникает новый принцип нервной деятельности – абстрактный.

Это обеспечивает неограниченную ориентацию человека в окружающем мире и образует самый совершенный механизм разумного существа – знание в форме общечеловеческого опыта. Корковые связи, образуемые при помощи речи, представляют собой свойство высшей нервной деятельности «человека разумного», однако оно подчиняется всем основным законам поведения и обусловлено процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Итак, речь – это условный рефлекс высшего порядка. Развивается она как вторая сигнальная система.

Возникновение речи обусловлено процессом развития центральной нервной системы, при котором в коре головного мозга образуется центр для произношения отдельных звуков, слогов и слов – это моторный центр речи – центр Брока.

Наравне с ним развивается способность различать и воспринимать условные звуковые сигналы в зависимости от их значения и порядка – образуется гностическая речевая функция – сенсорный центр речи – центр Вернике. Оба центра в отношении развития и функции тесно связаны, находятся у правшей в левом полушарии, у левшей – в правом. Эти корковые отделы не функционируют изолированно, а связаны с остальными отделами коры, и, таким образом, совершается одновременная функция всей коры головного мозга. Это и есть совокупная работа всех анализаторов (зрительного, слухового и т. д.), в результате которой происходит анализ сложной внутренней и внешней среды и затем синтез сложной деятельности организма. Для возникновения речи у ребенка (речь является врожденной способностью человека) основное значение имеет слух, который в период развития речи формируется сам под влиянием звуковой системы языка. Связью слуха и речи, однако, не исчерпывается взаимосвязь первой и второй сигнальных систем.

Слух для членораздельной речи является лишь одной частью речевого акта. Другая его часть – произношение звуков, или артикуляция речи, которое постоянно контролируется слухом. Речь является также сигналом для связи с другими людьми и для самого говорящего. При артикуляции (произношении) возникают многочисленные тонкие раздражения, идущие от речевого механизма в кору больших полушарий, которые становятся для самого говорящего системой сигналов. Эти сигналы поступают в кору одновременно со звуковыми сигналами речи.

Таким образом, развитие речи – это чрезвычайно сложный процесс, обусловленный влиянием различных факторов. Многочисленные исследования показали, что речевая функция формируется следующим образом: результаты деятельности всех корковых анализаторов, принимающих участие в формировании речи, по пирамидным путям передаются к ядрам черепно-мозговых нервов ствола мозга своей и в большей степени противоположной стороны.

От ядер черепно-мозговых нервов отходят нервные пути, направляющиеся к периферическому речевому аппарату (носовая полость, губы, зубы, язык и т. д.), в мышцах которого находятся окончания двигательных нервов.

Двигательные нервы приносят к мышцам импульсы от центральной нервной системы, побуждающие мышцы к сокращению, а также регулирующие их тонус. В свою очередь к центральной нервной системе по чувствительным волокнам идут двигательные раздражения от речевой мускулатуры.

Как уже было отмечено, речь не является врожденной способностью человека. Первым голосовым проявлением новорожденного является крик.

Это врожденный безусловный рефлекс, возникающий в подкорковом слое, в самом низшем отделе высшей нервной деятельности. Крик возникает в ответ на внешнее или внутреннее раздражение. Каждый новорожденный ребенок подвергается охлаждению – действию воздуха после рождения, температура которого ниже температуры в утробе матери, кроме того, после перевязки пуповины прекращается поступление материнской крови и наступает кислородное голодание. Все это способствует рефлекторному вдоху как первому проявлению самостоятельной жизни и первому выдоху, при котором возникает первый крик.

В дальнейшем плач новорожденных вызывается внутренними раздражениями: голодом, болью, зудом и т. д. На 4—6-й неделе жизни голосовые проявления младенцев отражают его ощущения. Внешним проявлением спокойствия является мягкий звук голоса, при неприятных ощущениях – голос резкий, в этот период в голосе ребенка начинают появляться разные согласные звуки – «агуканье». Так ребенок постепенно приобретает двигательный прототип для дальнейшего развития речи. Каждый изданный звук передается волной воздуха к слуховому аппарату и оттуда к корковому слуховому анализатору. Таким образом развивается и закрепляется закономерная связь двигательного анализатора и слухового. В возрасте 5—6 месяцев запас звуков у ребенка уже очень богат. Звуки бывают воркующими, чмокающими, вибрирующими и т. п. Легче всего ребенку удаются звуки, образуемые губами и передней частью языка («мама»,«папа»,«баба»,«тата»), так как мышцы этих отделов хорошо развиты благодаря сосанию.

В период между 6—8 месяцами образуются условные рефлексы и дифференциация первой сигнальной системы. Происходит повторение одного слога как примитивное речевое проявление. Ребенок слышит образование фонем (тех или иных звуков), и звуковой стимул воспроизводит артикуляционный стереотип. Таким образом постепенно вырабатывается моторно-акустическая и акустико-моторная связь, т. е. ребенок произносит те фонемы (звуки), которые слышит. Между 8—9 месяцами начинается период рефлекторного повторения и подражания. Ведущую роль берет на себя слуховой анализатор. Постоянным повторением разных слогов у ребенка вырабатывается замкнутый слухо-двигательный круг.

В этот период возникает механизм повторения сложных звуков. Мать повторяет за ребенком его лепет, и ее голос попадает в налаженный акустико-моторный круг ребенка. Так налаживается работа между слышимой и собственной речью. Сначала ребенок повторяет за матерью слоги или односложные слова. Эта функция простого повторения слышимых звуков называется физиологической эхолалией и является характерным признаком первой сигнальной системы (повторять отдельные слоги и простые слова могут и животные, например попугаи, скворцы, обезьяны). Приблизительно в одно время с физиологической эхолалией (повторением, подражанием) начинает развиваться и понимание значения слов. Ребенок воспринимает слова и короткие фразы как словесный образ. Важную роль для понимания значения слов играет оттенок произносимой родителями фразы. В этот период все большее значение в формировании речи начинает играть зрительный анализатор. В результате взаимодействия слухового и зрительного анализаторов у ребенка постепенно развиваются сложные аналитические (акустико-оптические) процессы.

Читайте также  Какой аккумулятор лучше для автомобиля

Психологическая энциклопедия

(от лат. impresso -впечатление) — термин, обозначающий одну из сторон речевой деятельности — восприятие и понимание речи. Устная И. р. выражается в слуховом восприятии устной речи, письменная И. р. — в зрительном восприятии текста (чтении). Нарушения устной и письменной И. р. характерны для различных форм афазии и обусловлены дефектами различных звеньев речевой функциональной системы в зависимости от локализации очага поражения в коре головного мозга (левого полушария у правшей).Устная И. р. у глухих выражается в зрительном восприятии произносимых слов посредством чтения с губ. Письменная И. р. у слепых заключается в тактильном восприятии рельефного текста, напечатанного на бумаге или передаваемого читальной машиной, а также в слуховом восприятии фонических сигналов читальной машины. Дак-тильная И. р. (см. Дактилология) основана на зрительном (для глухих) или на осязаемом (для слепых) восприятии обозначений букв. Ср. Экспрессивная речь. (Е. Д. Хомская.)

Смотреть значение Импрессивная Речь в других словарях

Речь — и пр. см. речи.
Толковый словарь Даля

Речь — 1. Способность говорить, выражать свои мысли; разговор, беседа.
О характере произношения или произнесения; о манере говорить, об эмоциональной окраске речи.
Беспокойная.
Словарь эпитетов

Речь — речи, мн. речи, речей, ж. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. — один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.).
Толковый словарь Ушакова

Речь — -и; мн. ре́чи, -е́й; ж.
1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение.
Толковый словарь Кузнецова

Внутренняя Речь — — представляет собой средство мышления в уме.
Юридический словарь

Речь — Образовано от общеславянского глагола rekti – «говорить», восходящего к основе, имеющей индоевропейскую природу. Возможно, что этот глагол возник как звукоподражание.
Этимологический словарь Крылова

Речь Посполитая — Интересующимся историей будет, вероятно, любопытно узнать, что это название (существовавшее с 1569 до 1759 года) нашего ближайшего славянского соседа – польского государства.
Этимологический словарь Крылова

Внутренняя Речь — речь, обращенная к самому себе, и т. н. внутренняяпрограмма высказывания, не реализуемые в звучащей речи. 2) Артикуляторныедвижения, не сопровождаемые звуком («внутреннее.
Большой энциклопедический словарь

Косвенная Речь — одна из форм передачи чужой речи, синтаксическиорганизованная в виде сложноподчиненного предложения, напр.: «Он сказал,что завтра придет». Ср. Прямая речь.
Большой энциклопедический словарь

Речь — специфически человеческая форма деятельности, служащая общению между людьми посредством языка.
Большой медицинский словарь

Речь Автоматическая — воспроизведение хорошо выученной серии слов (последовательный ряд чисел, дни недели, месяцы года, алфавит и др.).
Большой медицинский словарь

Речь Внутренняя — речевая деятельность, участвующая в процессах мышления и памяти и не предназначенная для непосредственного общения с другими людьми; внешне может проявляться лишь.
Большой медицинский словарь

Речь Вычурная — (син. речь манерная) расстройство речи, при котором больной использует необычные, малопонятные, часто неподходящие по смыслу слова; сопровождается манерной жестикуляцией.
Большой медицинский словарь

Речь Жестовая — см. Речь мимико-жестикуляторная.
Большой медицинский словарь

Речь Зеркальная — (син. эхопалилалия) расстройство речи, при котором больной непроизвольно повторяет слова, услышанные от окружающих; наблюдается при органических заболеваниях головного мозга, шизофрении.
Большой медицинский словарь

Речь Импрессивная — (франц. impressif производящий впечатление, запечатлевающийся) см. Речь сенсорная.
Большой медицинский словарь

Речь Манерная — см. Речь вычурная.
Большой медицинский словарь

Речь Мимико-жестикуляторная — (син. речь жестовая) общение между людьми, основанное на системе жестов и мимических движений.
Большой медицинский словарь

Речь Монотонная — расстройство речи, при котором отсутствуют (или крайне незначительны) изменения интонаций; наблюдается при некоторых болезнях нервной системы (паркинсонизм и др.).
Большой медицинский словарь

Речь Моторная — (син. речь экспрессивная) формулировка и высказывание своих мыслей, чувств, желаний в устной или письменной форме.
Большой медицинский словарь

Речь Обстоятельная — расстройство речи, при котором больной медленно и подробно излагает маловажные детали, что затрудняет понимание цели высказывания; наблюдается, напр., при эпилепсии.
Большой медицинский словарь

Речь Олигофазическая — (греч. oligos малый, недостаточный + phasis речь) расстройство речи, при котором она обеднена по словарному запасу, грамматическому строю и интонациям; наблюдается при эпилепсии.
Большой медицинский словарь

Речь Парадоксальная — расстройство речи, при котором в ней преобладают противоречивые по смыслу высказывания; наблюдается при некоторых психических болезнях.
Большой медицинский словарь

Речь Персеверативная — (лат. persevero, perseveratum упорно держаться, продолжаться) расстройство речи, при котором больной многократно повторяет одно и то же слово или оборот речи и затрудняется в подборе.
Большой медицинский словарь

Речь Пуэрильная — (лат. puerilis детский) расстройство речи, при котором она у взрослого больного напоминает детскую (упоминание себя в третьем лице, картавость и др.); наблюдается гл. обр.
Большой медицинский словарь

Речь Рифмованная — расстройство речи, при котором больной рифмует слова, часто в ущерб смыслу; наблюдается, напр., у больных с маниакальными состояниями и при кататонии.
Большой медицинский словарь

Речь Сенсорная — (син. речь импрессивная) восприятие и понимание чужой устной или письменной речи.
Большой медицинский словарь

Речь Скандированная — расстройство речи, при котором больной говорит медленно, раздельно произнося слоги и слова; наблюдается при поражении мозжечка; характерный симптом рассеянного склероза.
Большой медицинский словарь

Речь Слащавая — расстройство речи, при котором больной говорит с вкрадчивой интонацией, употребляет уменьшительные формы слов и шаблонные хвалебные обороты; наблюдается при эпилепсии.
Большой медицинский словарь

Оцените статью
Добавить комментарий